Этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов, ко всем видам информации о делах фирмы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента……..….5
История зарождения этики менеджмента……..………………..…....5
Этика менеджмента: понятие и сущность……………………….…..13
Правила этики в деятельности менеджера…………….……….…...16
Основные принципы этики менеджмента……………...…………….22
Глава 2. Основные этические правила менеджера..………………………..….26
Внешний вид менеджера……………….…………………………….26
Приветствие, представление, обращение……………………………31
Визитные карточки……………………………………………………34
Этикет телефонного общения…………………………………………37
Отношения «Руководитель – Подчиненный»………………………41
Смена работы. Правила увольнения………………………………..44
Особенности этики менеджеров разных стран……………………...46
Заключение……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Приказ и просьба - правило четвертое. На практике менеджеры дают указания своим подчиненным в основном в двух формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Там, где приказ необходим, звучит просительный тон. А где можно обойтись вежливой просьбой, раздается приказ, да еще с угрозой наказания. Конечно, приказная форма необходима в экстремальных условиях: угроза срыва выполнения важного задания, несоблюдение правил техники безопасности и т. д. Подчиненные со временем перестают реагировать на угрожающий тон, и эффективность указаний снижается. Какие же формы уместны в повседневных рабочих условиях? Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного. Но тон всегда и непременно должен быть вежливым. Поручения, не входящие в круг прямых обязанностей данного подчиненного, следует давать в форме просьбы. Помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа, особенно женщины.

Правило пятое: благодарите, но и взыщите. Надо чаще и умело  пользоваться мерами поощрения. Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое "спасибо", высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия. При этом при этом помните правила: "Поругал - проиграл, похвалил - выиграл", и "Хвалить прилюдно, ругать - наедине". То есть, если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

Правило шестое: свою точку  зрения вы можете отстаивать до принятия решения. Делайте все от вас зависящее, чтобы убедить других в своей  правоте. Но если решение принято, рассматривайте его как свое собственное. Ни в  коем случае не дайте понять, что  оно (а вы именно так и думаете) абсурдно, ошибочно, что лично вы решительно против него. Это не этично: отношение "мы" и "они" наносит ущерб компании тем, что провоцирует рост недовольства и нестабильности. Так какой же смысл выигрывать битву, если в итоге проигрываешь войну?

 Правило седьмое: создавайте  настрой на успех. Заражая собственной  верой в успех своих подчиненных  и компаньонов, вы создаёте  спокойную уверенность в успехе  вашей фирмы у клиентов, которых  вы обслуживаете. Заражайте людей  своей энергией, вместо того заражать  их своей нервозностью. Старайтесь  создавать вокруг себя оживленную, полную оптимизма атмосферу. Вместе  с тем следует помнить, что  оптимизм должен базироваться  на чем-то реальном. Именно сочетание  реализма и оптимизма являются  ключом к достижению рекордных  объёмов деятельности. Оптимист  принципиально отличается от  пессимиста тем, что всегда  ищет выход из любой ситуации. Приведу пример. Два торговца  обувью приехали в Африку. Один  из них оптимист, другой пессимист.  Проведя там один день, на следующее  утро каждый из них отбивает  телеграмму на свою фирму. Пессимист  пишет: "Большое несчастье. Никто  не носит обуви. Вылетаю первым  рейсом" и возвращается к себе  на фирму. Оптимист пишет: "Большая  удача. Никто не носит обуви!  Высылайте...", далее идет список, какое количество и какой обуви  выслать. После того как обувь  доставили, африканцы, привыкшие  ходить босиком, и не подумали  её покупать. Однако оптимист  не хотел проигрывать, поэтому  он придумал выход. Он написал  в свою деревню, чтобы ему  прислали тюк колючек, получив  которые, он ночью рассыпал  по побережью и в городе. Местные  жители, встав утром, не смогли  ходить босиком и раскупили  обувь за один день. Итак, пессимист  отступает перед препятствиями,  а оптимист ищет выход.

 Правило восьмое: делайте  все вовремя, будьте пунктуальны,  назначенные встречи вносите  в свой рабочий календарь. Этикет  предписывает соблюдение пунктуальности  в приходе, уходе, выполнении  регламента встреч, совещаний, переговоров,  выступлений, телефонных звонков.  Опоздания не только мешают  работе, но и являются первым  симптомом того, что на человека  нельзя положиться. Сергей Михайлов, глава PR-агентства, сам страдает  от этого недостатка, он опаздывает на встречи. Вот что он об этом пишет: "Мне очень неудобно: я украл у человека время - я сокращаю гонорар, всегда извиняюсь". Таким образом, мы видим, что опоздания наносят экономический вред прибыльности компании. Принцип "вовремя" распространяется также на отчёты и любые другие поручаемые вам задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют накидывать лишние 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы, тогда наверняка уложитесь в отведенное время. Интересную тенденцию приходится наблюдать в последнее время. Многие деловые партнеры в Москве, боясь опоздать на встречу из-за вечных пробок, приезжают раньше назначенного времени. Упреждающий период составляет чаще всего 15 минут, но иногда от получаса до часа. Причём посетители рассчитывают, что руководитель, к которому они приехали, может сразу их принять. Это грубое нарушение делового этикета, так как деловые люди имеют, как правило, чёткое расписание встреч и просто заняты в это время. Большинство посетителей не видят в раннем приходе никакой ошибки и считают возможным находиться всё это время в приёмной. Период ожидания приема становится помехой для работы секретаря. Исходя из сказанного, никогда не приходите раньше назначенного срока. Если это происходит, не стоит заходить на фирму, посидите в машине, погуляйте по улице и т. д. Не стоит отрывать людей от работы. В приемную рекомендуется приходить за 10 минут до назначенного времени, чтобы успеть привести себя в порядок, учитывая возможную разницу в показаниях часов, а также то, что посетитель может быть приглашен в кабинет на несколько минут ранее назначенного срока (до 5 минут). Для встречи на нейтральной территории рекомендуется прибывать за 5 минут до назначенного времени.

Правило девятое: менеджер, как и любой работник фирмы, обязан хранить секреты фирмы. Все секреты  компании вы должны держать при себе. В большинстве компаний самого разного  профиля кодекс поведения однозначно предписывает не разглашать конфиденциальных сведений о деятельности компании. Не критикуйте фирму, особенно при посторонних. Кроме того, никогда и никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчинённого об их личной жизни. Если вам приходится иметь дело с большим количеством бумаг, старайтесь, чтобы они не попадали в поле зрения посетителя. Документы, доверенные вам лично, и номера телефонов храните так, чтобы их не смог случайно прочитать ни коллега, ни посетитель.

Правило десятое: говорите и  пишите хорошим языком. Тот, кто умеет  чётко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как  следует писать и говорить нередко  отбрасывает человека назад, и его  способности могут пропасть впустую. Выполняйте обещания, данные вами клиентам, начальству, подчинённым и самому себе.

 

    1. Основные принципы этики менеджмента

 

Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать  выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом.

Эти требования указывают  на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.

В основу современной этики  менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки  зрения ученых:

·     Создание материальных ценностей рассматривается как  важный процесс развития;

·     Вся прибыль (а также другие доходы производства) – результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;

·     При разрешении проблем, которые возникают между  людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции.

10 принципов делового  поведения были сформулированы в работе Л. Хосмера, американского социолога:

1.   Никогда не делать  того, что не входит в твои  долгосрочные интересы, или в  интересы твоей компании;

2.   Никогда не делать  того, о чем нельзя будет потом  сказать;

3.   Никогда не делай  того, что не будет способствовать  развитию взаимопомощи и поддержки  в коллективе;

4.   Никогда не нарушать  закон, т.к. закон - это основные моральные нормы современного общества;

5.   Никогда не делать  того, что будет вредно для  общества, в котором ты живешь;

6.   Никогда не делать  того, что сам никогда не посоветуешь;

7.   Никогда не делать  того, что может ограничить права  и свободы другого;

8.   Никогда не делай  того, что может повредить слабым;

9. Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека;

10. Всегда поступать так,  чтобы увеличить прибыль предприятия,  не выходя за рамки закона. [6]

Все эти принципы в той  или иной мере присутствуют в различных  странах и их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и  деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.

Главные принципы мирового бизнеса:

·     Ответственность  бизнеса;

·     от блага акционеров перейти к благу его основных партнеров;

·     социальное и  экономическое влияние деловых  отношений на прогрессивные процессы развития общества.

Этика деловых отношений  основана на следующем принципе: от закона к доверию, забота об окружающей среде, действие только в рамках закона, развитие многосторонних отношений.

Критерии выбора модели поведения

Каждый для себя вырабатывает свою схему общения с другими  людьми, воздействия на них. Существует несколько основных критериев, благодаря  которым можно выбрать наилучшую  схему поведения, они помогут  избежать возможных ошибок в процессе общения, а также добиться наилучших  результатов.

Первый критерий: соответствие этой схемы закону и порядку.

Вторым критерием является: нравственность (честность, справедливость, совестливость). Соблюдение и осознание этих понятий является гарантом того, что схема выбрана правильно.

Третьим критерием является: оценка ситуации, в которой личность действует или в которой оказалась из-за некоторых обстоятельств. Оценка ситуации (с помощью интуиции или умозрительная) это важнейшее условие оптимизации схемы поведения.

Четвертым критерием является: цель, которую ставит перед собой человек. Чем цель значительнее, тем больше человек ею увлечен, т.е. добивается ее с большим усердием и энтузиазмом.

Пятый критерий: самокритичная  оценка возможностей для использования  определенной модели поведения. Копирование  чужого стиля в общении опасно.

Шестой критерий: выделение  и конкретизация собственных  возможностей.

Седьмой критерий: психолого-половые  характеристики человека, т.е. его личностные и деловые качеств, которые партнеры ожидают от него.

Выбор той или иной схемы (модели) поведения зависит от самого человека, его личности, набора его  психологических характеристик  и моральных принципов, а так  же от того, с каким именно человеком  надо общаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные этические правила менеджера

 

    1.  Внешний вид менеджера

 

Для того чтобы быть успешным в своей профессии, необходимо соответствовать образу успешного человека (хочешь достичь успеха - делай вид, что уже давно его добился).

Итак, отличный внешний вид, манеры, культура речи, все это является предпосылками успешной профессиональной деятельности.

Одежда: не стоит гнаться  за модой и экспериментировать с  новинками ее мира, одежда не должна быть «кричащей». Главное, к чему надо стремиться – опрятный, аккуратный внешний вид, который создаст  общее благоприятное впечатление. Неряшливый внешний вид может  натолкнуть вашего партнера на мысль  о том, что так же неаккуратны  вы будете и в делах. Деловая одежда должна отличаться классическим покроем  и многофункциональностью. К выбору деловой одежды надо подойти серьезно. Не стоит надевать вещи, которые  выглядят поношенными, мешковатыми, нуждающимися в ремонте, слишком дешевые или  не вписываются в ту среду, где  вам приходиться находиться.

Костюм человека должен учитывать  его возраст, комплекцию, его положение  в обществе и то, куда в данный момент времени он направляется.

Деловая одежда должна соответствовать  дресс-коду, введенному на фирме; цвет, фасон и покрой одежды должны подходить человеку, который ее носит; все детали костюма должны гармонировать друг с другом и содержаться в безупречном виде. Так же стоит помнить, что манера одеваться должна соответствовать занимаемой должности (т.е. секретарь не должен одеваться лучше своего начальника).

По правилам делового этикета  одевать одну и ту же вещь 2 дня подряд не следует, поскольку может сложиться впечатление, что человек ночевал не дома. Более того, если надевать одну и ту же вещь каждый день, то она надоедает и « гасит настроение».

Сегодня во многих фирмах распространенно  следующее правило: 4 дня в неделю – строгий вид, пятница – это, так называемый CASUAL FRIDAY. Но и когда  разрешен свободный стиль, необходимо помнить о правилах, которых следует  придерживаться (никаких откровенных  вещей, одежды длины «мини» и т.д.)

Если человек носит  очки, они должны быть средних размеров (чтобы за ними не скрылось все лицо), соответствовать моде в этой сфере. Очки ни в коем случае не должны быть с темными стеклами, т.к. во время разговора собеседник не будет видеть реакцию человека на высказываемые предложения и решения.

Деловой человек всегда должен иметь при себе ручку и карандаш, обязательно хорошего качества. Нельзя писать сломанными ручками или огрызками, оставшимися от карандаша. Если есть ручка с логотипом фирмы - лучше писать ей.

Как должен выглядеть деловой  мужчина.

В гардеробе любого уважающего себя делового мужчины должен быть следующий минимальный набор:

1. костюм черного или  темно-серого цвета;

2. пиджак

3. серые (черные) брюки;

4. черный кожаный ремень;

Информация о работе Этика менеджмента