Этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов, ко всем видам информации о делах фирмы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента……..….5
История зарождения этики менеджмента……..………………..…....5
Этика менеджмента: понятие и сущность……………………….…..13
Правила этики в деятельности менеджера…………….……….…...16
Основные принципы этики менеджмента……………...…………….22
Глава 2. Основные этические правила менеджера..………………………..….26
Внешний вид менеджера……………….…………………………….26
Приветствие, представление, обращение……………………………31
Визитные карточки……………………………………………………34
Этикет телефонного общения…………………………………………37
Отношения «Руководитель – Подчиненный»………………………41
Смена работы. Правила увольнения………………………………..44
Особенности этики менеджеров разных стран……………………...46
Заключение……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…2

Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента……..….5

    1. История зарождения этики менеджмента……..………………..…....5
    2. Этика менеджмента: понятие и сущность……………………….…..13
    3. Правила этики в деятельности менеджера…………….……….…...16
    4. Основные принципы этики менеджмента……………...…………….22

Глава 2. Основные этические правила менеджера..………………………..….26

  1. Внешний вид менеджера……………….…………………………….26
  2. Приветствие, представление, обращение……………………………31
  3. Визитные карточки……………………………………………………34
  4. Этикет телефонного общения…………………………………………37
  5. Отношения «Руководитель – Подчиненный»………………………41
  6. Смена работы. Правила увольнения………………………………..44
  7. Особенности этики менеджеров разных стран……………………...46

Заключение……………………………………………………………………..48

Список используемой литературы…………………………………………….50

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в  себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции  и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие  в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной  деятельности, доступ общественности и государственных органов, ко всем видам информации о делах фирмы. В результате современная фирма становится социально-экономической организацией, в которой этические нормы являются важнейшим регулятором внутрифирменных и межфирменных отношений, а также отношений внутри общества в целом. Этика управления может рассматриваться также в контексте теории цивилизованного становления общества, согласно которой это развитие состоит из этапов, характеризующихся определенным уровнем развития человека (потребностей, способностей, знаний и умений), народонаселения, технологических и экономических способов производства, социально-политических отношений, духовного воспроизводства (науки, культуры, образования, этики и религии). Цивилизационный подход, в различие от формационного и техногенного, считает первоисточником общественного развития не классовую борьбу и изменение в производительных силах, технике и технологии, а развитие самого человека, его духовного мира, национальных, исторических, религиозных и социокультурных факторов.

Этика сосредоточена на широком  спектре различных вариантов  поведения руководителей и подчиненных. В центре внимания – цели и средства для достижения их как руководителей, так и подчиненных.

На сегодняшний день очень  важна моральная и этическая  сторона деятельности руководителей (менеджеров).

 

На это существует несколько  важных причин:

1) Так как менеджер служит примером для своих подчиненных, а так же для других менеджеров, то его поступки, отклоняющиеся от этических норм, будут служить неким сигналом к тому, что, якобы дозволенно делать то, что на самом деле делать нельзя. Следовательно, его нарушения моральных и этических принципов служат дурным примером, что, непременно, отразится на работе коллектива и фирмы в целом.

2) Менеджер выполняет воспитательную роль, а значит, формирует отношение подчиненных к тому предприятию, на котором они работают, к тем товарам и услугам, которые производят, к клиенту, друг к другу. Поэтому, как всякий хороший учитель, должен всеми своими поступками создавать правильное отношение ко всем выше перечисленному.

3) Любой поступок менеджера (как дурной, так и хороший) воздействует на его подчиненных и формирует комплекс этических норм и моральных устоев окружающих его людей (клиентов, поставщиков, конкурентов, покупателей)

Объект исследования - этика  менеджмента.

Предмет исследования - основные этические правила менеджера.

Целью данной курсовой работы является теоретическое исследование формирования и развития этики менеджмента, а также рассмотрение основных этических правил менеджера.

В соответствии с поставленной целью сформулированы и решены следующие  задачи:

  1. Изучить историю зарождения этики менеджмента
  2. Рассмотреть понятие, сущность и принципы этики менеджмента
  3. Исследовать правила этики в деятельности менеджера
  4. Охарактеризовать принципы делового общения менеджера, составляющие его внешнего вида
  5. Проанализировать особенности этики менеджеров разных стран

Исследуемая в курсовой работе проблема достаточно широко представлена в теоретических обоснованиях отечественных  исследователей, таких как А.К.Семенов, Е.Л. Маслова, М.М.Максимцова, Р.Н.Ботавина, В.К.Белолипецкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента

 

1.1 История зарождения  этики менеджмента

 

Экономика, управление и  этика относятся к фундаментальным  характеристикам жизни общества. При этом экономика создает материальные основы жизнедеятельности. Управление обеспечивает эффективное функционирование экономики. Так по оценке классика современного менеджмента Питера Друкера успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Этика формирует цивилизованные правила поведения людей, ведения хозяйства и управления. В истории развития общества принято выделять ряд этапов, на которых формы, содержание, соотношение и взаимодействие экономики, управления и этики менялись. Существуют различные классификации этапов общественного развития. Длительное время, особенно в марксистской литературе господствовала формационная теория деления общества по признакам его классовости и способа производства, определяемого уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Это была так называемая "пятиленка", включающая первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество. Сегодня это деление изжило себя. Если первые 4 из перечисленных 5 видов общества в той или иной степени соответствуют материалистическому пониманию истории, то коммунистическое общество оказалось порождением идеалистической теории. Историческое развитие, как окончательно стало ясно в XX веке, пошло другим путем, в котором смена классов перестала быть определяющим это развитие фактором. Считается, что роль ключевого фактора общественного развития перешла к техническому прогрессу, на основе которого образовалась другая классификация общественного развития. Сообразно этой классификации выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество было основано на примитивной технике и технологии. Для него было характерно преобладание семейных, клановых отношений. Соответственно традиционное управление основывалось на родовых и семейных традициях, разделении труда по полу и возрасту, личной зависимости, передаче власти по наследству. В категорию традиционных обществ попадали как первобытно - общинные, так и рабовладельческие и феодальные общества. Отдельные черты традиционных обществ (клановость, семейственность, наследование власти) сохранились до настоящего времени. Технический переворот, начавшийся в XVII-XVIII вв., ознаменовал переход от медленно развивающихся традиционных обществ к индустриальному обществу. Экономика индустриального общества получила наименование рыночной (капиталистической). В соответствии с ней сформировался особый тип управления - менеджмент, основанный на самоуправлении хозяйствующих субъектов и государственном регулировании развития экономики. Основой рыночной экономики является свободное предпринимательство, т. е. инициативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами и получение прибыли. В мировой практике рыночной экономики выделяется, по крайней мере, четыре управленческие функции предпринимателя:

1. Новаторство в технике,  технологии, организации, коммерции,  финансах и других видах деятельности.

2. Соединение ресурсов  земли, труда и капитала в  едином процессе предпринимательской  деятельности.

3. Принятие решений в  бизнесе. 

4. Риск своими и заемными  средствами, временем, трудом, деловой  репутацией.

 Современное понимание  предпринимательства отождествляет  его с деятельностью по организации  и осуществлению смелых, важных  и трудных проектов, направленных  на развитие существующего способа  производства путем внедрения  изобретений, использования новых  технических, экономических и  организационных возможностей. Это  отличает предпринимательство от  бизнеса как общего направления  деловой деятельности. Определяющее  влияние на формирование рыночной  экономики, особенно в ее западном  варианте, оказал протестантизм и его этика. Протестантизм - третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в период Реформации в XIV в. Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. Протестантизм отрицает примат духовной власти над светской, противопоставление духовенства мирянам, придерживается упрощенного культа, придает первостепенное значение нравственному началу, пробуждает в человеке чувство личного достоинства и буржуазно-индивидуалистические представления. Это отмечал Макс Вебер, подчеркивая связь "протестантской этики" с "духом капитализма". Одновременно М. Вебер считал, что "капитализм западного вида мог возникнуть только в западной цивилизации". Для протестантской этики высшими качествами человека являются трудолюбие, скромность в жизни, бережливость, честность, добросовестность, благотворительность. Согласно этой этике практичность, богатство и труд являются священными. В процессе своего формирования и развития рыночная экономика и ее менеджмент выработали определенные ценностные установки. К ним относятся:

• прагматизм, т. е. ориентация на эффективность и полезность;

• индивидуализм, принцип  которого применительно к деятельности фирмы в рыночной экономике, сформулированный А. Смитом, гласит: "...дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе";

• свобода деятельности и потребления;

• рациональность, включающую свободный рынок, свободный от принуждения  труд, монетарную систему, рациональную технику, технологию и управление, учет человеческого фактора;

• признание конкуренции  как свойства, изначально присущего  человеку;

• взаимное доверие, честность  и верность слову как необходимые  условия ведения дел;

• компромиссы между субъектами рыночной экономики (собственниками, предпринимателями, менеджерами, работниками, продавцами и покупателями, производителями  и потребителями), обеспечивающие учет взаимных интересов.

На практике достижение компромисса  включает в себя ответы на шесть  вопросов: 1. Что я отдаю? 2. Что  ты отдаешь? 3. Что я получаю? 4. Что  ты получаешь? 5. Какие у меня альтернативы? 6. Какие альтернативы у тебя? Наряду с общими убеждениями, характерными для рыночной экономики и ее менеджмента, существуют частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику, организационную культуру, а также  личность их создателя. Например, Г. Форд (старший) придерживался следующих  пяти убеждений:

• На первом месте стоит  качество.

• Постоянное совершенствование  в значительной степени влияет на наш успех.

• Участие работников в  деле и прибыли - наш стиль работы.

• Торговцы и поставщики - наши партнеры.

• В деле нашей социальной и общественной значимости нет компромиссов.

Принципы компании IBM, сформулированные ее основоположником Томасом Уотсоном, гласят:

• Каждый человек заслуживает  уважения.

• Каждый покупатель имеет  право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно.

• Добиваться совершенства во всем.

 

Данные принципы вошли  в Кодекс поведения IBM, согласно которому ее работникам запрещено дурно отзываться о конкурентах, борьбу за покупателя рекомендуется выигрывать только за счет качества товаров и услуг, а  не путем использования чужих  слабостей. Кодекс советует не хвастаться размерами компании, ее успехами и  положением, количеством средств, расходуемых  на исследования и разработки. Положение  о том, что компания должна управляться  социально-этическими принципами, а  не конкретным человеком стало одним  из постулатов современного менеджмента. Если на Западе определяющее влияние  на этику рыночной экономики и  ее менеджмент оказывает протестантизм, то на Востоке, в особенности в  Японии, на экономику, управление и  общество в целом сильное влияние  оказывала и до сих пор оказывает  философия Конфуция, представляющая одно из ведущих идейных течений  в древнем Китае. Центральное  место в учении Конфуция занимают: гармония развития, человеколюбие, верность государству, долгу, деление на старших  и младших, уважение к старшим, сыновья  почтительность. Взоры Конфуция повлияли на внутреннюю текстуру японских фирм, порядок принятия управленческих решений, формы стимулирования труда, практику приема на работу. Современная японская фирма изнутри представляет собой  пирамиду, состоящую из множества  малых групп, каждая из которых состоит  из старших и младших. Отношения  старших и младших строятся таким  образом, что старшие проявляют  заботу о младших, а те в свою очередь  отвечают благодарностью и радостью эффективно работать. Ориентация управления на группу определяет коллективную ответственность, заинтересованность работников в успехе организации в целом, а не только конкретного рабочего места, моральное и материальное стимулирование по коллективным результатам. Продвижение по службе осуществляется по принципу старшинства. Принятие управленческих решений в Японии выделяется от подобной практики на Западе, где коллективные решения принимаются большинством голосов. В Японии действует более сложный процесс принятия решений, состоящий в нахождении консенсуса, т. е. согласия участников принятия решений. Принятый порядок принятия коллективных решений ("ринги") учитывает не только мнение большинства, но и защищает интересы оказавшихся в меньшинстве, позволяет сохранить им свое лицо. Семейно-клановый характер японских фирм проявляется в практике приема на работу. Так около одной трети всех фирм использует пожизненный найм работников, которые обеспечиваются жильем и работой и в свою очередь берут на себя обещание добросовестно трудиться, а в случае производственной необходимости менять рабочее место и даже место жительства. Принципы японского менеджмента в более полном виде были сформулированы основателем компании Matsushita Electric Коносукэ Мацуситой. Эти принципы включают постулаты веры, т. е. то, во что верит компания, и этические стандарты, характеризующие то, как реализуется вера компании. Постулатами веры Matsushita Electric являются семь установок:

Информация о работе Этика менеджмента