Этика менеджмента и социальная ответственность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:35, лекция

Краткое описание

3.1. Роль бизнеса в обществе
3.2. Этика и современное управление
3.3. Социальная ответственность организации
3.4. Управление этикой и социальной ответственностью компании

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Этика менеджмента и социальная ответственность организации.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Этика менеджмента и

социальная ответственность  организации

 

План лекции

 

 

3.1. Роль бизнеса в  обществе

3.2. Этика и современное  управление

3.3. Социальная ответственность  организации

3.4. Управление этикой  и социальной ответственностью  компании

Введение

В конце 60-х годов давление иностранных конкурентов на автомобильный рынок США существенно возросло. Президент компании Ford Ли Якокка предложил существенно сократить время постановки на конвейер новой модели “Ford Pinto”.

Во время  испытаний новой модели Ford руководствовалась требованиями текущего законодательства и рассматривавшихся в Конгрессе США законопроектов, один из которых предполагал установить правило о полной безопасности автомобилей при лобовом столкновении на скорости 50 км/час. Испытания на прочность “Ford Pinto” показали, что при ударе на скорости свыше 35 км/час весьма высока вероятность возникновения пожара из-за повреждения бензобака. Однако полученные результаты были скрыты от Ли Якокки, который люби повторять, что «безопасность не продается».

Менеджменту пришлось выбирать между сроками начала производства и безопасностью пассажиров. Анализ «затраты-выгоды» показал, что внесение изменений в конструкцию “Ford Pinto” обойдется в $11 на один автомобиль.(Выгоды внесения изменений: $49,5 млн.; Затраты, связанные с внесением изменений: $137,5 млн.)

Менеджмент  пришел к выводу о нецелесообразности внесения изменений в конструкции “Ford Pinto”, т.к. она соответствовалавсем федеральным стандартам безопасности (хотя и не отвечала требованиям проектов новых законов) и в данном аспекте ничем не отличалась от автомобилей конкурентов.

В 1971 году компания Ford начала массовое производство модели “Ford Pinto”. За 1971-1978 гг. в результате возгораний бензобаков погибли от 1700 до 2500 человек. После принятия в 1977 г. новых федеральных стандартов Ford отозвала для модификации бензобаков все “Pinto” выпуска 1971-1976 гг. Против компании Ford были возбуждены массовые иски, и в соответствии с судебными решениями общая сумма компенсаций составила $250 млн.

Как мы уже знаем, на организацию  прямо или косвенно влияют многочисленные факторы внешней среды. Косвенным образом на современные организации влияет и общество, в котором они функционируют.

В средствах массовой информации регулярно появляются материалы, отражающие недовольство общественности деятельностью различных компаний и содержащие призывы к судебным разбирательствам.

 Наша цель –  критически рассмотреть действия  организаций и издержки, которые они несут, пренебрегая принятыми в обществе и бизнесе этическими принципами. Размышляя над значением управленческих решений для жизни общества, можно прийти к выводу, что, во-первых, невозможно обойти этические дилеммы, а во-вторых, простых ответов на эти вопросы, равно как и идеальных рецептов менеджмента, не существует. Наука управления предлагает нам концепции и инструменты критической оценки управленческих решений.

Корни этических проблем  уходят глубоко в историю бизнеса. Традиция этичного поведения промышленных компаний насчитывает около двух веков. Предприниматели-филантропы, осознававшие социальное влияние промышленности, явились основателями традиционного представления об индивидуальной благотворительности и ответственности бизнеса. Поскольку собственники компаний одновременно выполняли функции управления производством, они имели возможность свободно отдавать заработанные средства на благотворительность (просвещенный эгоизм).

Менеджеры современных  предприятий несут ответственность  прежде всего перед акционерами  и сообществами. По мере развития экономики увеличивалось число акционеров, на смену частным лицам приходили финансовые институты, такие как страховые компании и пенсионные фонды, не принимавшие активного участия в управлении бизнесом, а назначавшие менеджеров от своего имени. Менеджмент все больше обособлялся от собственников, что негативно сказалось на возможности филантропии. (Маловероятно, что всем акционерам одновременно придет в голову мысль о необходимости благотворительной деятельности).

Еще одно препятствие заключается  в том, что этические проблемы отличаются сложностью, изменчивостью и разнообразием. Менеджеру проще сделать вид, что он вообще не видит проблем, и принять решение, исходя из чисто экономических соображений. Экономический императив диктует приоритетность финансовых вопросов бизнеса. И только после их решения, в «свободное» время можно обсудить и социальные или экологические проблемы. Таким образом, ответственность за филантропию перекладывается на плечи благотворительных обществ, поскольку «дело бизнеса – бизнес».

С другой стороны, большое число руководителей организаций не согласно с мнением о том, что социальная ответственность может войти в противоречие с интересами бизнеса. Однако они подчеркивают, что в данном случае не стоит рассчитывать на краткосрочные положительные эффекты. Выгоды компании могут выражаться в возросшей мотивации работников, повышении лояльности потребителей, распространении доброй молвы, увеличении числа повторных покупок, улучшении отношений с общественностью и средствами массовой информации. Повышение чувства ответственности сотрудников организации способствует возрастанию производительности, сокращению издержек найма новых работников и увеличению объема продаж в долгосрочном периоде, а эффективная финансовая поддержка спортивных мероприятий или благотворительных обществ может повлечь за собой экономию средств, направляемых на рекламу товаров компании.

Этические аспекты характерны для  всех направлений деятельности организаций. Они затрагивают и решения о найме персонала, и определение критериев эффективности исследований и разработок, и производственную политику, и маркетинг, и благотворительную деятельность.

 

3.1. Роль бизнеса  в обществе

Выделяют две основные точки  на роль бизнеса в обществе. «Флагман»  одной их них – известнейший американский экономист Милтон Фридмен, считает, что основная задача бизнеса состоит в приумножении богатства посредством предложения товаров и услуг и обеспечения занятости. Приверженцы концепции социальной ответственности (КСО) настаивают на необходимости смещения акцентов с частной выгоды на общественные блага.

ПОЗИЦИЯ ФРИДМЕНИСТОВ. М. Фридмен характеризует  точку зрения сторонников КСО как разрушительную для бизнеса. Как экономист, он полагает, что честные действия бизнеса сами по себе гарантируют достаточные социальные выгоды, ибо приумножают общественное богатство и обеспечивают занятость. Раздавать средства компании на благотворительные цели равнозначно уплате дополнительных налогов. Сторонники данной школы придерживаются мнения, что роль бизнеса в обществе ограничивается производительной деятельностью в условиях конкурентной рыночной экономики, а выполнение других ролей означает превышение полномочий.

Впрочем, многие исследователи не разделяют воззрений фридменистов. Они считают, что бизнес не имеет права действовать независимо от общества, т.к. сам по себе бизнес – одна из подсистем социальной системы. Общество зависит от производимых компаниями товаров и услуг, а бизнес зависит от общества. Ему необходимы общественные ресурсы в форме наемных работников, капитала, материальных средств. Функцмонирование бизнеса немыслимо без применения юридических прав и действий различных общественных институтов: судов, банковских систем, систем образования. Как часть общества, бизнес обязан реагировать на его запросы и ожидания, которые вряд ли будут ограничиваться требованиями приумножения материальных благ. Взаимосвязи общества и бизнеса существенно сложнее, чем это представляется М. Фридмену.

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  КОРПОРАЦИИ. Сторонники КСО стремятся проанализировать взаимозависимость общества и бизнеса и их взаимные обязательства. Сложность заключается в том, что такого рода отношения не являются статическими. Ученые имеют дело  со сложной системой конкурирующих противоречивых интересов. Социальная среда со временем изменяется: изменяются корпорации и вместе с ними – общественные ожидания. В конце 60-х проблемы безопасности не были приоритетными для производителей (Форд «Pinto»), а сегодня рекламные кампании многих поставщиков автомобилей привлекают внимание потребителей именно к этому аспекту их продукции (системы блокировки тормозов или воздушные подушки). На страже интересов потребителей обычно стоит и законодательство. Общество становится более сложным и требовательным. Игнорирующий свою ответственность перед обществом менеджмент наносит ущерб интересам акционеров. Отсюда вытекает необходимость анализа проблем деловой этики.

 

3.2. Этика и современное управление

 

Этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести ущерб или, наоборот, принести пользу окружающим.

Давайте сравним роль этических  принципов индивида и влияние  на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора.


 


   Высокая                                 Степень выраженного контроля                               Низкая

 

 

Рис. 3.1. Основные системы  норм,  определяющие действия человека и организаций

 

Первая – это система законов, письменно закрепленных норм и ценностей, на страже соблюдения которых стоит судебная система государства. Юридически установлено, что действия организации и ее членов ограничены определенными рамками (необходимость получения прав на вождение автомобиля, обязанность платить налоги). Прямая противоположность этому поведению – действия индивида (организации), определяемые свободой выбора. Сюда относится поведение, о котором ничего не говорится в законах и в отношении которого человек или организация обладает полной свободой (выбор религиозных мировоззрений индивидом, планирование компанией объема производства продукта).

Между этими двумя определяющими  действия индивидов и организаций системами норм и находится этика. Здесь нет изложенных на бумаге законов, а есть нормы поведения, основанные на разделяемых обществом принципах и ценностях. Индивид должен соблюдать известные ему (или компании) нормы, за нарушение которых не предусмотрено конкретных санкций. В принципе, индивид в праве предположить: «Что не запрещено, то этично». Но в реальной жизни подобные допущения обходятся их «авторам» слишком дорого. Более целесообразно признать наличие этических норм и правил и руководствоваться ими как внутри, так и вне организации. По мере того как сотрудники принимают этические нормы и ответственность, компания получает возможность внедрять  в культуру «кодекс поведения», устраняя тем самым потребность в дополнительных законах и избегая проблем свободы выбора.

Так как этические нормы являются написанными правилами, вопрос о  правильности какого-либо поступка зачастую вызывает непримиримые разногласия. Так называемая этическая дилемма возникает в ситуации, когда все альтернативные решения или варианты поведения являются нежелательными из-за своих негативных моральных последствий.

Вашей компании намекнули на необходимость «немного заплатить», чтобы ускорить процесс оформления партии импортных товаров. Взятки – весьма распространенное явление, в случае вашего отказа пострадает прежде всего компания. Быть может, данная процедура аналогична чаевым метрдотелю понравившегося вам ресторана?

Ваш начальник  говорит, что не может повысить вам  зарплату в этом году из-за ограниченности бюджета, но он закроет глаза на то, что цифры в ваших отчетах  о расходах немного возрастут.

Вот с такими имеющими отношение  к вопросам этики дилеммами и  приходится регулярно сталкиваться менеджерам.

Этические проблемы находятся в  центре внимания четырех основных школ философии морали.

    • Деонтология, или «этика принципа». Принятие решений основывается на установленных правилах или моральных нормах. Действие является правильным, если оно согласуется с приемлемыми для общества этическими принципами или законами (неприемлемость умышленных убийств).
    • Утилитаризм, или «этика последствий». Оценка решения в соответствии с его последствиями для большинства людей.
    • Телеология, или «этика цели». Оценка решения основывается на соответствии результата первоначальным целям. Предполагается, что разумные, обеспечивающие непрерывность развития организации действия являются правильными.
    • Эгоизм, или «этика собственного интереса», утверждает, что единственными критериями оценки экономических действий могут быть только личная или корпоративная выгоды. (Оценка решения с точки зрения его соответствия частным интересам индивида).

Предлагаемые теорией морали инструменты  позволяют нам заглянуть в  глубь проблем менеджмента, однако вы рискуете найти там значительно больше вопросов, чем ответов.

    • Деонтология. Проблема заключается в определении некоего руководящего принципа или кодекса поведения. Какими правилами должна руководствоваться компания? Интересы каких групп (рабочие, потребители, акционеры) приоритетны для менеджмента?
    • Утилитаризм. Если критерием моральности решений является прирост благ, то кто определяет, о каких выгодах должна идти речь? За какой период времени?
    • Телеология. Если средства оправдывают целью, кто определяет ее этичность?
    • Эгоизм. Вопрос в том, чей интерес является основным. Поскольку собственность отделена от менеджмента, будут ли совпадать интересы владельцев предприятия и его руководства?

Информация о работе Этика менеджмента и социальная ответственность организации