Экологическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ……………………………………7
2.СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………..14
3. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………18
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОАО «СТАНКОСИБ»………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическая политика 1.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине « Системы экологического менеджмента»

Тема: "Экологическая политика"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Андреева Н.С. 

Студент  5 курса ЗФ 

Спец. 220501, гр. ЗФ-031 

Шифр 135005001 

Проверил: Шоба В. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ……………………………………7

2.СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………..14

3. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………18

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  ОАО «СТАНКОСИБ»………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод.

Сегодня доля Новосибирской области в общем объеме производства промышленной продукции России составляет 2,3% (за 2013 г. объем производства по области составил несколько млн. руб.) Новосибирская область – это индустриально развитый регион. До 10% промышленной продукции Сибири производится в Новосибирской области. Особое значение имеет тяжелая промышленность. Наиболее крупные предприятия, относящиеся к этой отрасли, работают в Новосибирске, Бердске, Искитиме. 
В области широко развиты обрабатывающие отрасли промышленности, машиностроение, металлообработка, электроэнергетическая и пищевая отрасли, а также цветная металлургия.

          Машиностроение Новосибирской области:

Новосибирская область обеспечивает 20 % машиностроительной продукции Сибири. Среди крупнейших предприятий машиностроительного комплекса: 

  • ОАО «Сибэлектротерм» - крупнейший в России специализированный машиностроительный завод по производству тяжелого электротермического оборудования; 
  • ОАО «Электросигнал» - лидер в области разработки и производства средств связной техники; 
  • «Тяжстанкогидропресс» - производит широкую гамму различных поворотных столов, предназначенных для установки и закрепления деталей, обрабатываемых на фрезерных и расточных станках. 
  • ОАО «Станкосиб» - является старейшим станкостроительным предприятием России. Предприятие примыкает к транссибирской железнодорожной магистрали с товарной станцией и имеет собственный железнодорожный тупик;
  • НПО «Сибсельмаш» - является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России. Входит в состав ГК «Ростехнологии»;
  • ОАО «Новосибирский инструментальный завод» - крупнейшее в России предприятие по производству слесарно-монтажного, зажимного, шоферского инструмента;
  • НПО ОАО «Элсиб» - производство электротехнического оборудования. 
              Металлургическая промышленность Новосибирской области 
              Цветная металлургия

В отрасли цветной металлургии выделяются единственный в стране комбинат по выплавке олова (ОАО «Новосибирский оловянный комбинат»), аффинажный завод (выплавка золота), заводы по производству редких металлов и по производству ядерного топлива — Новосибирский завод химических концентратов.

В регионе находится до 50 организаций и предприятий военно-промышленного комплекса. ФГУП «Новосибирское авиационное ПО им. Чкалова» является крупнейшим оборонным предприятием региона.

Крупнейшие заводы и предприятия Новосибирской области

  • ОАО «Промышленная Группа «МАИР» входит в число пяти наиболее крупных российских компаний, занятых сбором и переработкой лома черных металлов.
  • Сибэлектротерм (НЗЭТО) – Новосибирский завод электротермического оборудования;
  • Тяжстанкогидропресс – завод производит станки, прессы, насосы и другое оборудование;
  • Новосибирский электромеханический завод (НЭМЗ) – производитель низковольтного коммутационного оборудования; 
  • Электросигнал – Новосибирский завод, производит радиостанции;
  • Станкосиб – станкостроительное предприятие;
  • Сибсельмаш – производство сельхозтехники и горно-шахтного оборудования;
  • Элсиб, НПО – производство электротехнического оборудования;
  • Новосибирский инструментальный завод (НИЗ) – крупный производитель инструмента;
  • Новосибирский оловянный комбинат (НОК) - является российским монополистом в производстве олова и одним из крупнейших отечественных производителей продукции на его основе;
  • Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина - один из ведущих производителей специального листового проката, труб различного диаметра, профилей и холоднокатаной ленты; 
  • Новосибирский стрелочный завод – производство стрелочной продукции для ж/д;
  • Новосибирский завод химических концентратов - производство энергетического и исследовательского ядерного топлива (корпорация ТВЭЛ).

В Новосибирске уровень загрязнения атмосферного воздуха в основном обусловлен выбросами автотранспорта, ТЭЦ, предприятий станкостроения, деревообрабатывающей, оборонной промышленности.

Для того чтобы исправить ситуацию экологической проблемы области, нужно, чтобы каждое предприятие создавала, свою систему экологической политики. Цель моей контрольной работы разобраться, что такое экологическая политика, кто ее создает, кто руководит ей и работа, такой политики в отдельном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Россия вместе со многими другими странами мира подписала на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) ряд программных документов, которые должны определить согласованную политику во всех странах мира по обеспечению устойчивого развития и сохранению биосферы Земли.

В Повестке дня на XXI век, принятой Конференцией, отмечено, что правительства должны утвердить национальную стратегию устойчивого развития, целями которой должны быть ответственное экономическое развитие и одновременно защита окружающей среды с учетом интересов будущих поколений. Стратегия устойчивого развития должна разрабатываться с широчайшим участием всех групп населения и опираться на тщательную оценку нынешней ситуации и всех инициатив.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.96 № 440, отмечается, что устойчивое развитие — объективное требование времени. При этом под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что природная основа для воспроизводства жизни человека не разрушается.

К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Масштаб ее негативного воздействия на окружающую среду (в расчете на единицу производимой продукции) значительно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а 16% ее территории, где проживает более половины населения, характеризуется как экологически неблагополучная. Вместе с тем в России сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем, который служит резервом устойчивости биосферы.

В процессе выхода страны из нынешнего кризиса и перехода к устойчивому развитию предполагается последовательное решение ряда принципиальных задач:

  • стабилизация экологической ситуации;
  • коренное улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической (хозяйственной) деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкого распространения экологически ориентированных методов управления;
  • ведение хозяйственной деятельности в пределах хозяйственной емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структур экономики, личного и общественного потребления.

Для России важное значение имеет региональный аспект устойчивого развития. Необходима разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

  • формирование хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
  • выполнение природоохранных мероприятий в городах, пригородных зонах, других населенных пунктах (включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство);
  • осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализации мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
  • реконструкции региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Механизмы разработки и принятия решений на различных уровнях управления должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать прогнозируемые последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах.

Для управления переходом к устойчивому развитию должны быть установлены показатели (критерии) устойчивого развития, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия.

Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, могут служить характеристики уровней потребления природных ресурсов и нарушенности природных экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Показатели экологического благополучия — характеристики состояния окружающей среды, экосистем, охраняемых территорий (природоохранных зон, природных заповедников и др.), качество и уровень загрязнения компонентов окружающей среды атмосферы, воды, почвы и др.).

Очень важно рациональное использование природных ресурсов и его эффективное нормативно-правовое регулирование. Законодательные, нормативно-правовые акты на федеральном, региональном уровнях, устанавливающие порядок предоставления земельных участков в собственность, постоянное или временное пользование, лицензирования комплексного природопользования и недропользования, возмещения нанесенного ущерба окружающей природной среде и др., в совокупности с нормативными документами (стандартами), конкретизирующими их положения, являются составной частью управления природопользованием.

Необходимость рационального природопользования придает особую значимость экологии как его научной основе. В настоящее время в экологии можно выделить ряд самостоятельных научных дисциплин и отраслей научных знаний, таких как промышленная, инженерная, социальная экология и др.

При формировании понятийного аппарата в этой области зачастую отождествляются термины "экология" и "охрана окружающей среды". Под "охраной окружающей среды" в широком смысле понимается совокупность охраны социально-экономической и природной среды, комплекс международных, государственных, региональных и местных административно-хозяйственных, технологических, политических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение социально-экономического, культурно-исторического, биологического, химического комфорта, необходимого для сохранения здоровья человека.

Можно полагать, что используемое в Концепции перехода к устойчивому развитию понятие "экологически ориентированные методы управления" соответствует традиционному толкованию термина "методы (целевого) управления", когда в число критериев принятия управленческих решений в обязательном порядке включаются показатели качества (охраны) окружающей среды. Таким образом, используемый в настоящее время термин "экологическое управление" заключает в себе не что иное, как использование экологически ориентированных методов управления, что по смыслу соответствует англоязычному термину "environmental management". Синонимом термину "экологическое управление" может служить термин "управление качеством (охраной) окружающей среды" или в сокращенном варианте "управление окружающей средой".

Следует отметить, что системы экологического управления (СЭУ) являются объектом национальной стандартизации в ряде стран. Известно, что первый национальный стандарт по СЭУ (BS 7750) был принят в Великобритании в 1992 г., затем соответствующие стандарты — во Франции, Испании, Ирландии и ряде других стран. В 1993 г. принят регламент ЕС 1836/93 по экологическому аудиту (ECO-Management and Audit Scheme), устанавливающий правила формирования экологической политики компаний (фирм), аспекты деятельности, контролируемые в процессе экологического аудита, программно-целевое экологическое планирование, декларирование природоохранной деятельности и др.

Возрастающий интерес мировой общественности к экологическому управлению, обеспечение общности методического подхода к решению этой проблемы могло быть достигнуто разработкой соответствующих международных стандартов.

Международная организация по стандартизации (ИСО), учитывая тенденции мирового развития, в частности, необходимость перехода к концепции устойчивого развития, руководствуясь рекомендацией Консультативной группы Президента ИСО, приняла решение о создании Технического комитета ИСО (ИСО/ ТК 207) по тематическому направлению "Управление окружающей средой" или "Экологическое управление". В составе комитета шесть подкомитетов, деятельность которых охватывает ключевые направления стандартизации в области экологического управления (создание комплекса международных стандартов ИСО 14000), в том числе разработка:

Информация о работе Экологическая политика