Анализ строения и выразительных средств "Венгерской рапсодии №15" Ф.Листа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования - подробный аналитический разбор структуры, тонального плана, мелодии, гармонических и фактурных особенностей указанного произведения.
В процессе исследования были применены такие методы, как:
а) Жанровый анализ;
б) Анализ творчества композитора на предмет работы в указанном жанре;
в) Анализ образного содержания;
г) Подробный структурный анализ формы;
д) Анализ особенностей мелодии, тонального и фактурного планов названного сочинения.
е) Стилевой анализ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Жанр рапсодии и его особенности в творчестве Ференца Листа……………………………………………………………6

Анализ образного строя, тематического и композиционного строения Венгерской рапсодии № 15 Ф. Листа: комментарии к форме-схеме…………….………………………………………………..11

Анализ средств выразительности двух главных тем Венгерской рапсодии № 15 …………………………………………………………..17


Заключение…………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ исправляю понемногу.docx

— 67.94 Кб (Скачать файл)

 Несмотря на небольшой  диапазон мелодии в данной  теме можно отметить несколько  мелодических вершин: - во второй  половине третьего такта (она  подкреплена восходящим пассажем); - в одиннадцатом такте (также  присутсвует восходящий пассаж). Однако кульминацией я считаю шестнадцатый такт, для которого характерно явное уплотнение фактуры, перенос темы на октаву вверх. Аккомпанемент стал более частым и плотным, и в отличие от первого проведения в восьмом такте, в шестнадцатом -  октавный скачок не однонаправленный, а наоборот, направлен противоположно, следовательно, можно сказать, что кульминация сдвинута к концу темы, тем самым оставляя у слушателя чувство незавершенности.

Первая тема необычна и  тем, что композитор в ней, для  создания особого национального  колорита, использует дважды гармонический  минорный лад (основная тональность  ля-минор). И благодаря этому, как  уже говорилось выше, тема очень  уверенная, без отклонений или модуляций.

Аккорды, используемые при гармонизации мелодии,  использованы преимущественно в тесном расположении, при помощи трезвучий, секстаккордов, доминантсептаккордов с обращениями.

Гармонии очень устойчивые, доказательством этому служит частое появление тоники. Смена гармоний нередкая и  происходит по несколько  раз в такт.

Что касается метроритма, то метр можно назвать регулярно-акцентным, из-за подчеркивания композитором первой и третьей долей, также наблюдается  преобладание двудольности, метрических акцентов.

 Мелодия основана на  хореическом или метрически нисходящем  мотиве – т.е. тема начинается  с сильной доли такта, а заканчивается  на слабой. Состоит из повторения рисунка: четверть\ две восьмушки, две четверти\половинка, четыре восьмушки\половинка, также присутствует пунктир (четверть с точкой и восьмая), и долгий нисходящий пассаж восьмыми, наблюдается ритм дробления и суммирования.

Четкое акцентирование первой и третьей доли такта дает ощущение ходьбы, марша.

Фактура плотная, об этом говорит  октавное, а затем и аккордовое изложение темы, а так же плотный  аккордовый аккомпанемент, в тесном расположении. Характерно наличие всех голосов фактруы: мелодия – главный мелодический голос, который определяет тематическое содержание музыки; бас, который создает гармоническую опору, по-началу неотделим от аккордов и других голосов фактуры, но позже приобретающий самостоятельность; голоса гармонии или побочные голоса, выдерживающие звуки, дублировка удваивает мелодию в октаву.

В первом предложении аккомпанемент  лишь обрисовывает гармонию по первым и третьим долям, являясь аккордовым, во второй половине первого предложения  функция аккомпанемента меняется, он дублирует мелодию, т.е. в этом разделе  тип фактуры монодический. Во втором предложении у баса появляется своя мелодическая линия, а во второй половине второго предложения явно видна мелодия с сопровождением (тип фактуры - гомофонный). Сама же мелодия в отличие от изложения в первом предложении в октаву, во втором излагается аккордами.

Делая вывод из всего выше сказанного можно говорить, что тип  фактуры гомофонно-гармонический.

Первая тема есть знаменитый Ракоци-марш, которому присущи аккорды по сильным долям, акценты для создания необходимого решительного образа композитор использует темп марша, уплотнение фактуры и усиление динамики придает теме величественность.

Для создания кульминаций  композитор использует динамические нарастания, фактурное уплотнение, укрупнение длительностей  и октавный скачок.

Мелодия строится в основном по аккордовым звукам, в ней явно прослеживается гармония.

Неаккордовые звуки в  основном проходящие, которые используются композиторам на слабые доли такта.

Гармония меняется по сильным  или относительно сильным долям  такта, исключение составляет второе предложение, в котором смена гармонии происходит очень часто.

Бас дает четкое ощущение двудольности, являясь метрическом опорой темы.

Ритм весьма четкий, сильные  доли такта выделяются акцентами, четвертями или половинками, что придает  большую приземленность и устойчивость мелодии.

Таким образом, можно говорить о том, что композитор умело объединил воедино различные средства выразительности, тем самым создав реалистичный образ марша.

Четвертая тема:

Иная по строению и характеру нежели первая тема, хотя некоторая схожесть все же присутствует, на мой взгляд, это решительное начало с подчеркиванием сильных долей.

Написана тема в одноименной  тональности Ля-мажор. Начало мелодии  поступенного склада (1-5 такты), характерным здесь является квартовые скачки, выделяемые акцентами, это придает особую устойчивость теме.

Если в начале тема небольшого диапазона, в пределах октавы, и преобладает  плавность в движении мелодии, то по мере развития диапазон мелодии  увеличивается до двух с половиной  октав и начинают преобладать  размашистые пассажи.

В этой теме мелодическая вершина  находится в восьмом такте. Кульминацией я считаю двеннадцатый такт, потому что ей предшествует долгий секвенционный подъем в мелодии с шестого по одиннадцатый такты, а затем целый такт хроматического подъема подкрепленного динамическим нарастанием.

Для мелодии характерна маршеобразность, выделение первой и третьей долей, а также обилие пассажей, фигуративное изложение мелодии.

Хотя тема и написана в  мажоре (Ля-мажор), но уже после первых пяти тактов наблюдается глубокое отклонение в До-мажор. Это довольно далекое  отклонение (третья степень родства), новая тональность остается практически до конца темы, с шестого по одиннадцатый такт, а затем композитор вновь возвращает основную тональность, через восходящий хроматический пассаж в одиннадцатом и двенадцатом тактах.

Для темы характерна частая смена гармоний. Аккорды, использованные при гармонизации мелодии написаны в начале в широком расположении, а ближе к концу, в более тесном расположении, гармонии простые. Применяемые аккорды это в основном трезвучия с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями придает особый колорит теме.

Гармонии устойчивые, несмотря на частую их смену, по несколько раз  в такт, за исключением последних двух тактов, в которых звучит восходящий хроматический пассаж в обеих руках и гармонию тяжело проследить. Тоника появляется часто, будь то До-мажор или Ля-мажор.

В начале темы происходит четкое ощущение двудольности, тема более маршеобразная, композитор подчеркивает сильные доли такта, ритм – регулярно-акцентный.

Первый мотив более  продолжительный, и можно подумать, что он амфибрахического характера, но уже со второго мотива композитор явно дает понять то, что тема строится по ямбическим мотивам: начинается со слабой доли такта, а заканчивается  сильной. 
 Для темы характерно разнообразие длительностей: от шестнадцатых до половинных нот, присутствует и пунктир (четверть с точкой и восьмая). Часто использован ритм суммирования (две восьмушки и четверть). По- началу тема проходит более крупными длительностями, но по мере ее развития длительности становятся более мелкими.

Если сравнивать эту тему с первой темой, то фактура достаточно прозрачная, она плавно перетекает от монодической к гармонической, а затем становиться гомофоно-гармонической. Мелодия определенного гармонического содержания сразу начинается с дублировки в октаву во всех голосах. Бас поначалу дублирует тему, а затем неотделимо от других голосов очерчивает гармонию, позже появляется характерный аккомпанемент (бас\аккорд). Дополнительные голоса обрисовывают гармонию.

Фигурации встречаются достаточно часто и весьма разнообразны: мелодические, гармонические, ритмические (бас\аккорд).

Эта тема довольно разнообразна в штриховом плане: стоккатто, акценты, легато, маркато. Однако весьма скупа в динамическом плане, динамика в диапазоне от форте до фортиссимо, а иногда встречающиеся «вилочки» крещендо подчеркивают мелодические вершины, и практически не влияют на общий динамический план мелодии. Темп статичен, без отклонений.

Кульминация создается различными средствами, такими как: изменение, учащение аккомпанемента, длинный восходящий пассаж на крещендо, который обрывается на своей вершине, после чего начинается новое предложение с sp.

В мелодии преобладают  аккордовые звуки, гармонии устойчивые. Неаккордовые звуки появляются лишь на слабых долях, мелодия также устойчива. Смена гармонии происходит по долям. Метр совпадает с фактурой, бас  тоже появляется на сильные доли. Характерна для этой темы ритмическая подготовка метрических долей.

Все средства выразительности: темп, динамика, штрихи – взаимодополняют друг друга, для создания нужного образа.

 

Заключение

 

Подробно проанализировав жанр рапсодию и непосредственно Венгерскую рапсодию № 15 а-moll Ф. Листа, мной было выяснено, что в основе любой рапсодии лежат народные темы. Действительно, в данной рапсодии композитор опирается на танцевальный материал народной венгерской музыки, а так же маршевый материал, использует Ракоци-марш.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской  венгерский фольклор, так называемый стиль вербункош. Для этого стиля  характерен острый ритм с частыми  акцентами, пунктирами, синкопами, что можно наблюдать в данной рапсодии, например в основной первой теме. Композитор использует венгерскую гамму с увеличенными секундами на II и VI степенях, что также характерно для стиля вербункош.

Так же для жанра рапсодии характерна свободная форма изложения  материала, состоящая из разнохарактерных эпизодов. Венгерская  же рапсодия №15 написана в сложной трехчастной  форме с сокращенной репризой. Для такой формы характерно деление на три большие раздела А – В - А1. У Листа же  еще присутсвует эпизод, основанный на интонациях первой темы, разработочного характера. Этот эпизод несет в себе функцию связки второго и третьего разделов. Первый раздел написан в простой трехчастной форме с варьированной репризой, основан на двух темах. Второй раздел написан в двойной двухчастной форме с варьированной репризой,  двухтемный. И третий раздел также написан в простой трехчастной форме, с сокращенной репризой, двухтемный.

 Всего рапсодия состоит из четырех, интонационно связанных между собой тем.  Для Венгерской рапсодии №15 характерно применение форм периода, предложений, построений как главных структурных единиц для разделов сложной трехчастной формы.

 

 

 Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка). В данной же рапсодии тепм в целом остается неизменным, а контраст хоть и присутсвует, но является не темповым, а скорее жанровым, так как в каждом из разделов композитор сопоставляет марешвые и танцевальные темы.

Учитывая, что жанр инструментальной рапсодии явился, по сути, изобретением Листа, здесь в полной мере проявился  его индивидуальный почерк, а также  отразилась в целом стилистика эпохи  романтизма, благодаря заложенным в  ней богатым возможностям претворения  своего авторского «я», не скованного жёсткими рамками. Именно поэтому в  данной Венгерской рапсодии, как и  в других своих подобных сочинениях, Лист стремился к свободе и непринуждённости в сочетании различных частей, эпизодов и жанров, а также симфонической трактовке фортепиано. Она основывается на двух мощных средствах: способе аль фреско и способе колористического обогащения. Для первого средства характерно использование всего диапазона инструмента, виртуозные арпеджированные пассажи, развитие аккордовых и октавных образований, активное использование педали даже в быстрых темпах, что так нехарактерно для мастеров, воспитанных на принципах старого клавирного искусства. Для второго – красочное разнообразие каждого регистра, в данной рапсодии, это средство представлено прежде всего в нисходящих гаммообразных пассажах, часто хроматических, напоминающих звучание контрабасов и фаготов. Так же Лист заметно отошел от старых правил, ставивших чистоту гармонии на первый план. Если того требовал художественный замысел, не чуждался педали дисгармонической, смешивающей воедино различные звуковые комплексы.

Особо следует отметить ярко выраженный национальный стиль данного  сочинения, который характерен для  всего творчества композитора в  целом. Импровизационность изложения музыкального материала при этом органично сочетается с богатейшим пианистическим мастерством Листа, которое проявилось в богатстве фактурных рисунков, во всей красе раскрывающие возможности инструмента.

Поистине великолепная музыка Пятнадцатой венгерской рапсодии, сделало  её одной из самых популярных листовский фортепианных произведений в репертуаре пианистов-исполнителей.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Друскин, М. История зарубежной музыки / И. Друскин. – М.: Музыка, 1983. – вып. 4. – 528 с.
  2. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. В. Зенкин. – М, 1997. – 415 с
  3. Кремлёв, Ю. Франц Лист. Краткий очерк жизни и творчества / Ю. Кремлёв. – Л., 1935.
  4. Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII – XX веков / Т. Кюрегян. – М.: ИЦ Сфера, 1998. – 344 с.
  5. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр. – М.: Советский композитор, 1990. – 312 с.
  6. Мазель, Л. Строение музыкальных прозведений: учебное пособие / Л. Мазель. – М.: Музыка, 1979. – 536 с.
  7. Мильштейн, Я. Ференц Лист / Я. Мильштейн. – М.: Музыка, 1999. – 654 с.
  8. Тюлин, Ю. Музыкальная форма / Ю. Тюлин, Т. Бершадская, И. Пустыльник и др. – М.: Музыка, 1965. – 395 с.
  9. Холопова, В. Форма музыкальных произведений: учебное пособие / В. Холопова. – СПб: Лань, 2001. – 496 с.
  10. Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964, с. 53-65, 148-57.
  11. Способин И. В. Музыкальная форма. — М.: Музыка, 1984

 

Тональный ряд

a-moll

a-moll – E-dur

a-moll

a-moll

Тематический

Ряд

_

a

bx2

a1x2

Тематический ряд

 

A

масштабный

14

16

(8+8)

11

(5+6)

17

(8+9)

структурный

Построение

Однотональ-ное

Незавершен-ное

Период

Модулирующий

Квадратный

Повторного строения

Предложение

Однотональ-ное

Завершен-ное

Период

Однотональ-ный

Неквадрат-ный

Неповтор-ный

структурный

 

Простая трехчастная форма с варьированной репризой, двухтемная

функциональный

вступление

Изложение

1 темы

Изложение

2 темы

Варьированное повторение

 повторение

1темы

Итоговое определение  формы

 

Информация о работе Анализ строения и выразительных средств "Венгерской рапсодии №15" Ф.Листа