Экскурсионный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов.Предметом исследования выступает экскурсионный менеджмент. Цель исследования заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю экскурсионного менеджмент;
- изучить понятия, сущность и содержание экскурсионного менеджмента;

Содержание

Введение 2
I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Становление экскурсионного дела 4
1.2 Экскурсии в годы советской власти 10
1.3 Современное состояние экскурсионного дела 13
II. понятие, сущность и содержание экскурсионного менеджмента 14
2.1Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 14
2.2 Сущность, структура и содержание экскурсии 17
2.3 Дифференциация экскурсионного обслуживания 23
2.4 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании 26
III. РАЗРАБОТАННАЯ ЭКСКУРСИЯ 30
3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое Волгоград 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы: 35

Вложенные файлы: 1 файл

моя к р 1.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

     -список номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов.

     Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:

     -средств размещения;

     -предприятий питания;

     -культурно-просветительных учреждений (музеев, концертных залов, театров и др.), посещение которых предусмотрено организаторами экскурсий;

     -предприятий, являющихся объектами посещения и показа;

     -с перечислением тем проводимых экскурсий согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, места начала и окончания, стоимости экскурсии.

     Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими  предприятиями (фирмами) на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжающими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием к последнему со стороны государства.

           2.2 Сущность, структура и содержание  экскурсии

     Экскурсия (от лат. excursio — поездка) — целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

     Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, историческими справками. Он учит правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, с ними связанным. Таким образом, в процессе познания осуществляется целенаправленное воздействие на мировоззрение экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.

     Каждая  экскурсия независимо от темы и цели имеет следующие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой: наличие темы, цели и конкретных задач; наличие группы или индивидуального экскурсанта;

     наличие экскурсовода; и показ экскурсионных объектов в месте их непосредственного расположения; целенаправленность осмотра; передвижение по заранее разработанному маршруту.

     В основу экскурсии положены следующие  принципы: научность — факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они относятся; идейность; правдивость; связь теории с практикой;

     доходчивость; убедительность;

     Экскурсии выполняют следующие функции: экономическую; идейно-политическую; общеобразовательную; информационную; воспитательную;

     организации содержательного отдыха; расширения кругозора; формирования интересов человека; специализированную (подготовки и переподготовки кадров). Процессу создания экскурсии присущи следующие стадии: выбор темы; отбор и изучение источников; создание новой экскурсии на избранную тему; подготовка для ее проведения.

     Тема — концентрированное содержание экскурсии, ее главная мысль, предмет показа и рассказа. Не следует забывать, что отбор экскурсионных объектов осуществляется в четком соответствии с темой, так как она представляет собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это ее имя, к которому предъявляются следующие требования:

     индивидуальность; точность; образность; легкость воспроизведения и запоминания; благозвучие.

     Совокупность  нескольких тем или большая их группа представляют собой тематику экскурсий, главными составляющими которой являются актуальность, значительность, разносторонность, связь с современностью. Непосредственный процесс создания экскурсии состоит из следующих основных этапов:

     -определение цели экскурсии и ее задач; подбор, изучение литературных и других источников информации;

     -отбор, изучение экскурсионных объектов (основных и дополнительных);

     -разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход);

     -составление контрольного текста экскурсии;

     -выбор методических приемов ведения; составление методической разработки;

     -подготовка вариантов индивидуального текста;

     -заключение о тексте и методической разработке; проведение пробной экскурсии, ее утверждение.

     Разработку  экскурсий проводят в соответствии с их классификационными признаками. Классификация экскурсийэто их распределение по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками: состав участников; содержание; тематика; место проведения; формы проведения; способ передвижения; цикличность.

     По  составу участников подразделяют экскурсии для следующих категорий лиц: - детей (школьников младших классов); -взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.); -городских жителей; -сельских жителей; -местного населения; -приезжающих туристов; -индивидуалов.

     Данный  признак заложен в основу дифференцированного  подхода к организации обслуживания различных контингентов населения.

     По  содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они многотомны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.

     Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.

     Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие подгруппы: историко-краеведческие; археологические; этнографические. Раскрываемые в данных экскурсиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыслы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, нумизматику и др.).

     Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты показа встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных стилей; творчество архитекторов; градостроительство (историческая и современная застройка города, местности).

     Музейные  экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсантов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.).

     Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (обзорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части. Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематическими; они могут проводиться как в промежуточном, так и в конечном пункте следования.

     Качественный  уровень экскурсионного обслуживания обеспечивается различными формами проведения экскурсий, среди которых выделяются: обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; экскурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогулка и др.

     По  способу передвижения различают пешеходные (обеспечивается маневренность группы, возможность более глубокого изучения объектов показа, невысокая стоимость), с использованием транспортных средств (могут применяться различные виды транспорта: наземный и подземный, а также воздушный) и комбинированные экскурсии. По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединены общей темой и целью).

     Даже  краткий приведенный выше обзор  классификации экскурсий говорит о ее значимости для практической стороны экскурсионного обслуживания. Учет классификационных признаков содействует качественной разработке экскурсионных услуг, мероприятий по их оказанию, способствует специализации экскурсоводов, совершенствованию их профессионального мастерства, созданию новых тем экскурсий. При разработке экскурсий следует учитывать:

     а) дифференцированный подход к обслуживанию различных групп;

     б) спрос на определенный вид (тему) экскурсии;

     в) совершенствование экскурсионного обслуживания.

     Работа  по подготовке темы экскурсии считается  завершенной, когда разработаны  следующие материалы:

     1. Список использованных источников, включающий не только литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, записи кино, видео-хроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.).

     2.Карточка (паспорт) экскурсионных объектов. Экскурсионный объект — предмет (явление), дающий представление о характерных чертах, особенностях определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы и т.п., вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. Предприятиям, занятым экскурсионным обслуживанием, целесообразно иметь карточки на все экскурсионные объекты, расположенные на обслуживаемой территории. Наличие таких карточек ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование в экскурсиях памятников, делает их показ более активным.

     3. Экскурсионные тексты: контрольный  и индивидуальный. Экскурсионный текстэто комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фрагменты текстов-источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания окружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов).

     Контрольный текст тщательно составленный материал экскурсии, раскрывающий тему, ее подтемы и основные вопросы, композиционно состоящий из введения, основной части, заключения и логических переходов между подтемами. Он служит основой вступления и заключения на экскурсии, а логические переходы могут успешно использоваться при составлении методической разработки и в дальнейшем при рассказе экскурсовода на маршруте. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом — материалом, изложенным в соответствии со структурой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий.

     4. Схема маршрута — путь следования  экскурсионной группы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их наблюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.

     5. Комплект наглядных пособий - «портфель экскурсовода» — подборка фото, копий документов, архивных материалов, репродукций, картосхем и других вспомогательных материалов.

     6.Методическая  разработка — основной документ  экскурсии, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий, через перечень основных вопросов раскрываются подтемы экскурсий с их увязкой логическими переходами, называются и описываются методические приемы показа и рассказа, производятся указания по ведению экскурсии и дифференцированному обслуживанию (табл.1).

     Таблица1

     Методическая  разработка экскурсии

     Маршрут экскурсии      Остановки      Объекты показа      Продолжительность экскурсии, ч      Наименование  подтем и перечень основных вопросов      Организационные указания      Методиче-ские указания
     1      2      3      4      5      6      7

Информация о работе Экскурсионный менеджмент