Жизнь и творчество Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804) - титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века. Философия Канта оказала громадное воздействие на последующее развитие философской мысли.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЛЁШЕ.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

           Иммануил Кант (1724-1804) - титан философской  мысли всех времен. Он часто  рассматривается самым крупным  философом после Платона и  Аристотеля. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века. Философия Канта оказала громадное воздействие на последующее развитие философской мысли. 

  1. Жизненный путь и сочинения Канта.
 

      Иммануил  Кант - немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой  классической философии, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук. Он родился 22 апреля 1724 года в многодетной семье небогатого ремесленника  Иоганна Георга Канта, в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на 120 километров. Он ни разу не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.

        С 1733 по 1740 гг. Кант учился в  Фридериканской коллегии - хорошем  по тем временам учебном заведение,  где прежде всего обучали древним  языкам. Юный Иммануил Кант превосходно  владел латынью,  на которой  впоследствии были написаны все  его четыре диссертации (древнегреческий  и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел) и увлекался римскими писателями. В школьные годы окончательно определилась его склонность к гуманитарно-филологическим дисциплинам. В 1740 году Иммануил стал студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, куда он поступил по настоянию родителей. Началась насыщенная трудом и учением жизнь. Кант впоследствии опубликует некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в студенческие годы. В годы учебы в университете он уже думал над тем, как нужно формировать новую философию, внимательно изучал философские системы предшествующих философов. Проникая в глубины истории философии, Кант одновременно освоил такие дисциплины как медицина, география, математика, и настолько профессионально, что впоследствии смог преподавать их. Среди университетских преподавателей Канта особо выделялся философ, профессор логики и метафизики Мартин Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки.

      Из-за смерти отца завершить учёбу Канту  не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем. В 1755 году Иммануил возвратился в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защитил магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защитил еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не стал и работал экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770 года, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру И. Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 году он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803 года.

      В своих философских взглядах Кант испытал влияние Христиана Вольфа, Александра Готлиба Баумгартена, Жан  Жака Руссо, Дэвида Юма и других мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена  Кант читал лекции по метафизике. О  Руссо он говорил, что сочинения  последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».

      В творчестве Иммануила Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1771 года) и «критический». Докритический  период – это время медленного освобождения Канта от идей вольфовской  метафизики. Критический – время  постановки Кантом вопроса о возможности  метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания.

      В соответствии с этим вся обширная литературная продукция Канта также  делится на два раздела - докритический  и критический. Серия докритических  работ заканчивается диссертацией 1770 г., а с 1781 г. вызревает доктрина критицизма. Докритический период представляют следующие работы: (1746) "Мысли об истинной оценке живых сил", (1755) "Всеобщая естественная история и теория неба", (1755) Диссертация "De igne" ("Об огне"),  (1755) "Principiorum primorum cognitionis metaphysicae nova delucidatio" ("Новое освещение первых принципов метафизического познания"),  (1756) "О причинах землетрясений", (1756) "Теория ветров", (1756) "Физическая монадология", (1757) "План лекций по физической географии", (1759) "Опыт некоторых рассуждений об оптимизме",(1762) "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма", (1763) "Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога", (1763) "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин", (1764) "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного", (1764) "Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали", (1766) "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика", (1770) Диссертация "О форме и принципах чувственного и интеллигибельного миров".

      Сочинения критического периода: (1781) "Критика чистого разума", (1783) "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука", (1784) "Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", (1784) "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?", (1785) "Основы метафизики нравственности", (1786) "Метафизические начала естествознания", (1788) "Критика практического разума", (1790) "Критика способности суждения", (1793) "Религия в пределах только разума", (1795) "К вечному миру", (1797) "Метафизика нравов",(1798) "Спор факультетов", (1802) "Физическая география", (1803) "О педагогике”.

      Философия Канта оказала громадное воздействие на последующее развитие философской мысли. Он являлся основателем «немецкой классической философии», представленной масштабными философскими системами Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга и  Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Большое влияние Канта испытал также Артур Шопенгауэр. Идеи Канта повлияли и на романтическое движение.

      Во  второй половине 19 века большим авторитетом  пользовалось «неокантианство». В 20 веке серьезное влияние Канта признавали ведущие представители феноменологической школы, а также экзистенциализма, философской антропологии и аналитической  философии.

      Иммануил  Кант умер 12 февраля 1804 года в Кенигсберге, оставив после себя огромное культурное наследие и множество величайших идей, актуальных даже двести лет спустя. Особо важное место в творчестве Канта занимает его критическая  философия. 

  1. Философия Канта: проблема условий научности  математики, естествознания и метафизики; различение аналитических и синтетических  суждений; проблема априорных оснований  знания; учение о чувственности, рассудке и разуме; антиномичность разума; свобода  человека и категорический императив.
 

            Все творчество Канта условно  делится на два периода: докритический  и критический. Первый период  охватывает 1746-1760 годы, второй начинается  с 1770 года, когда впервые в работе "О формах и принципах чувственно  воспринимаемого и умопостигаемого  мира" Кант впервые упоминает  принципы своей системы критической  философии. В первый период  основное свое внимание Кант  уделяет вопросам естествознания  и философии природы. Он пишет  выдающийся трактат "Всеобщая  естественная история и теория  неба" (1755), в котором излагает  свою знаменитую космогоническую  гипотезу, обосновывающую диалектический  взгляд на Вселенную. При рассмотрении  проблемы возникновения Вселенной  Кант отказывается от первотолчка  и представляет первоначальное  состояние Вселенной как хаотическое  облако разнообразных материальных  частиц. Эти частицы обладают  способностью двигаться и двигаются  друг к другу без какого-либо  толчка.

            Одновременно действуют и силы  отталкивания, которые заставляют  эти частицы отклоняться от  первоначального движения, и они  получают круговые движения. Таким  образом, частицы движутся и  параллельно и по краям, легкие  частицы воспламеняются и становятся  огненным шаром, т.е. Солнцем.  Кант считал, что своей работой  он сделал огромное открытие  и восклицал: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир".

             Хотя Кант и признавал Бога  в качестве создателя мира, но  вся его концепция развития  утверждала, что в мире уже  содержится сама причина возникновения  и развития природы. Эта концепция  не имела воздействия на научную  мысль своего времени, так как  долгое время не была известна  общественности из-за того, что  издатель обанкротился и весь  тираж пропал.            Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении "Критика чистого разума" (1781), в котором он собирался разработать принципы теоретического и практического познания. "Критикой" он называл все, что подвергает критическому рассмотрению догматизм, под которым подразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику, начинающуюся с Декарта и до Лейбница.

            Одновременно он ставил перед  собой задачу критически исследовать  познавательные способности человека. Эта задача решалась Кантом  как в первой "Критике", так  и в последующих произведениях  - "Критике практического разума" и "Критике способности". В  1783 году он публикует "Пролегомены  ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве  науки" , а в 1787 году - второе  издание "Критики чистого разума", существенно переработанное и  дополненное. 

           В "Критике чистого разума" Кант выявляет условия, при  которых возможны главные формы  научного знания.

           Эта проблема конкретизируется  у Канта в следующих трех  вопросах: "Как возможна чистая  математика?", "Как возможно  чистое естествознание", "Как  возможна метафизика как наука?".

           Такой способ рассуждения, когда  задаются вопросы и даются на них ответы Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы - трансцендентальной теорией.

        Хотя Кант и признавал вслед  за Локком, что все наше познание  начинается с опыта, но тут  же утверждал, что это наше  познание не исходит из опыта. "Опыт никогда не дает своим  суждениям истинной и строгой  всеобщности, он сообщает им  только условную и сравнительную  всеобщность (посредством индукции)". Всеобщность достигается лишь  априорностью. Человеческое познание  содержит всеобщие и необходимые  истины, но они - чистые априорные  суждения.

            К ним относятся все положения  математики и теоретического  естествознания. Под априорными  Кант понимал знания, к которым  совершенно не примешивается  ничто эмпирическое.

           Априористский подход к истине  можно найти и в античной  философии, и особенно в европейской  философии Нового времени у  Декарта. Новое, что характеризует  Канта, это то, что он приписывает  априоризм не только интеллекту, но и чувственности. 

            Таким образом, по Канту, у  познания имеются два источника:  эмпирический и априорный. Априорная  сторона познания формулируется  Кантом следующим образом: "Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы". Под синтетическими суждениями Кант понимал такие суждения, где связь предиката и субъекта мыслится без тождества.

           Синтетические суждения отличаются  от аналитических тем, что в  последних эта связь мыслится через тождество. Аналитические суждения – только поясняющие и не прибавляющие ничего к содержанию, когда предикат не прибавляет нового знания о субъекте. Кантовский пример: «Все тела протяженны», то есть понятие тела уже включает в себя свойство протяженности. Синтетические суждения – расширяющие наши познания, когда предикат дополняет наше знание о субъекте и не может быть выведен из субъекта. Например, «некоторые тела имеют тяжесть», т.к. понятие тяжести не включено в понятие тела. Поэтому для того, чтобы сделать синтетическое суждение, нужно осуществить новые познания, снова обратиться к опыту, расширить, обновить знания.

И. Кант ставил гносеологический вопрос: "Как возможны априорные синтетические суждения?" Этому Кант посвятил свою "Критику чистого разума".

           Первая часть "Критики" подразделяется у Канта на два раздела: на "трансцендентальную эстетику", т. е. учение о чувственности, и на "трансцендентальную логику", т. е. учение об интеллекте. Таким образом, Кант разграничивает чувственное и рациональное, чувственность и интеллект как два основных ствола человеческого познания.

  Под чувственностью Кант понимал способность получать представления способом, каким предметы воздействуют на нас. Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания, т.е. чувственные представления. "Всякое мышление, - писал Кант, - однако, должно в конце концов прямо или косвенно... иметь отношение к созерцаниям, стало быть... к чувственности, потому что ни один предмет не может быть нам дан иным способом".

  В то же время чувственные образы Кант называет явлениями, которые отличаются от непознаваемых вещей-в-себе. Эти явления представляют предметы научного познания. Более того, Кант стремился выявить априорные формы чувственности. Этими формами для Канта выступали пространство и время. Кант утверждал "трансцендентальную идеальность" пространства и времени. Он считал, что положение об априорности пространства и времени обосновывает всеобщую и необходимую значимость математических положений. "Трансцендентальной логикой" Кант называет такую логику, которая имеет дело с законами рассудка и разума, которые не отвлекаются от какого-либо содержания и определяют происхождение, объем и объективную значимость априорных знаний. Трансцендентальную логику Кант противопоставлял "общей", т.е. формальной, которая отвлекается от содержания познания. Содержательность трансцендентальной логики дает связь познающего мышления с чувственными представлениями, т.е. с созерцаниями. Лишь из соединения чувственности и рассудка, говорит он, может возникнуть знание. "Мысли без содержания пусты, а созерцания без понятий слепы".

Информация о работе Жизнь и творчество Иммануила Канта