Проектирование цепного конвейера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:19, практическая работа

Краткое описание

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРИВОДА:
1.электродвигатель,
2.клиноременная передача,
3.редуктор,
4.муфта предохранительная,
5.рабочая машина

Вложенные файлы: 1 файл

ПЗ.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

YN = 1 (для всех),

т.к. NK> NFG (во всех случаях), значит NK=NFG

Коэффициент YR , учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями:

YR = 1,15 (для всех)

Коэффициент YA учитывает влияние двустороннего приложения нагрузки:

YA = 1 (для всех)

Итак, для косозубого зацепления:

[σ]F1 = 507,5*1*1,15*1/1,7 = 343,31 МПа

[σ]F2 = 428,75*1*1,15*1/1,7 = 290,04 МПа

Для шевронного зацепления:

[σ]F1 = 580*1*1,15*1/1,7 = 392,35 МПа

[σ]F2 = 507,5*1*1,15*1/1,7 = 343,31 МПа

Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба:

KF = KFv* K* K

Коэффициент KFv учитывает внутреннюю динамику нагружения:

Для косозубого зацепления: KFv = 1,12

Для шевронного зацепления: KFv = 1,04

K = КНα0 = 2

K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжения у основания зубьев по ширине зубчатого венца:

K = 0,18+0,82* K0

Для косозубого зацепления:

K = 0,18+0,82*1,23 = 1,189

KF = 1,12*1,189*2 = 2,662

mmin = 2,8*103*2,662*38,13*(4,3+1)/(110*44*290,04) = 1,07 мм

Для шевронного зацепления:

K = 0,18+0,82*1,12 = 1,0984

KF = 1,04*1,0984*2 = 2,285

mmin = 2,8*103*2,285*156,59*(3,3+1)/(125*60*343,41) = 1,61 мм

Значит,

 для косозубой передачи     m = 1,5 мм;

 для шевронной передачи    m = 2 мм.

Проверка зубьев колёс  по контактным напряжениям:

σН = Zσ/ aw *√(KH*T1*(uф+1)3/(b2*uф)) ≤ [σ]Н

Zσ = 8400 МПа1/2 (для косозубых передач)

Для косозубого зацепления:

σН = 8400/110*√(1,516*38,13*(4,18+1)3/(44*4,18)) = 504,67 МПа ≤ [σ]Н

Для шевронного зацепления:

σН = 8400/125*√(1,445*156,59*(3,35+1)3/(62,5*3,35)) = 633,35 МПа ≤ [σ]Н

 

4. Суммарное число зубьев и угол наклона:

Для косозубого зацепления:

Минимальный угол наклона  зубьев косозубых колёс:

βmin = arcsin(4*m/b2) = arcsin(4*1,5/44) = 7,840

Суммарное число зубьев:

zs = 2*aw*cos βmin/m

zs = 2*110*cos(7,840)/1,5 = 145,3 ≈ 145

Действительное значение угла β:

 β = arccos[zs*m/(2*aw)]

β = arccos(145*1,5/(2*110)) = 8,650

Для шевронного зацепления:

βmin = 250

zs = 2*125*cos(250)/2 = 113

β = arccos(113*2/(2*125)) = 250

5. Число зубьев  шестерни и колеса:

Число зубьев шестерни:

z1 = zs/(u+1) ≥ z1min

Для косозубого зацепления:

z1 = zs/(u+1) = 145/(4,3+1) = 27,54 ≈ 28

z1min = 17*cos3 β = 17*cos38,650 = 17

Число зубьев колеса:

z2 = zs - z1 = 145 – 28 = 117

 Для шевронного зацепления:

z1 = zs/(u+1) = 113/(3,3+1) ≈ 26

z1min = 17*cos3 β = 17*cos3250 = 13

z2 = zs - z1 = 113 – 25 = 87

6. Фактическое  передаточное число:

uф = z2/ z1

Для косозубого зацепления:

uф = z2/ z1 = 117/28 = 4,18

Для шевронного зацепления:

uф = z2/ z1 = 87/26 = 3,35

Фактическое передаточное число отличается от заданного на 2,7% и на 1,3% соответственно, что меньше 4%.

7.Диаметры  колёс:

Для косозубого зацепления:

Делительные диаметры:

Шестерни: 

d1 =  z1*m/cos β = 28*1,5/cos8,650 = 42 мм

Колеса:

d2 = 2*aw - d1 =2*110 – 42 = 178 мм

Диаметры da и df окружностей вершин и впадин зубьев колёс:

da1 = d1 + 2*(1 + x1 - y)*m = d1 + 2*m = 42 + 2*1,5 = 45 мм

df1 = d1 – 2*(1,25 - x1)*m = d1 – 2,5*m = 42 – 2,5*1,5 = 39 мм

da2 = d2 + 2*(1 + x2 - y)*m = d2 + 2*m = 178 + 2*1,5 = 181 мм

df2 = d2 – 2*(1,25 - x2)*m = d2 – 2,5*m = 178 – 2,5*1,5 = 174 мм

где  y = - (aw – a)/m = - (110 – 108,75)/1,5 = -0,83

a = 0,5*m*( z2 + z1) = 0,5*1,5*145 = 108,75

Для шевронного зацепления:

Делительные диаметры:

Шестерни: 

d1 =  z1*m/cos β = 25*2/cos250 = 58 мм

Колеса:

d2 = 2*aw - d1 =2*120 – 58 = 192 мм

Диаметры da и df окружностей вершин и впадин зубьев колёс:

da1 = d1 + 2*(1 + x1 - y)*m = d1 + 2*m = 58 + 2*2 = 62 мм

df1 = d1 – 2*(1,25 - x1)*m = d1 – 2,5*m = 58 – 2,5*2 = 53 мм

da2 = d2 + 2*(1 + x2 - y)*m = d2 + 2*m = 192 + 2*2 = 196 мм

df2 = d2 – 2*(1,25 - x2)*m = d2 – 2,5*m = 192 – 2,5*2 = 187 мм

где  y = - (aw – a)/m = - (125 – 113)/2 = -6

a = 0,5*m*( z2 + z1) = 0,5*2*113 = 113

8. Размеры заготовок:

Для косозубого зацепления:

Sзаг = b2 + 4 = 44 + 4 = 48 мм

 Dзаг = da2 + 6 = 181 + 6 = 187 мм

Для шевронного зацепления:

Sзаг = b2 + 4 = 62 + 4 = 66 мм

Dзаг = da2 + 6 = 196 + 6 = 202 мм

 

9. Силы в  зацеплении:

Для косозубого зацепления:

Окружная:

Ft = 2*103*T1/d1 = 2*103*38,13/42 = 1795,2 H

Радиальная:

Fr = Ft*tgα/cosβ = 1795,2*tg200/cos8,650 = 661 H

Осевая:

Fa = Ft*tgβ = 1795,2*tg8,650 = 273 H

Для шевронного зацепления:

Окружная:

Ft = 2*103*T1/d1 = 2*103*156,59/58 = 5444,4 Н

Радиальная:

Fr = Ft*tgα/cosβ = 5444,4*tg200/cos250 = 2192,2 Н

Осевая:

Fa = Ft*tgβ = 5444,*tg250 =  2574,82 Н

10. Проверка  зубьев колес по напряжениям  изгиба:

Расчетное напряжение изгиба:

        в зубьях колеса:             

 σF2 = КF*Ft*YFS2*Yβ*Yε/(b2*m) ≤ [σ]F2

        в зубьях шестерни:         

σF1 =  σF2* YFS1/ YFS2 ≤ [σ]F1

Для тихоходной :

В зависимости от ZV = Z/cos3β коэффициент YFS :

колеса       

ZV = Z/cos3β = 117/ cos38,650 = 121,08               YFS = 3,59

шестерни   

ZV = Z/cos3β = 28/ cos38,650 = 28,98                   YFS =  3,8

Значение коэффициента, учитывающего угол наклона зубьев в косозубой передаче, вычисляют по формуле:

Yβ = 1 – β/100 = 1- 8,65/100 = 0,92

Коэффициент, учитывающий  перекрытие зубьев:

Yε = 0,65 (для всех)

 σF2 = 2,662*1795,2*3,59*0,92*0,65/(44*1,5) = 154,38 МПа ≤ [σ]F2

 σF1 = 154,38*3,8/3,59 = 163,41 МПа ≤ [σ]F1

Для шевронного зацепления:

В зависимости от ZV = Z/cos3β коэффициент YFS :

колеса        

ZV = Z/cos3β = 83/ cos3250 = 113,85                 YFS =  3,59

шестерни  

 ZV = Z/cos3β = 25/ cos3250 = 34,29                   YFS = 3,7

Yβ = 1 – β/100 = 1- 25/100 = 0,75

σF2 = 2,285*5444,4*3,59*0,75*0,65/(62,5*2) = 173,43 МПа ≤ [σ]F2

σF1 = 173,43*3,7/3,59 = 178,74 МПа ≤ [σ]F1

 

Результаты расчета  зубчатых передач приведены в  таблице 1:

 

Таблица 1

Параметры

Передача

косозубая

шевронная

aw, мм

110

125

b2, мм

44

62,5

βmin, град

8

25

m, мм

1,5

2

zs

145

113

z1

28

26

z2

117

87

uф

4,18

3,35

d1, мм

42

58

d2, мм

178

192

dа1, мм

45

62

dа2, мм

181

196

df1, мм

39

53

df2, мм

174

187

Ft, H

1795

5444

Fr, H

661

2192

Fa, H

273

2575


 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА.

 

1. Проектный  расчёт валов:

Предварительные значения диаметров различных участков стальных валов:

для быстроходного (входного) вала:

d ≥ (7…8)* 3√ТБ = 7,5*3√38,13 = 25 мм

dП ≥ d + 2*t = 25 + 2*2,2 =30 мм

dБП ≥ dП + 3*r = 30 + 3*2 = 36 мм;

для промежуточного:

dК ≥ (6…7)* 3√ТПР = 6,5*3√156,59 = 40 мм

dБК ≥ dК + 3*f = 40 +3*1,2 = 48 мм,          

dП =  dК – 3*r = 40 – 3*2,5 =  35 мм

dБП ≥ dП + 3*r = 35+3*2,5 = 40 мм;

для тихоходного (выходного) вала:

 

d ≥ (5…6)* 3√ТТ = 5,5*3√497,92 = 45 мм

dП ≥ d + 2*t = 45 + 2*2,8 = 50 мм

dБП ≥ dП + 3*r = 50 + 3*3 = 60 мм,

где t – высота заплечика,

 r – координата фаски подшипника,

 f – размер фаски колеса.

 

2. Выбор типа  подшипников.

1) Быстроходный вал.

 Шариковые радиальные  однорядные, посадочный диаметр 30 мм,         легкая серия 206 (Сr = 19,5кН, С0r = 10 кН).

Схема установки –  враспор.

2) Промежуточный вал.

Шариковые радиальные однорядные, посадочный диаметр 35 мм,          легкая серия 207 (Сr = 25,5кН, С0r = 13,7 кН).

Схема установки –  плавающая.

3) Тихоходный вал.

Роликовые конические однорядные, посадочный диаметр 50 мм,             легкая серия 7210 (α = 12 ÷ 16о, Сr = 56кН, С0r = 40 кН).

Схема установки –  враспор.

 

ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА (НАИБОЛЕЕ НАГРУЖЕННОГО) НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ.

FM = 4500 H

Ft = 5444 H

FR = 2192 H

FA = 2575 H

h = 89 мм

l1 = 125 мм

l2 = 125 мм

l3= 80 мм

 

Определим реакции опор в вертикальной плоскости.

1. , , . Отсюда находим, что .

2. , , . Получаем, что .

Выполним проверку: , , . Следовательно, вертикальные реакции найдены верно.

Определим реакции опор в горизонтальной плоскости.

3. , , , получаем, что .

4. , , , отсюда .

Проверим правильность нахождения горизонтальных реакций: ,

Из эпюры видно, что самое  опасное сечение – сечение  под колесом, ослабленное шпоночным пазом. Моменты в этом сечении будут равны:

Эпюра крутящего момента T:

T = Fa*0,5 d1 = 75 Н*м;

Расчет вала на сопротивление усталости.

Проверочный расчет вала, заключающийся в определении коэффициента прочности в опасном сечении, выполняют по формуле:

S = Sσ * Sτ / √( Sσ2 + Sτ2) ≥ [S]

Допускаемый коэффициент  запаса прочности:

[S] = 1,5 ÷ 2,5

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

Sσ = σ-1/ [kσa /(εσ*β) + ψσm],

где   σ-1 = 420 МПа – предел выносливости стали,

kσ = 1,8 - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений,

εσ = 0,7 – масштабный фактор для нормальных напряжений,

β = 0,95 – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости,

σa – амплитуда цикла нормальных напряжений:

σa = σи = Ми / (0,1* d3) = 50 МПа

σm – среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

σm = 4* Fa / (π * d2) = 0

ψσ = 0,25

Sσ = 3,1.

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Sσ = τ-1/ [kτa /(ετ*β) + ψτm],

где   τ-1 = 250 МПа – предел выносливости стали,

kσ = 1,37

ετ = 0,7

β = 0,95

τa = τm = 0,5* T / (0,2* d3) = 0,96 МПа

ψτ = 0,1

Sτ = 120,6.

S = 3,1 > [S].

Проверим выбор  подшипника.

Посадочный диаметр d = 50 мм, лёгкая серия 7210 (Сr = 56 кН, С0r = 40 кН).

Номинальная долговечность (ресурс) подшипника в миллионах оборотов:

L = (Сr/P)p,

где Сr = 56 кН – динамическая грузоподъёмность по каталогу,

Р – эквивалентная  динамическая нагрузка,

р = 10/3 – показатель степени  для роликоподшипников.

Номинальная долговечность  в часах:

Lh = 106*L/ (60*n) = 106 * (Сr /P)p / (60*n)

Для определения эквивалентной  нагрузки находим отношение:

Fa/(V*Fr) = 0 < e ,

значит X = 1,  Y = 0,   ( e = 0,374);            Кб = 1,4,     Кт = 1.

Р = V*Fr *KБТ  = 3068,8 Н

L = 15998 (млн.об.)

L= 5235290 ч.

Т.к. Lh > [Lh] , то выбранный подшипник подходит

Расчет на жесткость.

Момент инерции сечения:

                

Модуль упругости:

Допустимые значения углов поворота в местах расположения подшипников:

Допустимый прогиб валов  под колесами:

(для цилиндрических зубчатых  колес);  

 

Углы поворота и прогибы  от действия силы Ft:

                                                                                         

Углы поворота и прогибы  от действия силы Fk:

                                                                           

Углы поворота от действия силы FY:                   

Суммарный угол поворота сечения:

                                                                     

Суммарный прогиб точки  В:

               

Ни в одном из сечений  углы поворота и прогибы не превышают  допустимых значений.

УСТАНОВКА КОЛЁС НА ВАЛАХ.

1) Подбор посадки с натягом для тихоходного вала:

Тном = 498 Н*м – вращающий момент на колесе,

d = 60 мм – диаметр соединения,

dст = 80 мм – диаметр ступицы колеса,

l = 92 мм – длина сопряжения

Среднее контактное давление:

P = 2*103*К*Т/(π*d2*l*f),

где К – коэффициент  запаса сцепления (К = 3,5)

P = 2*103*3*498/( π*502*92*0,14) = 23,93 МПа

Деформация деталей:

δ = 103*Р*d*(C1/E1 + C2/E2) = 31,25 мкм

С1 = (1 + (d1/d)2)/(1 - (d1/d)2)) – μ1 = 0,7

C2 = (1 + (d/d2)2)/(1 - (d/d2)2)) + μ2 = 3,87

E1 = E2 = 2,1*105

Поправка на обмятие  микронеровностей:

Информация о работе Проектирование цепного конвейера