Анализ строения и выразительных средств "Венгерской рапсодии №15" Ф.Листа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования - подробный аналитический разбор структуры, тонального плана, мелодии, гармонических и фактурных особенностей указанного произведения.
В процессе исследования были применены такие методы, как:
а) Жанровый анализ;
б) Анализ творчества композитора на предмет работы в указанном жанре;
в) Анализ образного содержания;
г) Подробный структурный анализ формы;
д) Анализ особенностей мелодии, тонального и фактурного планов названного сочинения.
е) Стилевой анализ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Жанр рапсодии и его особенности в творчестве Ференца Листа……………………………………………………………6

Анализ образного строя, тематического и композиционного строения Венгерской рапсодии № 15 Ф. Листа: комментарии к форме-схеме…………….………………………………………………..11

Анализ средств выразительности двух главных тем Венгерской рапсодии № 15 …………………………………………………………..17


Заключение…………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ исправляю понемногу.docx

— 67.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра теории музыки и  музыкального образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По анализу музыкальных  форм

АНАЛИЗ СТРОЕНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ  СРЕДСТВ «ВЕНГЕРСКОЙ РАПСОДИИ №15»  Ф. ЛИСТА

 

 

 

Исполнитель:

 студентка 417гр ФМИ  Панфилович Ольга Александровна

Научный руководитель:

доцент, кандидат искусствоведения

Ухова Ирина Владимировна

 

 

Минск, 2012 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

 

  1. Жанр рапсодии и его особенности в творчестве Ференца Листа……………………………………………………………6

 

    1.  Анализ образного строя, тематического и композиционного строения Венгерской рапсодии № 15 Ф. Листа: комментарии к форме-схеме…………….………………………………………………..11

 

    1.  Анализ средств выразительности двух главных тем Венгерской рапсодии № 15 …………………………………………………………..17

 

 

Заключение…………………………………………………………………..23

 

Список литературы…………………………………………………………25

 

 

Введение

Ференц Лист это выдающийся композитор XIX века, гениальным новатором-пианистом, дирижёром, выдающимся музыкально-общественным деятелем, национальная гордость венгерского народа. Несмотря на то, что большую часть своей жизни Лист провёл за границами Венгрии, всё же он принадлежит венгерской культуре, внеся огромный вклад в историю её развития.

Венгерская тематика не покидала композитора на протяжении всего  творческого пути. В 1840 году он написал  «Героический марш в венгерском стиле», затем – кантату «Венгрия», «Погребальное  шествие», а также несколько тетрадей «Венгерских национальных мелодий  и рапсодий». В центральный период – 1850-е гг. создаются три симфонические  поэмы, связанные с образами родины («Плач о героях», «Венгрия», «Битва гуннов») и пятнадцать венгерских рапсодий, которые являются свободными обработками  народных напевов. Венгерские темы звучат и в духовных произведениях Листа, написанных специально для его родной страны, – «Гранской мессе», «Легенде о святой Елизавете», «Венгерской коронационной мессе». Ещё чаще композитор обращается к венгерской тематике в 70-е – 80-е гг. в своих песнях, фортепианных пьесах, обработках и фантазиях на темы произведений венгерских композиторов.

Многие другие сочинения  Листа, особенно героические имеют  общие черты с «венгерскими»  произведениями композитора, в них  могут совпадать отдельные специфические  обороты и сходные принципы развития. При этом национальный элемент в  музыке Листа обогащался достижениями европейского классического и романтического искусства. Именно поэтому Лист был  первым композитором, выведшим венгерскую музыку на широкую мировую арену.

Фортепианные произведения составляют лучшую часть творческого  наследия Листа. В них гармонично сочетались художественные индивидуальности пианиста и композитора. Именно в  области фортепианной музыки Лист раньше всего находил новые средства выразительности, новые методы композиции. По выражению Стасова, Лист сделал из фортепиано «неведомую и неслыханную вещь – целый оркестр» [1, с. 196].

Для фортепианной музыки Листа  характерно воплощение разнообразных  жанров: парафразы, транскрипции, этюды, музыкальные картины (преимущественно  объединённые в циклы), сонаты, рапсодии. И если сонаты композитора воплощают  философское содержание, то «Венгерские рапсодии», в основе которых – фольклорные источники, противостоят им своим броским, контрастным и динамичным характером. Именно этот цикл фортепианных пьес становится средоточием национального венгерского начала в творчестве композитора.

Предметом исследования в моей курсовой работе стал жанр инструментальной рапсодии в рамках творчества Ф. Листа. Наряду с иными фортепианными сочинениями, транскрипциями, симфоническими поэмами и симфониями этот жанр также занимает особое положение в наследии композитора. Я решила остановиться именно на этом жанре, т.к. он ярко отражает стиль композитора, особенности его мышления. Кроме того, инструментальная рапсодия по праву считается изобретением Листа, что обусловило её глубокую индивидуальность на уровне формы, а также особый интерес в её исследовании.

Цель данной курсовой работы заключается в подробном рассмотрении особенностей формы «Венгерской рапсодии» № 15 а-moll Ф. Листа. Данное произведение, как и многие другие фортепианные опусы композитора, достаточно популярна в среде пианистов-исполнителей и входит в устойчивый репертуар многих из них.

Задачи  исследования - подробный аналитический разбор структуры, тонального плана, мелодии, гармонических и фактурных особенностей указанного произведения.

В процессе исследования были применены такие методы, как:

а) Жанровый анализ;

б) Анализ творчества композитора  на предмет работы в указанном  жанре;

в) Анализ образного содержания;

г) Подробный структурный  анализ формы;

д) Анализ особенностей мелодии, тонального и фактурного планов названного сочинения.

е) Стилевой анализ.

Работа содержит введение, исторический и аналитический разделы, заключение, список использованной литературы, а также приложение в виде нотного  экземпляра исследуемого сочинения.

 

  1. История развития жанра рапсодии и его роль в творчестве Ференца Листа

 

Рапсодия (греч. ραψωδια) - в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы.

В Древней Греции рапсодами  называли певцов-сказителей, которые  слагали эпические поэмы и  исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер, а одними из античных рапсодий были его «Илиада» и «Одиссея».

Затем, в 19 веке, венгерский композитор и пианист Ференц Лист создал инструментальные рапсодии – фортепианные сочинения на народные темы. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» (до Листа жанр фортепианной рапсодии был утвержден X.Ф.Д. Шубартом (1786), В.Р. Галленбергом (1802), В.Я. Томашеком (1813), Я.В. Воржишеком (1814)). Также рапсодии для фортепиано есть у младшего современника Листа - Иоганнеса Брамса, позднее – у Сергея Рахманинова.

             В то же время, ещё при жизни Листа, в продолжение темы фортепианных рапсодий возник и развился жанр оркестровой рапсодии или рапсодии для оркестра с солирующим инструментом. Эти рапсодии также писались на основе народных тем. Авторы рапсодий для оркестра - Антонин Дворжак, Александр Глазунов, Джордже Энеску, Морис Равель и др., для солирующего инструмента с оркестром – Иоганнес Брамс (+ хор), Эдуар Лало, Сергей Рахманинов, Сергей Ляпунов, Джордж Гершвин и др.

Русский композитор Сергей Рахманинов написал рапсодию на тему одного из каприсов Никколо Паганини. В рок-музыке жанр рапсодии новаторски был применен в творчестве английской рок-группы «Queen» – была создана первая в истории длинная песня в эфире (~ 6 минут) и первый в истории видеоклип «Богемская рапсодия» («Bohemian Rhapsody»).

Черты жанра:

- Эпическое изложение

- Свободная форма, состоящая из разнохарактерных эпизодов

- В основе – народные темы

           Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской  венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош.

Стиль вербункош — широкое  понятие: это и манера исполнения, и склад музыки — преимущественно  инструментальной, и сам танец. Слово  «вербунк», или «вербункош», происходит от немецкого «Werbung» — вербовка. В памяти народа живо запечатлелась насильственная вербовка венгерских рекрутов в австрийскую армию, когда крестьян спаивали вином, оглушали музыкой, танцами; множество народных песен посвящено этому. Черты, свойственные стилю вербункош, отличны от особенностей старинной крестьянской песни (хотя кое в чем родственны ей).

 Его особенности:

- горделивый, страстный, патетический характер;

 - свободная, импровизационная манера изложения;

 - острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности,        особые пунктирные кадансы («со шпорами»);

- использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.

Стиль вербункош породил  новые танцы. Наиболее известен огневой, зажигательный двухдольный чардаш («танец в кабачке»), завоевавший  повсеместную популярность в 30—40-е  годы XIX века. Он строится на сопоставлении  двух (или более) эпизодов по принципу «медленно-быстро», что особенно обостряет внутреннюю контрастность, динамику музыки. Такое чередование носит по-венгерски название «лашу-фриш», а сами эпизоды именуются: медленный — «лашан», быстрый — «фришка».

Помимо танцев, для стиля  вербункош чрезвычайно характерны медленные, задумчивые напевы свободно-импровизационного  склада, называемые «халгато нота», что означает «пьеса для слушания» — в отличие от танца или песни. Нередко такой напев играет роль «лашана», за которым в качестве «фришки» следует собственно чардаш. Обычный ансамбль для исполнения этих танцев — скрипка, кларнет, цимбалы и виолончель (четыре-шесть исполнителей); иногда добавляются альт, контрабас, а кларнет заменяется свирелью или тарогато.

Именно стиль вербункош, а не старинная крестьянская песня, нашел отражение в музыке композиторов других национальностей, соприкасавшихся  с Венгрией (Гайдна, Бетховена, Шуберта, позже И. Штрауса, Брамса). На стиль  вербункош опирались в своем  творчестве и венгерские композиторы XIX века — Эркель и Лист, которые сделали венгерскую музыку достоянием всего мира.

Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии, а затем обработал для оркестра; Берлиоз включил обработку в первую часть драматической легенды «Осуждение Фауста»; кроме того, известны обработки Черни (1834, для фортепиано), Ланнера (для оркестра), Эркеля (1840, для фортепиано, с посвящением Листу) и другие.

Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его  борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина  широчайшей популярности.

Наиболее типичная для  листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).

 

1 раздел более импровизационного  склада, в духе эпического повествования  либо в характере палоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;

2 раздел рисует картину  народного праздника, пляски-чардаша  (очень задорный, темпераментный, зажигательный  2хдольный венгерский танец).

Возможно, однако, и большее  число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.

В развитии тематического  материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2, 6, 12, 14.         

Музыка медленных частей обычно горделивая, рыцарственная, романтически приподнятая – то в характере  величественного шествия, то в духе импровизационного речитатива или  эпического повествования с обилием  украшений, причудливыми ритмами. Музыка быстрых частей – огненно-страстная, яркая, стремительная, то в характере  истового чардаша, то в духе весёлого народного праздника с красочными переборами цимбал, виртуозными пассажами  скрипачей и т.д.

Внутри отдельных эпизодов и частей Лист также придерживался свойственной музыке вербункоша простых типов построения, т. е. применял законченный период или два дополняющих друг друга периода в качестве единицы формы, простую двухчастную, реже трёхчастную форму для отдельных частей и др. В целом же, композитор исходил из импровизационной природы сочинения. Идеалом при этом являлась непринуждённости и свобода в сочетании различных частей и эпизодов рапсодии, почерпнутая Листом из «живого» исполнительского искусства венгерско-цыганских оркестров. Причём рапсодии 1850-х гг. отличаются более естественно-импровизационным построением в отличие от более ранних опусов.

Вместо громоздких реприз, не свойственных этническому материалу, в рапсодиях появляются краткие  импровизационные повторения, органично  закругляющие форму и представляющие собой что-то вроде «сжатого резюме наиболее значительных музыкальных  элементов» [7, с. 243], как, например, в Двенадцатой рапсодии. Иногда реприза может быть заменена каким-либо новым эпизодом, не имеющим тематической связи с предшествующими частями.

Информация о работе Анализ строения и выразительных средств "Венгерской рапсодии №15" Ф.Листа