Эмоциональный самоконтроль менеджера и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Исходным условием, объективной основой и конструктивным инструментом становления профессионального менеджера является потенциал его самоорганизации. Это совершенно естественно, поскольку, собираясь организовывать других, профессионал, прежде всего обязан организоваться сам. В этом можно видеть актуальность темы.

Содержание

Введение
3
1.
Эмоциональные процессы и управление эмоциям
5
2.
Самоконтроль процесса деятельности
10
3.
Исследование тенденций в развитии эмоционального интеллекта у российских менеджеров
15
4.
Повышение эффективности работы менеджера на предприятии ООО «Глаза дома»
24

Заключение
34

Список литературы
37

Вложенные файлы: 1 файл

кур.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль предполагает наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях. Появление и развитие самоконтроля обусловлено требованиями общества к социальному поведению человека. Самоконтроль имеет регулирующую функцию, а также может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Регулирующая функция самоконтроля позволяет человеку решать задачи, поставленные им самим или предложенные кем-либо. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать собственных целей или вносить личный вклад в достижение коллективных целей. Как практический психолог, я особенно важное место отвожу эмоциональному самоконтролю – ведь именно в области эмоций и чувств наиболее полно проявляется бессознательное, внутренняя жизнь личности, ее психическая реальность.    

 Одна из главных задач  менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении делегировать им полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля.  

 До 80% проблем, возникающих перед  менеджером, связано с человеческим  фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять  функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля.  Успешная реализация профессиональных функций предполагает выраженность у менеджера соответствующих личных качеств.

            В 2009 году экономистами было проведено исследование тенденций развития эмоционального интеллекта (ЭИ) в рамках корпоративного обучения российского бизнеса. В исследовании приняли участие  более 150 слушателей курсов повышения квалификации, из них: крупный бизнес - 50%,средний бизнес -29%, малый бизнес-21%. Участники опроса  - представители различных направлений бизнеса. Это прежде всего крупные предприятия нефте-газовой отрасли,  строительство, химическая промышленность, торговля, энергетика, телекоммуникации, металлургия, транспорт, финансы, профессиональные услуги и др.

Результаты опроса показали, что:

-  90% респондентов  осознают большое значение эмоционального интеллекта в управленческой практике;

- 86% отметили, что  невнимание к эмоциональному состоянию окружающих и неумение владеть своими эмоциями приводило к конфликтам;

- 50%  отметили трудности в привлечении и удержании талантливых работников.

 Примерно 30% опрошенных отметили отсутствие какого-либо корпоративного обучения. Тема «Развитие эмоционального интеллекта» в корпоративном обучении занимает одно из последних мест - всего 6%.

Такие показатели говорят о высокой оценке значимости эмоционального интеллекта и серьезном  критическом самоанализе собственных личностных качеств респондентов.

Направления повышения эффективности работы менеджера в ООО «Глаза дома» складываются скорее эмпирически, чем научно обоснованно, и все же здесь можно выделить ряд уже утвердившихся и доказавших успешность решения задач.

Нашими эмоциями управляют биологические импульсы. Мы не способны от них избавиться, но вполне можем научиться держать их в узде. Самоконтроль, напоминающий постоянный диалог с самим собой, как раз и есть тот компонент эмоционального интеллекта, который вызволяет нас из плена чувств. Людям, которые умеют вести такой внутренний разговор, знакомо скверное настроение, и вспышки эмоций присущи им не меньше, чем всем остальным, но они находят способы контролировать эти проявления и даже направлять их в правильное русло.

Но если лидер обладает даром самоконтроля, то поведет себя иначе. Признавая плохие показатели работы команды, он будет тщательно подбирать слова и не торопиться высказывать опрометчивые суждения. Он посмотрит на ситуацию со стороны и проанализирует причины неудачи. Может быть, все дело в личном факторе — отсутствии усердия у сотрудников? Найдутся ли смягчающие обстоятельства? Какую роль сыграл в этом провале он сам? Продумав эти вопросы, он созовет свою команду, сообщит подчиненным о последствиях инцидента и поделится своим отношением к случившемуся. Затем он предложит свой результат анализа проблемы и достаточно обоснованное решение.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2007.
  2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика – М.: Дело ЛТД, 2005.
  3. Галенко В. П., Рахманов А. И., Страхова О. А., Менеджмент, учебник для вузов, СПб, Питер, 2006.
  4. Герчикова И.М. Менеджмент. Учебник - М.: ЮНИТИ, 2002.
  5. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: Издательство «Лано», 2006.
  6. Глухов В.В.Основы менеджмента - СПб.: Специальная литература, 2004.
  7. Дятлов В.А., КибановА.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебник. — М.: Академия, 2006.
  8. Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИБМ, 2004.
  9. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. / «Менеджмент в России и за рубежом» №5, 2002.
  10. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: Учебно-практ. пособие для студентов заочного образования. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Мауэрс Р. Эффективное управление – М.: Финпресс, 2004.
  12. Минцберг Г. Работа менеджера: вымыслы и факты. М., «Проспект», 2006.
  13. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера . СПб., «Питер», 2005.
  14. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса /Под редакцией Казанцева А. К. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  15. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2007.
  16. Управление организацией. /Учебник. М., «Инфра-М», под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П. 2007.

1 Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Также под эмпатией подразумевается способность чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.

2 Коучинг — это деятельность, направленная на повышение личной или профессиональной эффективности индивидуума, а также руководителя или команды, основанная на психологических методах работы с клиентом. Содействует в определении и достижении целей, раскрытии потенциала и ликвидации психологических препятствий.


Информация о работе Эмоциональный самоконтроль менеджера и его влияние на эффективность профессиональной деятельности