Жизнь и творчество выдающегося композитора Архангельского А.А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе автор хочет рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончившихся в Праге.
Эта тема несомненно является актуальной, как минимум, в связи с тем, что исполнение произведений этого «русского самородка» до сих пор является востребованным и, более того, является честью для огромного числа хормейстеров современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Жизнеописание композитора А.А.Архангельского………………..…………..4
Творчество новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.……………….10
Заключение…………………………………………………………...…………..20
Список литературы…………………………………………...……………….…23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая м.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Государственное Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский Государственный  Университет

Гуманитарный  факультет

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине: Музыкальная Культура Православия

Тема:

«Жизнь  и Творчество русского  композитора  А.А.Архангельского»

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка группы 831091

Воронина Екатерина

 

Работу проверил:

Доц. Н.Н.Евсеев

 

 

 

 

 

Тула, 2013

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...……3

Жизнеописание  композитора А.А.Архангельского………………..…………..4

Творчество  новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского.……………….10

Заключение…………………………………………………………...…………..20

Список литературы…………………………………………...……………….…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве выдающегося русского композитора Александра Андреевича Архангельского, начавшихся в Пензе и окончивштхся в Праге.

Эта тема несомненно является актуальной, как минимум, в  связи с тем, что исполнени  произведений этого «русского самородка»1  до сих пор является  востребованным и, более того, является честью для огромного  числа хормейстеров современности.

Александр Андреевич один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов. Нек-рые циклы Архангельского были рекомендованы для церковноприходских школ и духовных учебных заведений.  Количество  же сочинений Александра Андреевича не менее двухсот. Кроме этого его именем названы некоторые хоры и даже отдельные музыкальные уилища, а так же ему посвящаются музыкальные  фестивали.

В связи со всем перечисленным, считаю необходимым  ознакомление с его жизниописанием и, хотя бы частично, с творчеством  этого необыкновенного  человека.

 

 

 

 

 

Жизнеописание  композитора А.А.Архангельского

 

Александр Андреевич  Архангельский родился в октябре 1846 года в селе Старое Тезиково Пензенской губернии. Скончался 16 ноября 1924 года в Праге. С детства его окружали духовная музыка, так как он родился в семье священника, и  народное творчество, так как он с ранних лет слышал народные песни. Все это не только повлияло на жизнь Архангельского, но и стало основой для его творчества.  Так что, как композитор он создавал не только духовные произведения, но и аранжировал народные песни для хора.

Деятельность  Архангельского всю его жизнь, так  или иначе, была связана с хоровым исполнительством. Уже в 16 лет, во время обучения в Пензенской духовной семинарии, он становится регентом Архиерейского хора, что очень почетно, особенно в столь юном возрасте.

Интересы Архангельского были многочисленны и он пробовал себя в различных областях. В 1870 году, приехав в Санкт-Петербург, он пытается найти профессию, не связанную с музыкой. Сначала становится вольнослушателем хирургического отделения Военно-Медицинской академии, затем переводится на химический факультет Технологического института.

Параллельно данному  обучению, Архангельский накапливает  свои музыкальные знания: берет частные уроки по фортепиано и сольному пению. Он благоразумно полагал, что регент – дирижер должен петь профессионально, знать методику постановки голоса, чтобы добиваться красивого и правильного исполнения.

Полученные  знания повлияли и на вокализацию  всех его хоровых произведений, в частности, концертов.

Несмотря на интересы в различных областях, Архангельский  все же выбирает поприще регента и композитора.

В 26 лет он подает прошение директору певческой капеллы  Н. И. Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. Успешно сдает его, и получает законную возможность быть не только регентом, но и композитором официально.

Деятельность  Архангельского была многообразна:

  Во-первых, регент хоров Санкт-Петербурга: Саперного  батальона, Красногвардейского полка,  Придворно – конюшенной церкви, капеллы Шереметьева.

   Во-вторых, письмоводитель в юридической  части министерства. Данное место Александр Андреевич получил благодаря министру путей сообщения Ф. Неронову. Это вынужденная мера, так как профессия регента приносила немного дохода, и ее приходилось совмещать с государственной службой.

  В-третьих,  преподаватель уроков вокала  в школе солдатских детей, Лейбгвардейском полку, в школе придворного пения.

Следует отметить, что в конце XIX столетия в Санкт-Петербурге было несколько действующих хоровых  коллективов:

Это непосредствееено, придворно-певческая капелла, то есть государственный хор, основной задачей которого было обслуживание двора и его многочисленных мероприятий;

Затем оперный  хор, который нка практике принимал участие только в оперных постановках;

Такк же это  хор Агренева-Славянского, представлявший собой  народный коллектив, который  постоянно гастролировал со многими своими концертами.

Однако, как  мы видим, в Петербурге не было хора, который бы пропагандировал музыку для широких слоев населения.

В 1880 году, Александр Андреевич Архангельский в свои теперь уже 36 лет создал собственный концертный хор, который явился новаторским в хоровом исполнительстве России, а , начинался с шестнадцати певчих.

Хор концертировал  в залах Петербурга, для него Архангельский  обрабатывал русские народные и западноевропейские песни. Через три года в хоре уже было шестьдесят человек, и он приобрел популярность. Впереди были гастроли по всей России. Главным, а во многих городах единственным проводником светского хорового пения, по мнению Архангельского, мог быть только церковный хор. И он твёрдо решил вывести русское хоровое исполнительство за узкие пределы церковного пения, «послужить миру», проникнуть в общественную и народную жизнь, сделать хор воспитательным и музыкально образовательным средством. Для достижения этой цели надо было раздвинуть рамки церковных хоров и включить в их программы исполнение светских произведений на концертных площадках. Разработка и осуществление программы музыкально-просветительской деятельности хора потребовали от руководителя много труда и усилий.

      Подготавливая программы  первых  светских концертов, композитор ставил задачей ознакомление слушателей с народными песнями, сначала русскими, а потом и западноевропейскими.

      В ноябре 1885 года Архангельский  перешёл на музыкально-педагогическую  службу в женский Патриотический  институт, где проработал учителем пения до мая 1908 года. В репертуар хора входили: хоровые произведения старинной русской музыки – творения Бортнянского, Пашкевича, Фомина, Давыдова, Попова, Бавыкина, Титова и других; исполнялись хоры Баха, Лотти, Лассо, Монтеверди, Палестрины, Россини, Векки, Перголези и других западноевропейских композиторов. Многочисленные  рецензии на концерты были выдержаны почти всегда в похвальных тонах2.

      В 1887 году Архангельский заменил  мальчиков женским составом. Это  нововведение композитора, не имевшее прецедента в истории русского хорового искусства, нашло благоприятный отклик у ряда  хормейстеров и  повлекло за собой подражание как в столичных хорах, так и периферийных. К тому же это давало дополнительную возможность применения женского труда музыкально образованных певиц и получения ими заработка. По отзывам прессы, «хор ещё значительнее выиграл в полноте и звучании, вследствие замены г. Архангельским детских голосов женскими; нельзя не приветствовать такого нововведения, так как, естественно, трудно требовать от детей сознательного отношения к исполняемому…»3. Удовлетворив в известной мере эстетические потребности столичных слушателей в Москве и в С.-Петербурге, Архангельский приступил к организации концертов хора в периферийных городах России.

      Первый маршрут осенью 1897 года  охватил города прибалтийской  зоны:  Ригу, Митаву, Ревель, Юрьев,  финские города Гельсингфорс, Тампере,  Лахти. Концерты шли в переполненных  залах с огромным успехом. Программа включала только хоровые произведения а капелла. До Архангельского в эти края не приезжал ни один русский хор.

      В 1898 году хор Архангельского  гастролировал по приволжским  и соседними с ними городами, побыв в  Рыбинске, Ярославле, Костроме, Самаре, Сызрани, Пензе, Саранске, Арзамасе, Муроме, Владимире, Иванове, Вологде. Почти в каждом городе состоялось по 4 концерта. Один из концертов обязательно посвящался духовной музыке, в основном старинным русским распевам (знаменному, киевскому, греческому и другим); другой включал произведения западной классики; третий и чётвёртый – русскую хоровую классику, русскую и западную народную песню.

      В конце 1901 года композитор  создаёт первое в России «Санкт- Петербургское певческое благотворительное общество».

      В апреле 1902 года на своей родине в Пензе хор Архангельского участвовал в организации Певческого общества и дал два концерта с объединенными пензенскими хорами.

      Движимый лучшими чувствами к  простому народу, заботясь о его  культурном и музыкальном развитии, Архангельский выступил с предложением о создании Общества, которое имело бы целью «широкое распространение  русской музыки… в народе, путём создания хоров, оркестров, обучения пению и инструментальному исполнительству, организации самодеятельных концертов и театральных постановок, народных шествий с музыкой и  пением»4. Эту инициативу поддержал ряд прогрессивных деятелей.

      Весной 1907 года Архангельский получил  приглашение от ряда музыкальных деятелей Запада приехать с концертами. Побуждаемый желанием пропаганды русского хорового искусства за рубежом, он в декабре того же года отправился с почти полным составом хора на гастроли в Берлин, Лейпциг, Бреславль. Отзывы и  рецензии были только положительные. Поражали музыкальных критиков звуковая уравновешенность, ритмическая устойчивость, изумительная чистота интонаций, художественная нюансировка, превосходная фразировка, словом все элементы хорового пения, имеющиеся налицо у этого хора.

      После октябрьской революции  в хоре Архангельского произошли  организационно-структурные изменения, но творческая направленность в основном осталась прежней.

      А.А. Архангельский много сделал  как духовный композитор, написал  более 100 духовных сочинений, создав  песнопения годичного круга. Его  имя законно стоит рядом с  именами Д. Бортнянского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова.

      А.А. Архангельский был приглашен  работать в Прагу, куда его  семья прибыла в июле 1923 года. Там он давал концерты народной  музыки, там и окончил свой  земной путь в 1924 году. Жена  выполнила его волю, перевезя прах мужа на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

      В настоящее время проходят  фестивали хоровой музыки «Гласом  моим ко Господу воззвах» имени Александра Андреевича Архенгельского в Пензенской областной филармонии. К великому сожалению, такие мероприятия посещает очень мало молодёжи. А ведь именно приобщение к нашей культуре, к нашему искусству даёт нам «волшебную палочку» на пути к возрастанию духовности нашей страны. Деятелями искусства, педагогами должна проводиться пропаганда хоровой музыки среди нашей молодёжи, как это делал Александр Архангельский, для привлечения их к возрождению и созиданию русской духовной культуры.

  В книге  «Русская музыка. XIX  век и начало XX» академик Б. Асафьев писал:  «Александр Андреевич Архангельский…выдающаяся личность в области хорового пения…оказал громадные услуги русскому музыкальному просвещению своими хоровыми концертами в столицах и провинции…в отношении хорового ремесла им несомненно была выкована прочная и устойчивая культура, принесшая хорошие плоды… »5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество  новатора в хоровой музыке А.А.Архангельского

 

Русский религиозный  философ Иван Ильин придавал большое  значение воспитанию чувств детей. «Сердце» он называл «духовным центром» или  «чувствилищем», которое педагогу следует пробудить в ребенке. Путь к формированию духовно-нравственных убеждений, по мнению И.А. Ильина, лежит через воспитание чувств:

«Ум и воля приводятся в движение у русского человека чувствами… Не человек охватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце, и воображение, и ум»6.

 Тем самым  утверждается, что духовно-нравственные  знания усваиваются личностью более эффективно, если активизирована ее эмоционально-ценностная сфера. А эту сферу можно активизировать при помощи такого помощника как музыка, через её лучшие образцы.

Музыка –  искусство духовное. И хотя «звуков  небес заменить не могут скучные  песни земли»7, музыка всегда считалась посланницей небес, которая нас окрыляет, зовёт ко всему доброму и прекрасному8.

 Вот почему  Святые Отцы Церкви считали духовные песнопения могущественным нравственно-воспитательным средством.

Несомненно  велико значение поющих и столь же велико творчество композиторов в плане нравственного воспитания.

Тексты  духовных  песнопений  представляют  собой  сокровищницу  слов  и выражений,  а потому каждое слово песнопения имеет своё значение. И пение  достигало своей  цели  тогда,  когда композиторы  вникали  в  смысл  и  дух  каждого слова. Именно таким композитором был А. А. Архангельский.

      «Русскому самородку»9 А.А. Архангельскому предстояло пройти типичный для многих церковных композиторов путь: певчий, регент, композитор. Он стал известен своей духовной музыкой, созданием знаменитого   «Хора Архангельского»  и реформированием хорового искусства.

Информация о работе Жизнь и творчество выдающегося композитора Архангельского А.А.