Детское музыкальное исполнительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.

Содержание

1.Значение детского исполнительства в музыкальном воспитании дошкольников
2. Певческая деятельность в музыкальном и личностном развитии дошкольника
а) цели и задачи певческой деятельности
б) возрастная характеристика развития слуха и голоса дошкольников
в) охрана детского голоса
г) виды певческой деятельности
3. Музыкально ритмические движения;
а) характеристика музыкально – ритмических движений, как вида деятельности;
б) цель и задачи музыкально – ритмических движений;
в) возрастные характеристики музыкально – ритмического развития дошкольников;
г) виды ритмики в детских садах и основные этапы обучения музыкально – ритмическим движениям;
4. игра на детских музыкальных инструментах;
а) детские музыкальные инструменты, их классификация и характеристика;
б) значение музицирования в музыкальном и общем развитии дошкольников;
в) задачи и содержание обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах. Три способа обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
5. Практическая часть,
Составить план – конспект последовательного разучивания
• песни;
• музыкальной игры или хоровода;
• попевки на металлофоне.

Вложенные файлы: 1 файл

музыка.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 

ГБОУ СПО НСО

«Новосибирский педагогический колледж № 1

 им. А.С Макаренко»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом »

 

ТЕМА:

 

«Детское музыкальное исполнительство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Спесивцевой Галины Алексеевны

        Специальность 05710

                                          «Специальное дошкольное образование»

    Курс 3, группа 312

                 Форма обучения: заочная

 

 

 

 

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА

 
У старика спросил поэт:  
– Что музыка такое, дед? 
– Воспоминание она.  
В ней юность давняя слышна.  
Был задан девочке вопрос,  
Она ответила всерьез:  
– Похожа музыка на луч,  
Окно пробивший из-за туч.  
А юноша ответил так:  
– Без музыки нельзя никак.  
Душа без музыки грустит,  
В простор волшебный не летит.  
А девушка, пожав плечом,  
Сказала: «Музыка – наш дом,  
В ней – все родное, все свое.  
Во всем дыхание ее».  
– Вы правы все, – сказал поэт,  
Прекрасен каждый ваш ответ.  
Одно хочу я повторить –  
Нас учит музыка любить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Значение детского исполнительства в музыкальном воспитании дошкольников

 

2. Певческая деятельность в музыкальном  и личностном развитии дошкольника

а) цели и задачи певческой деятельности

б) возрастная характеристика развития слуха и голоса дошкольников

в) охрана детского голоса

г) виды певческой деятельности

 

3. Музыкально ритмические движения;

а) характеристика музыкально – ритмических движений, как вида деятельности;

б) цель и задачи музыкально – ритмических движений;

в) возрастные характеристики музыкально – ритмического развития дошкольников;

г) виды ритмики в детских садах и основные этапы обучения музыкально – ритмическим движениям;

 

4. игра на детских музыкальных инструментах;

а) детские музыкальные инструменты, их классификация и характеристика;

б) значение музицирования в музыкальном и общем развитии дошкольников;

в) задачи и содержание обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах. Три способа обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

 

5. Практическая часть,

Составить план – конспект последовательного разучивания

  • песни;
  • музыкальной игры или хоровода;
  • попевки на металлофоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение детского исполнительства в музыкальном воспитании дошкольников

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы познания  детьми музыкального искусства (а через него и окружающей действительности), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Познание музыкального искусства осуществляется через эмоциональное восприятие музыки. Осмысление эмоционально-образного содержания музыки углубляет её восприятие. Наиболее доступным и интересным способом музыкального развития детей является активная музыкальная деятельность, а точнее, пение и ритмика. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Именно эти два вида музыкальной деятельности приносят наибольший эффект в развитии музыкальности ребенка, в освоении им простейших музыкальных форм, выразительных особенностей музыки, при знакомстве с музыкальной культурой. Каждый вид музыкальной деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности: формируется ладовый, звуковысотный слух, ритмическое чувство, но пение и ритмика способствуют этому в большей степени.

2. Певческая деятельность в музыкальном и личностном развитии дошкольника

а) цели и задачи певческой деятельности

 В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявить своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей.

Цель и задачи певческой деятельности. 

Основная цель - воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Задачи:

1. Развивать музыкальные  способности (эмоциональную отзывчивость  на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые  представления, чувство ритма)

2. Формировать основы  певческой и общемузыкальной  культуры (эстетические эмоции, оценки, интересы, вокально-хоровые умения и навыки).

3. Способствовать всестороннему  духовному и физическому развитию  детей.

б) возрастная характеристика развития слуха и голоса дошкольников

 

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

 

в) охрана детского голоса

 

Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.  
 
Нельзя забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться: связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной.  
 
Необходимо в первую очередь позаботиться о правильном формировании певческого голоса ребёнка!

Вот несколько советов:

  1. Необходимо оберегать малышей   от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует  громкого, форсированного звучания.
  2. Громкое пение - "пение-крик" ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.
  3. Если Вы решили попеть с малышом дома, то попросите его  петь  не громко!
  4. Следите за тем, чтобы пение было не очень быстрым не слишком медленным!
  5. Покажите малышу, как можно подчеркнуть интонацией содержание песни!  
  6. Колыбельные песни  старайтесь петь  спокойно, ласково, тихо!
  7. Весёлые песни  пойте  оживлённо!

г) виды певческой деятельности

 

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, и песенное творчество. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Певческая деятельность в ДОУ представлена следующими видами:  
Пение для развития музыкального восприятия:  
- слушание песен, не предназначенных для пения; 
- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения; 
- пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей). 
Исполнение песен:  
- пение с сопровождением и без него; 
- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах; 
- пение для сопровождения движений (хороводы). 
Пение в музыкально-образовательной деятельности:  
- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;  
- педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер).  
Песенное творчество:  
- импровизация; 
- сочинение мелодий к заданным текстам; 
- сочинение хороводов. 

3. Музыкально-ритмические движения;  

а) характеристика музыкально – ритмических движений, как вида деятельности;

Музыка и движение – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Всё это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средство более глубокого её понимания.

 

 б) цель и задачи музыкально – ритмических движений;

1) учить  детей воспринимать развитие  музыкальных образов и выражать  их в движениях, согласовывать  движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

2) развивать основы  музыкальной культуры;

3) развивать музыкальные  способности ( эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

4) учить определять  музыкальные жанры ( марш, песня, танец), виды ритмики ( игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные  понятия ( высокие и низкие звуки, быстрый, медленный темп, громкая. тихая музыка);

5) формировать красивую  осанку, учить выразительным, пластичным  движениям в игре, танце, хороводе, упражнении;

6) развивать  творческие способности: учить оценивать  собственное движение и товарища, придумывать "свой" игровой образ, персонаж и "свою" пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

 

в) возрастные характеристики музыкально – ритмического развития дошкольников;

Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 4-5 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые ставит педагог для этого возраста, являются:-развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.    На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например,П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,М.Майкапар «Мотылёк» и др.»), русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов. В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т.д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность. В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ ( например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»).Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.    Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.          

 

 В возрасте 5-6 лет дети владеют выразительностью  движений под музыку, могут координировать  свои движения с основными  средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно  исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта).    На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др.Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений. Выполняются упражнения с мячами, гимнастическими палками, лентами и др. Дети самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций        («змейка», «воротики», «спираль» и др.).     Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности.На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т.д.   В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы( например, «Аквариум» К.Сен-Санса, «Танец Анитры» Э.Грига, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др.). На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т.д.    На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям.    Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Информация о работе Детское музыкальное исполнительство