Проектирование цепного конвейера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:19, практическая работа

Краткое описание

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРИВОДА:
1.электродвигатель,
2.клиноременная передача,
3.редуктор,
4.муфта предохранительная,
5.рабочая машина

Вложенные файлы: 1 файл

ПЗ.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)


КИНЕМАТИЧЕСКАЯ  СХЕМА ПРИВОДА

 

 

    1. электродвигатель,
    2. клиноременная передача,
    3. редуктор,
    4. муфта предохранительная,
    5. рабочая машина

 

 

 

КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ПРИВОДА.

 

1. Выбор электродвигателя.

Потребляемая мощность привода (мощность на выходе):

                  Pв = Ft*ν /103=4500*0,6/1000=2,7кВт,

где  ν – скорость движения ленты (м/с);

Ft – окружная сила на звёздочке ленточного конвейера (Н).

Общий КПД привода:

ηобщ = η рред3мпк3 = 0,839,

где  η р = 0,955 - КПД клиноременной передачи;

ηред  = 0,97          - КПД закрытой зубчатой передачи;

ηм = 0,985        - КПД муфты;

ηпк = 0,9925     - КПД одной пары подшипников качения;

Требуемая мощность электродвигателя:

Pэд.треб. = Рв/ ηобщ = 2,7/0,839= 3,17  кВт

Выбираем электродвигатель 100S4/1435 мощностью Р = 3 кВт с частотой вращения n = 1435 об/мин.

2. Определение передаточных  чисел привода.

Делительный диаметр тяговой звездочки:

D = pзв/sin(180/z)=230,9мм

Частота вращения выходного  вала привода:

nв= 60*1000*ν/(π*D)=49,84 об/мин

Общее передаточное число  привода:

uобщ = nэд/nв = 1435/49,84 = 28,79

Передаточное число  привода по ступеням:

uобщ  = uр*uред = 2*14,39

Передаточное число  тихоходной ступени:

uт = 0,88*√ uред = 0,88*√14,39 = 3,3

Передаточное число  быстроходной ступени:

uб = uред/uт = 14,39/3,3 = 4,3

3. Определение  вращающих моментов на валах  привода:

Частота вращения:

n1=nэд/uр=1435/2= 717,5 об/мин.

n2 = n1/uб = 168,22 об/мин.

n3 = n2/ uт = 50,93 об/мин.

n4= 50,93 об/мин

Вращающий момент:

Тэд = 9550*Pэд/nэд = 9550*3/1435 = 19,965 Н*м.

T1= Tэд*uрр = 38,133 Н*м.

T2= T1*uбредпк  = 156,586 Н*м.

T3= T2*uтредпк  = 497,923 Н*м.

T4= T3пк  = 494,188 Н*м.

Угловая скорость:

ωэд = π*nэд/30 = 150,273 рад/с.

ω1 = ωэд /uр = 75,136 рад/с.

ω2 = ω1 /uб = 17,616 рад/с.

ω3 = ω2 /uт = 5,333 рад/с.

ω4 = 5,333 рад/с.

 

 

РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ  ПЕРЕДАЧИ.

 

1. Выбор сечения  ремня.

Выбираем клиновый ремень узкого сечения УО  d1 = 63…100 мм (по  номограмме 5.3.).

2. Диаметр ведущего  шкива.

Минимально допустимый диаметр ведущего шкива: d1min = 63 мм.

Расчетный диаметр ведущего шкива:  d1 = 71 мм.

3. Диаметр ведомого  шкива.

d2 = d1*u*(1-ε) = 71*2*(1- 0,015) = 140 мм,

где u – передаточное число открытой передачи,

ε – коэффициент скольжения (0,01…0,02).

4. Фактическое  передаточное число.

uф = d2/ (d1*(1-ε)) = 140/(71*(1-0,015)) = 2,002

Отклонение фактического передаточного числа от заданного:

∆u = (uф-u)/u*100% = 0,093% < 3%.

5. Ориентировочное  межосевое расстояние.

a ≥ 0,55*(d1+d2)+ h(H) = 124,05 мм,

где h(H) = 8 мм – высота сечения клинового ремня.

6. Расчетная  длина ремня.

l = 2a + π/2*(d2+d1) + (d2 - d1)2/(4a) = 589 мм. ≈ 630 мм.

7. Межосевое  расстояние.

Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине:

a = 1/8* {2*l - π*(d2+d1) + √([2*l- π*(d2+d1)]2 - 8*(d2 - d1)2)} = 145,2 мм.

При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения а на 0,01l для того, чтобы облегчить надевание ремня на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предусмотреть возможность увеличения а на 0,025l.

8. Угол обхвата  ремнем ведущего шкива.

α1 = 1800 – 570 *(d2 - d1)/а = 152,910 > 1200

9. Скорость  ремня.

ν = π*d1*n1/(60*103) = 5,33 м/с      ≤ [ν],

где d1 и n1 – соответственно диаметр ведущего шкива и его частота вращения

[ν] = 40 м/с – допускаемая  скорость для узких клиновых  ремней.

10. Частота  пробегов ремня.

U = l/ ν = 0,12 с-1  ≤ [U],

где [U] = 30 с-1 – допускаемая частота пробегов.

11. Допускаемая  передаваемая мощность.

Определяем допускаемую  мощность, передаваемую одним клиновым ремнем:

[Pп] = [P0] Cp Cα Cl Cz ,

где [P0] = 1,18 кВт – допускаемая приведенная мощность, передаваемая одним клиновым ремнем;

     С – поправочные  коэффициенты:

Cp = 1 – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы;

Cα = 0,92 – коэффициент угла обхвата на меньшем шкиве;

Cl = 0,85 – коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня к базовой;

Cz = 0,9 – коэффициент числа ремней в комплекте передачи.

[Pп] = 0,83 кВт.

12. Количество  клиновых ремней.

z = Pном / [Pп] = 4,

где Pном = 3 кВт – номинальная мощность двигателя.

13. Сила предварительного  натяжения.

F0 = 850 Pном Cl / (z*ν*Cα*Cp)

где F0 – сила предварительного натяжения одного клинового ремня

F0 = 110,41 Н.

 

14. Окружная  сила.

Ft =  Pном *103 / ν = 562,36 Н

где Ft – окружная сила, передаваемая комплектом клиновых ремней.

15. Сила натяжения.

F1 =  Fо + Ft / 2z = 180,7 Н

F2 =  Fо - Ft / 2z = 40,11 Н,

где F1 и F2 – силы натяжения соответственно ведущей и ведомой ветвей одного клинового ремня.

 

16. Сила давления  на вал.

Fоп =  2* Fо*z*sin (α1/2) = 402,23 Н,

где Fоп - сила давления на вал комплекта клиновых ремней.

Проверочный расчет.

17. Проверка прочности ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви:

σmax = σ1 + σи + σν ≤ [σ]р,

где   а)  σ1 – напряжения растяжения:

σ1 = Fо / А + Ft / (2*z*A) = 3,23 Н/мм2,

где А = 56 мм2 – площадь поперечного сечения ремня;

б)  σи – напряжения изгиба:

σи = Eи*h / d1 = 4,57 Н/мм2,

где Eи = 80…100 мм2 – модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней;

в) σν – напряжения от центробежных сил:

σν = ρ*υ2*10-6 = 0,04 Н/мм2,

где ρ = 1250…1400 кг/мм3 – плотность материала ремня;

г) [σ]р = 10 Н/мм2 – допускаемое напряжение растяжения.

σmax = 7,84 Н/мм2.

Условие прочности выполняется.

 

РАСЧЁТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ.

 

1. Межосевое  расстояние:

Предварительное значение межосевого расстояния:

Для косозубого зацепления:

аw' = K*(u+1)*3√(T1/u) = 10*(4,3+1)* 3√(38,13/4,27) = 109,28 мм

Для шевронного зацепления:

аw' = K*(u+1)*3√(T1/u) = 8*(3,3+1)* 3√(156,59/3,3) = 124,59 мм

Окружная скорость:

Для косозубого зацепления:

ν = 2*π*аw'*n1/(6*104*(u+1)) =2*3,14*109,28*717,5/(6*104*(4,3+1)) = 1,559м/с

Для шевронного зацепления:

ν = 2* π* аw'*n1/(6*104*(u+1)) = 2*3,14*124,59*168,22/(6*104*(3,3+1))=0,51м/с,

где К – коэффициент  в зависимости  от поверхностной  твёрдости.

Уточнение межосевого расстояния:

аw = Ка*(u+1)* 3√((Кн1)/(ψba* u*[σ]н2))

Ка = 410 МПа1/3(для косозубых и шевронных колёс)

Коэффициенты ширины:

Для косозубого зацепления: ψba = 0,4

Для шевронного зацепления: ψba = 0,5

Материалы для изготовления шестерен и зубчатых колёс:

 

шестерня для  косозубой передачи :  улучшение, для стали 40ХН: 269…302НВ

колесо для  косозубой передачи : улучшение, для стали 40ХН: 235…262НВ

шестерня для  шевронной передачи : поверхностная закалка, для стали 40ХН: 48…53HRCэ

колесо для  шевронной передачи: улучшение, для стали 40ХН: 269…302НВ

 

Допускаемые контактные напряжения [σ]н1 для шестерни и [σ]н2 для колеса определяются по общей зависимости:

[σ]н = [σ]нlim*ZN*ZR*ZV/SH

Рассмотрим косозубое зацепление:

а) Колесо (245НВ):

Предел контактной выносливости:

[σ]нlim = 2*НВср+70 = 2*245+70 = 560 МПа

Коэффициент запаса прочности: SH = 1,1 (улучшение)

Коэффициент долговечности:

ZN = 6√(NHG/NK), если 1≤ ZN≤ZNmax

Число циклов:

 NHG = 30* НВср2,4 = 30*2452,4 = 1,626*107 ≤ 12*107

Ресурс передачи:

NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут =

= 60*168,22*1*5*365*24*1*1 = 44,2*107

Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 1,626*107

Значит, ZN = 1

Коэффициент, учитывающий  влияние шероховатости: ZR = 0,95

Коэффициент, учитывающий  влияние окружной скорости ν:  Z ν = 1,1

[σ]н2 = 560*1*0,95*1,1/1,1 = 532 МПа.

б) Шестерня 290НВ:

[σ]нlim = 2*НВср+70 = 2*290+70 = 650 МПа

SH = 1,1 (улучшение)

NHG = 30* НВср2,4 = 30*2902,4 = 2,44*107 ≤ 12*107

NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут = =60*717,5*1*5*365*24*1*1 = 188,6*107

Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 2,44*107

ZN = 1

Коэффициент, учитывающий влияние  шероховатости: ZR = 0,95

Коэффициент, учитывающий влияние  окружной скорости ν:  Z ν = 1,1

[σ]н1 = 650*1*0,95*1,1/1,1 = 617,5МПа.

 

Шевронное зацепление:

а) Колесо 290НВ:

[σ]нlim = 2*НВср+70 = 2*290+70 = 650 МПа

SH = 1,1 (улучшение)

NHG = 30* НВср2,4 = 30*2902,4 = 2,44*107 ≤ 12*107

NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут = =60*50,93*1*5*365*24*1*1 = 13,4*107

Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 2,44*107

ZN = 1

Коэффициент, учитывающий влияние  шероховатости: ZR = 0,97

Коэффициент, учитывающий влияние  окружной скорости ν:  Z ν = 1,1

[σ]н2 = 650*1*0,97*1,1/1,1 = 630,5 МПа.

б) Шестерня 51HRCэ:

[σ]нlim = 17* HRCэ+200 = 17*51+200 = 1067 МПа

SH = 1,2 (поверхностная закалка)

NHG = 30* НВср2,4 = 30*4952,4 = 8,81*107 ≤ 12*107

NK = 60*n*n3*Lh = 60*n*n3*L*365*Kгод*24*Ксут = =60*168,22*1*5*365*24*1*1 = 4,42*107

Т.к. NK> NHG, то NK = NHG = 8,79*107

ZN = 1

Коэффициент, учитывающий  влияние шероховатости: ZR = 0,97

Коэффициент, учитывающий  влияние окружной скорости ν:  Z ν = 1,09

[σ]н1 = 1067*1*0,97*1,09/1,2 = 940,12 МПа

[σ]н = 0,45*([σ]н1+[σ]н2) = 0,45*(940,12+630,5) = 706,78 МПа.

Коэффициент нагрузки в расчётах на контактную прочность:

КН = КНvНβНα

Рассмотрим косозубое зацепление:

Коэффициент КНv учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса:

 КНv = 1,02

Коэффициент КНβ учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обуславливаемую погрешностями изготовления и упругими деформациями валов, подшипников:

КНβ = 1+( КНβ0-1)* КНw = 1+(1,23-1)*0,37 = 1,085,

где КНβ0 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы (его выбирают в зависимости от коэффициента ψbd , схемы передачи и твердости зубьев )

КНβ0 = 1,23,

т.к. ψbd = 0,5* ψba*(u+1) = 0,5*0,4*(4,27+1) = 1,053

КНw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев

Коэффициент КНα определяют по формуле:

КНα = 1+( КНα0-1)* КНw = 1+(2 -1)*0,37 = 1,37,

где

КНα0 = 1+А*(nст-5) = 1+0,25*(9 -5) = 2

Значит:

 КН = 1,02*1,085*2 = 1,516

 

Рассмотрим шевронное зацепление:

КНv = 1,01

ψbd = 0,5* ψba*(u+1) = 0,5*0,5*(3,3+1) = 1,076

КНβ = 1+( КНβ0-1)* КНw = 1+(1,12-1)*0,37 = 1,044

КНα = 1+( КНα0-1)* КНw = 1+(2 -1)*0,37 = 1,37,

где

КНα0 = 1+А*(nст-5) = 1+0,25*(9-5) = 2

 

Значит,

КН = 1,01*1,044*1,37 = 1,445

 

Для косозубого зацепления:

аw = Ка*(u+1)* 3√((Кн1)/(ψba* u*[σ]н2)) =

= 410*(4,3+1)* 3√((1,516*38,13)/(0,4*4,3*5322))  =

  =  106,4 мм ≈  110 мм.

Для шевронного зацепления:

аw = Ка*(u+1)* 3√((Кн2)/(ψba* u*[σ]н2)) =

= 410*(3,3+1)* 3√((1,445*156,59)/(0,5*3,3*706,782)) =

= 114,63  ≈  125 мм.

 

2. Предварительные  основные размеры колеса:

Для косозубого зацепления:

Делительный диаметр:

 d2 = 2* аw* u/(u+1) = 2*110*4,3/(4,3+1) = 178,22 мм

Ширина:

 b2 = ψba* аw = 0,4*110 = 44 мм

Для шевронного зацепления:

Делительный диаметр:

d2 = 2* аw* u/(u+1) = 2*125*3,3/(3,3+1) = 191,9 мм

Ширина:

b2 = ψba* аw = 62,5 мм

3. Модуль передачи:

Максимально допустимый модуль определяют из условия неподрезания зубьев у  основания:

Для косозубого зацепления:

mmax = 2*aw/(17*(u+1)) = 2*110/(17*(4,3+1) = 2,46 мм

Для шевронного зацепления:

mmax = 2*aw/(17*(u+1)) = 2*125/(17*(3,3+1)) = 3,42 мм

Минимальное значение модуля:

mmin = (Km*KF*T1*(u+1))/( aw* b2*[σ]F)

Km = 2,8*103 для косозубых передач

Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни [σ]F1 и колеса [σ]F2

[σ]F = [σ]Flim*YN*YR*YA/SF

Для косозубого зацепления:

Предел выносливости [σ]Flim:

 Шестерня                    

[σ]Flim = 1,75*НВср = 1,75*290 = 507,5 МПа

 Колесо                       

[σ]Flim = 1,75*НВср = 1,75*245 = 428,75 МПа

Для шевронного зацепления:

Шестерня                    

[σ]Flim = 580 МПа

Колесо                         

[σ]Flim = 1,75*НВср = 1,75*290 = 507,5 МПа

Коэффициент запаса прочности: SF = 1,7 (для всех)

Коэффициент долговечности: YN = q√(NFG/NK) при условии 1≤ YN ≤ YNmax

YNmax = 4 и q = 6 – для улучшенных зубчатых колес,

YNmax = 2,5 и q = 9 – для закалённых и поверхностно упрочнённых зубьев

Число циклов, соответствующее  перелому кривой усталости:  NFG = 4*106

Информация о работе Проектирование цепного конвейера