Этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:37, реферат

Краткое описание

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Содержание

Введение 3
1. Мораль и этика 5
2. Этическая роль менеджеров в организации 8
3. Критерии принятия этически сложных решений 9
4. Определяющие этический выбор факторы 14
5. Этические обязанности власти и подчинения 15
Выводы 18
Литература 19

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент (1).docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)

 

Міністерство  освіти і науки України

Державний вищій навчальний заклад

Донецький національний технічний університет

 

 

Заочний факультет

Кафедра економічної кібернетики

 

 

 

 

Контрольна  робота

З дисципліни «Менеджмент»

 

 

Тема: «Этика менеджмента»

 

 

 

                                                                               

                                                                                  Виконала студентка 3 курсу                                              

                                                                             групи ЕК-10(з) 

                                                                                  Налісна Вікторія Іванівна

                                                                               

 

                                                                                  Перевірив викладач                                                                                                                                                                          

                                                                                  _________________________

                                                                                 _________________________

                                                                                  Донець О.С.

  _________________________

 

                                                                                  Оцінка ___________________

                                                                                   _________________________

 

«___»___________ 2013р.

 

 

 

 

Донецьк 2013

 

  Форма № У-8.01

          Затв. наказом Мінвузу УРСР

            від 3 серпня 1984р. №253

 

 

___________________ДонНТУ__________________

(назва навчального закладу)

 

 

РЕЦЕНЗІЯ  НА КОНТРОЛЬНУ РОБОТУ

 

 

Студент ______ Налісна Вікторія Іванівна     ______

(прізвище, ім’я, по батькові)

Шифр_________. який навчається в  групі ЕК-10 (з) на ___________3_   курсі

___________________заочного______________          _______________факультета

Контрольна робота № ____1__ з  «Менеджмент»   __________________

             (назва навчальної  дисципліни)

Тема: «Этика менеджменту»__        _______

РЕЄСТРАЦІЙНИЙ №___ Дата одержання роботи «___»____________2013 р.

Оцінка______Дата повернення роботи «___» ______________2013 р.

Рецензія _      Донця Олексія Сергійовича       

Кафедра  Економічної кібернетики ___________________________  ______         ____________         (вчене знання, прізвище ім’я, по батькові)

 

ЗМІСТ РЕЦЕНЗІЇ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

     Введение          3

  1. Мораль и этика         5
  2. Этическая роль менеджеров в организации    8
  3. Критерии принятия этически сложных решений   9
  4. Определяющие этический выбор факторы    14
  5. Этические обязанности власти и подчинения    15

Выводы           18

     Литература          19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Этика менеджмента - набор моральных принципов и ценностей, которыми руководствуется менеджер компании, фирмы, предприятия в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях с деловыми партнерами. Это внутренний кодекс законов, который определяет, какие решения можно принимать, а какие нет.

Рыночные отношения без этического фундамента обречены на провал. Без этики рынок, лишенный социальных ориентиров, предстанет полем конкурентной борьбы без правил и с малопредсказуемыми последствиями. Необходимость в этических нормах поведения следует из самой природы рыночных отношений. Рынок - это не только некий механизм сбалансирования спроса и предложения, но и сложный социальный феномен, предполагающий определенную культуру хозяйствования, которая обязывает следовать многим твердо соблюдаемым правилам этики деловых взаимоотношений.

Этика помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

В настоящее  время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

 

 

 

  1. МОРАЛЬ И ЭТИКА

Мораль представляет собой важнейший  объективно действующий общественный институт, который регулирует поведение и действия людей. Одновременно мораль характеризует форму общественного сознания и вид особых общественных отношений, которые называются моральными отношениями. Мораль представляет предмет изучения этики.

Этика изучает социальную мораль, знакомит с нормами морали, учит людей принимать во внимание интересы других людей и таким образом  соответствовать социальным стандартам.

Хозяйственная деятельность осуществляется в социальной среде, поэтому менеджеры  и предприниматели должны оценивать  свои действия с точки зрения не здравого смысла, а морали.

Менеджер, проявляющий интерес  к морали, стремится обосновать ту или иную позицию. Любое убеждение  подвержено критике и поэтому  нуждается в надежном обосновании. В этом аспекте мораль имеет свои функции:

- оценочная функция – оценка  действий производится через  призму особых понятий морального  сознания ( добро, зло, справедливость, долг, совесть и т.д.);

- познавательная функция – открывает  представление о внутреннем мире  как собственном, так и других  людей, организаций, государства;

- мировоззренческая функция –  показывает, во имя чего должны  выполняться нормы морали;

- воспитательная функция – проявляется в неприрывном, интенсивном и целенаправленном становлении отдельной личности, воспитании нравственности общества;

- регулятивная функция на основе  синтеза других функций морали  – представляет человеку стратегические  ориентиры в виде моральных  ценностей.

Этика – это философское учение о морали, ее развити, принципах, нормах и роли в обществе. Из этого определения  следует, что этические ценности воспроизводятся через оценочную  и мировоззренческую функцию.

Различают универсальную и профессиональную этику.

Универсальная этика определяет нормы  поведения, которые являются обязательными  для всех людей независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности.

Профессиональная этика относится  к определенному конкретному  набору норм (кодексу поведения), которыми следует руководствоваться менеджерам, принимающим решения в различных  профессиональных отраслях.

Этика реализуется посредством  соблюдения правил этического поведения, которые должны использоваться в  работе согласно моральным принципам, которые сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и всемирная этика.

Принципы персональной этики:

    • беспокойство за благополучие других;
    • уважение права других быть самостоятельным;
    • надежность и честность;
    • добровольное подчинение закону;
    • справедливость;
    • отказ от несправедливого преимущества над другими;
    • благотворительность, возможность приносить пользу;
    • предупреждение вредных последствий.

Принципы профессиональной этики:

    • беспристрастность, объективность;
    • прямота, полное разоблачение;
    • конфеденциальность;
    • должное старание;
    • точное исполнение профессиональных обязанностей;
    • избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы всемирной этики:

    • соблюдение мирового законодетельства;
    • социальная ответственность;
    • управление окружающей средой;
    • взаимосвязь и ответственность за целостность;
    • уважительное отношение к жилью.

Принципы персональной этики являются первым контрольным уровнем в  любой ситуации, включая уровни профессиональной и всемирной этики.

Этика менеджмента разрабатывает:

    • взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой;
    • проблемы социальной ответственности бизнеса;
    • вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений;
    • способы повышения этического уровня организаций и др.

Этику менеджмента можно разделять  на макроэтику и микроэтику.

Макроэтика рассматривает специфику  моральных отношений между организациями, государством и обществом, отдельными их частями.

Микроэтика изучает моральные  отношения внутри организации, междуорганизацией  и персоналом, между акционерами, а также между акционерами  и нанятыми ими на работу менеджерами.

 

 

 

 

 

  1. ЭТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МЕНЕДЖЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Позиция менеджеров играет большую  роль при принятии решений, в которых  должны сочетаться этические и деловые  стандарты поведения.

В процессе управления менеджер должен учитывать  четыре основных фактора, которые могут  привести к неправильному поведению:

    1. уверенность в том, что данная деятельность не выходит за границы этических и юридических норм;
    2. уверенность в соответствии данной деятельности интересам индивида или организации и в том, что от индивида жидают именно побочных действий;
    3. уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», поскольку никогда не будет разоблачена;
    4. уверенность в том, что если данная деятельность помогает организации, то организация отнесется к менеджеру снисходительно, но и даже благожелательно, защитит человека, который занимается такой деятельностью.

Следовательно, руководство несет ответственность  за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего  уровня должны быть ответственны за определенные границы лояльности по отношению  к возможной противозаконной  деятельности организации. Поскольку  эта граница (предел) в момент кризиса  может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко  определена. Менеджеры вправе ожидать  лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут  ожидать лояльности в противовес закону, морали и самому обществу.

 

 

 

 

 

 

  1. КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ ЭТИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ РЕШЕНИЙ

Большинство этических дилемм представляют собой конфликт между целым и  его частью: организацией и индивидуумом, обществом и организацией.

Сталкиваясь с проблемами этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитаристский подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход и концепция справедливости.

Информация о работе Этика менеджмента