Экологическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ……………………………………7
2.СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………..14
3. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………18
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОАО «СТАНКОСИБ»………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическая политика 1.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)
  • рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования СЭУ для предприятий самого различного профиля (от промышленных до работающих в сфере услуг) и масштаба (от малых до крупных концернов), в которых должны быть отражены общие специфические особенности СЭУ как составной части системы управления предприятия;
  • требований (спецификаций) к СЭУ (которые могут использоваться для целей сертификации или регистрации СЭУ), а также к органам сертификации СЭУ. В стадии рассмотрения — разработка нормативных документов по СЭУ, учитывающих специфику малого бизнеса;
  • стандартов по маркировке экологически чистой продукции (т.е. продукции, не наносящей вреда окружающей среде на всех стадиях ее жизненного цикла). Такая маркировка может быть основана на самодекларации изготовителя/поставщика, на результатах сертификационных испытаний продукции и верификации ее соответствующих характеристик (при этом под продукцией подразумевается не только собственно продукция в общепринятом смысле, но и услуги);
  • стандартов по экологическому аудиту или контролю за работами по охране окружающей среды, проводимыми в масштабе предприятия. Стандарты регламентируют общие принципы организации и проведения такого аудита, процедуры аудита, квалификационные требования к экспертам по экоаудиту;
  • стандартов-руководств по выбору и определению показателей (индикаторов) экологичности функциональных (производственных) систем, систем управления, качества окружающей среды, ее компонентов, в том числе экосистем, применительно к различным целевому назначению проводимых оценок и характеру деятельности предприятия. Наличие определенной номенклатуры таких показателей, обладающих представительностью, точностью, устойчивостью и т.п., позволит более грамотно организовать мониторинг и прогнозирование параметров экологичности деятельности конкретного предприятия;
  • стандартов по оценке воздействия на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции — от проектирования и производства до утилизации. При этом жизненный цикл продукции представляется в виде так называемой продукционной системы: идентификация и анализ входящих в систему и исходящих материальных и энергетических потоков, интерпретация результатов такого параметрического (инвентаризационного) анализа. Предполагается разработка:
  • методических рекомендаций по оценке экологического риска;
  • рекомендаций по учету требований по охране окружающей среды в стандартах на продукцию (при этом делается упор на учет воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции [8.9]);
  • стандарта на термины и определения в области управления качеством окружающей среды.

ИСО/ТК 207 тесно взаимодействует с ИСО/ТК 176 "Управление качеством продукции", поскольку системы управления качеством продукции и системы управления качеством окружающей среды как объекты стандартизации имеют много сходства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Система экологического управления в стандартах ИСО 14000 определяется как составная часть общей системы административного управления предприятия.

СЭУ определим как организационно-техническую систему, состоящую из комплекса средств обеспечения: планирования, контроля, управления охраной (качеством) окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненного цикла продукции предприятия.

Создание СЭУ основывается на принципах:

  • системного единства, предполагающего, что на всех стадиях создания  и функционирования системы должно обеспечиваться системное рассмотрение и учет экологических аспектов хозяйственной деятельности (продукции предприятия) при принятии решений в рамках системы управления предприятием;
  • развития, предполагающего постоянное совершенствование компонентов системы, отслеживание внешних и внутренних изменений, корректировку экологической политики предприятия;
  • превентивности. Включает постоянный анализ экологических аспектов деятельности, разработку и внедрение мероприятий по предотвращению экологического ущерба;
  • ответственности, т.е. наличие гражданской, материальной, административной, уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде;
  • открытости, т.е. информирование общественности об экологической политике предприятия, состоянии окружающей среды, эффективности экологического управления.

Компоненты СЭУ могут быть определены следующими видами обеспечения:

  • организационное — разного рода руководящие материалы (положения, инструкции, приказы), регламентирующие деятельность и распределение ответственности между отдельными руководителями, подразделениями, службами предприятия при создании, функционировании и развитии СЭУ;
  • нормативно-правовое — совокупность законодательных, подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, экологических нормативов (предельно допустимых выбросов, сбросов, временно разрешенных выбросов, сливов и т.п.), регламентирующих экологические аспекты деятельности (продукции) предприятия, в том числе деятельность в области природопользования;
  • методическое — совокупность методик, руководств, отражающих экологическую политику предприятия, деятельность по экологическому оздоровлению, экологические программы, планы, процедуры экологического мониторинга, методики оценки воздействия на окружающую среду продукции, деятельности предприятия, оценки экологического риска и экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды и др. Методическое обеспечение СЭУ может быть оформлено в виде специального Руководства по экологическому управлению;
  • информационное — совокупность протоколов, записей, файлов, содержащих данные: экологического мониторинга и аудита; фактического значения воздействия на окружающую среду, фонового уровня загрязнения компонентов окружающей среды; размеров штрафов (платежей) за загрязнение окружающей среды; нормативных и сверхнормативных выбросов и др.;
  • кадровое — специалисты различных уровней управления предприятия: инженерно-технические работники, специалисты-экологи, преподаватели, занятые обучением и повышением квалификации специалистов в области охраны окружающей среды (экологии), и др.;
  • техническое — совокупность технических средств природоохранного характера (средства очистки выбросов и сливов, экологического и промышленного мониторинга, периферийное оборудование, средства связи и передачи данных и др.);
  • ресурсное — средства материально-технического снабжения, финансовые ресурсы, используемые (планируемые к использованию) при создании, обеспечении функционирования и развития СЭУ.

Совокупности компонентов СЭУ могут образовывать подсистемы:

  • объектные — ориентированные на управление экологическими аспектами отдельных стадий (этапов) производственного (технологического) процесса или жизненного цикла продукции (например, подсистемы СЭУ в области технической подготовки производства, материально-технического снабжения, сбыта, обращения с отходами);
  • функциональные — ориентированные на реализацию отдельных составляющих экологического управления (планирования, координации, контроля, мониторинга, документирования, отчетности).

Системы экологического управления можно классифицировать по следующим критериям:

  • наличию или отсутствию использования природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности;
  • виду природопользовательской деятельности (добыча ископаемых природных ресурсов, переработка природных ресурсов и т.п.);
  • отраслевому профилю хозяйственной деятельности;
  • масштабу хозяйственной деятельности (многопрофильный концерн, крупное акционерное общество, предприятие средних масштабов, малое предприятие);
  • по характеру и масштабу (потенциальной опасности) воздействия на окружающую среду;
  • по наличию или отсутствию в зоне размещения предприятия специальных природоохранных территорий, заповедников и т.п.
  • уровню промышленного (экологического) риска и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Экологическая политика предприятия. Являясь необходимой составной частью СЭУ, она должна, во-первых, соответствовать области производственной деятельности предприятия, характеру и масштабам воздействия на окружающую среду его деятельности, продукции, услуг, а также предусматривать:

  • положение о предотвращении загрязнения окружающей среды и обязательства непрерывно улучшать экологическую обстановку;
  • положение об обязательности соответствия требованиям нормативных документов, регламентирующих характер и уровень воздействия на среду, согласованных с государственными, региональными органами контроля и надзора за природоохранной деятельностью, а также выполнение обязательств, соглашений, договоров в области охраны окружающей среды;
  • для оценки характеристик экологичности предметов поставка-рассмотрение состояния окружающей среды в регионе, оценивание относительного вклада предприятия в состояние окружающей среды, в том числе в результате прошлой деятельности;
  • оценку интересов населения, общественности, акционеров, органов власти и др. в экологическом оздоровлении предприятия;
  • оценку потребных ресурсов для реализации мер экологического оздоровления предприятия;
  • сопоставление фактических показателей воздействия на окружающую среду с их значениями при оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемой деятельности (продукции, услуг);
  • анализ материалов (заключений) государственной экологической экспертизы по предыдущим проектам предприятия.
  • возможность пересмотра целей и задач экологической политики в соответствии с изменениями внешней ситуации;
  • положение о порядке создания, документирования, внедрения и обеспечения функционирования СЭУ;
  • реализацию функций программно-целевого планирования деятельности по охране окружающей среды;
  • открытость информации об экологических аспектах деятельности предприятия, его продукции, услуг.

Очень важно рациональное использование природных ресурсов и его эффективное нормативно-правовое регулирование. Законодательные, нормативно-правовые акты на федеральном, региональном уровнях, устанавливающие порядок предоставления земельных участков в собственность, постоянное или временное пользование, лицензирования комплексного природопользования и недропользования, возмещения нанесенного ущерба окружающей природной среде и др., в совокупности с нормативными документами (стандартами), конкретизирующими их положения, являются составной частью управления природопользованием.

  • кадровое — специалисты различных уровней управления предприятия: инженерно-технические работники, специалисты-экологи, преподаватели, занятые обучением и повышением квалификации специалистов в области охраны окружающей среды (экологии), и др.;
  • техническое — совокупность технических средств природоохранного характера (средства очистки выбросов и сливов, экологического и промышленного мониторинга, периферийное оборудование, средства связи и передачи данных и др.);
  • ресурсное — средства материально-технического снабжения, финансовые ресурсы, используемые (планируемые к использованию) при создании, обеспечении функционирования и развития СЭУ.

Планирование природоохранной деятельности. Предприятие должно разработать и поддерживать процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции, услуг. Особенное внимание должно быть уделено аспектам, оказывающим наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Это могут быть отдельные технологические процессы, элементы производимой продукции, отходы, сырье, комплектующие и т.п.

Предприятие должно быть уверено, что такие аспекты его деятельности учтены. При этом необходима актуализация информации. Должны быть определены показатели (индикаторы), характеризующие уровень воздействия того или иного вида деятельности на окружающую среду. Предприятие должно определить (разработать):

  • цели и задачи для отдельных уровней управления по реализации экологической политики в части снижения воздействия на окружающую среду, экологического оздоровления, предотвращения загрязнений; аспекты деятельности, наиболее неблагоприятные для окружающей среды. Если цели могут иметь качественный характер, то задачи должны по возможности содержать возможность пересмотра целей и задач экологической политики в соответствии с изменениями внешней ситуации;
  • положение о порядке создания, документирования, внедрения и обеспечения функционирования СЭУ;
  • реализацию функций программно-целевого планирования деятельности по охране окружающей среды;
  • открытость информации об экологических аспектах деятельности предприятия, его продукции, услуг.

Анализ исходного состояния охраны окружающей среды включает:

  • идентификацию законодательных актов, нормативно-правовых, нормативно-технических документов, регулирующих деятельность предприятия в области охраны окружающей среды;
  • идентификацию аспектов деятельности предприятия (технологических процессов), в наибольшей степени оказывающих воздействие на окружающую среду (при этом выявляются процессы, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу, сливами в воду, производством твердых отходов, загрязнением почвы и др.). Предварительно оценивается продукция предприятия (включая тару и упаковку) по характеру и уровню воздействия на окружающую среду на стадиях ее жизненного цикла. Рассматриваются качественные и количественные характеристики используемых сырьевых материалов, энергетических ресурсов и др.;
  • оценку соответствия экологических показателей деятельности предприятия требованиям законодательных и других НД. Анализируются причины допущенных отклонений и меры по их предотвращению;
  • анализ существующей практики управления охраной окружающей среды (включая организацию работ, используемые средства контроля (мониторинга), обработки, связи и передачи данных и др.);
  • идентификацию возможных аварийных ситуаций, связанных с нанесением ущерба окружающей среде, анализ мер по их предотвращению и ликвидации последствий;
  • рассмотрение договоров (контрактов) с поставщиками оборудования, сырья, материалов, комплектующих
  • планы-графики экологического оздоровления, достижения целей и задач экологической политики. Разработка и использование таких планов — ключевой элемент СЭУ. Планы должны конкретизировать процесс достижения целей в перечне мероприятий, ответственных должностных лиц с указанием сроков проведения работ, предусматривать подготовку необходимых материалов для представления на государственную экологическую экспертизу, проведение ОВОС, выделение необходимых материальных, финансовых, кадровых ресурсов.

В планах должны быть представлены проекты экологического оздоровления, подлежащие внедрению. План может иметь разделы по соответствующим аспектам деятельности предприятия, должен предусматривать возможность уточнения или пересмотра при появлении новых направлений деятельности предприятия. Предприятие может включать рассмотрение процессов экологического оздоровления продукции (услуг) на стадиях жизненного цикла (производство, изготовление, утилизация). Это может быть сделано и для будущих перспективных направлений деятельности, продукции или услуг.

Информация о работе Экологическая политика