Эволюция управленческой деятельности и менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы проанализировать вклад Ф.У. Тейлора в развитие менеджмента.
Задачи: изучить законы и принципы научной организации труда;
проанализировать вклад в теорию и практику управление Ф.У. Тейлора;
рассмотреть черты характера менеджера и управление персоналом по Тейлору.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента……....4
2.Класическая школа теории организации Ф. Тейлора…………….6
3.Принципы научной организации труда …………………………..8
Заключение……………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

контр.работа теория организации Тейлор.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

                                     Содержание. 

Введение…………………………………………………………………..3

     1. Эволюция  управленческой деятельности и  менеджмента……....4

     2.Класическая школа теории организации Ф. Тейлора…………….6

3.Принципы научной организации труда …………………………..8                                         

Заключение……………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение.

      Разработанные  Ф.У.Тейлором в начале ХХ века принципы сохранились до сих пор. Тейлору принадлежит заслуга в изучении проблем разделения ответственности за разработку проекта и его выполнение; разделения сложных операций на простые повторяющиеся действия (конвейерное производство). Он сделал вывод о том, что неквалифицированные и необученные рабочие являются основным источником брака. Но основное внимание теории Тейлора было направлено на повышение производительности труда рабочих. Поиск мер повышающих производительность труда особенно важен для современной России, так как производительность труда на российских промышленных предприятиях значительно снизилась при переходе страны к рыночной экономике.  Все это говорит об актуальности темы контрольной работы.      

Цель работы проанализировать вклад Ф.У. Тейлора в развитие менеджмента.    

     Задачи: изучить законы и принципы научной организации труда; 
проанализировать вклад в теорию и практику управление Ф.У. Тейлора; 
рассмотреть черты характера менеджера и управление персоналом по Тейлору.

        При  написании контрольной работы  была использована следующая  литератера:

Кравченко А.И. История менеджера. В книге автор описывает принципы научной организации труда.

Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Автор характеризует классическую школу теории организации Ф. Тейлора.

           

              1. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента.

      История управленческой мысли своими корнями уходит вглубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

     Первые попытки теоретического осмысления управления начались в эпоху становления капитализма в странах Запада. Попытки дать объяснение мотивов активной деятельности людей были сделаны рядом ученых и практиков в XVII-XVIII вв.

      Заметный толчок и интерес к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции в странах Запада и Америке в середине XIX - начале ХХ в. В этот период шел процесс становления и оформления управления как науки. ХХ в. - период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.

       В литературе имеется несколько подходов и школ управления, каждая из которых акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах. Так, М. Мескон в книге "Основы менеджмента" выделяются четыре подхода: С точки зрения научного управления-школа научного управления. Административный подход-классическая (административная школа). Сточки зрения человеческих отношений и науки о поведении - школа человеческих отношений и поведенческих наук. С точки зрения количества методов - школа науки управления.[5,стр.67]

     Начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX - начале ХХ вв. положила школа научного управления.

    Возникновение школы связано в первую очередь с работами Фредерика Тейлора. В 1911 году Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу "Принципы научного управления". С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социоэкономических факторов.[6,стр.92]

      Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.

     Представителями этой школы: проводились исследования содержания работы и ее основных элементов; проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж); исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные; разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства; предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства; обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе; устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата; признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения; управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.[7,стр.351]

             

          2.Классическая школа теории организации Ф. Тейлора

    Одну из первых попыток проанализировать управление организацией предпринял Ф.В. Тейлор. Тейлор сконцентрировал свое внимание на низшем звене организации, основываясь на взаимодействии человека и труда.

      В рамках этого взаимодействия процесс труда раздроблялся на простейшие элементы с целью задать работнику оптимальный режим исполнения, принципиально отделяющийся от функции управления этим же трудом как самостоятельной задачей другого лица.

      Сам Тейлор так формулировал суть своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».[8,стр.274]

       Главные особенности этой модели – полностью определяемое извне поведение работника по рационализированной схеме, а также трактовка самого работника как своего рода «запасной части».

      Тейлор предлагал разделение планирования работ и их выполнения и необходимость заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. По мнению Тейлора, организацией должен управлять плановый отдел. Планирование деятельности должно осуществляться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах. При этом он выделил четыре различные подфункции департамента планирования, которые должны выполнять четыре различных человека:

-служащий, контролирующий порядок и направление работы;

-служащий по подготовке инструкций;

-служащий по вопросам времени производства и себестоимости;

-служащий по контролю за производственной дисциплиной.[3,стр.82]

     Управленческая деятельность должна проводиться на уровне цехов также четырьмя различными служащими: бригадиром; инспектором-приемщиком; служащим, устанавливающим темп работы; мастером по ремонту.

      Одним из важнейших аспектов научного управления является системный анализ работы. Чтобы сделать работу более эффективной, Тейлор предложил определить оптимальный путь выполнения задания и время, необходимое для его выполнения, проанализировать внешнюю среду и условия, при которых совершается работа, а также исследовать план завода, материальные потоки, проектно-конструкторские работы и план по расширению работ.

      Исследование движения – это процесс, при котором рассматривается движение основных элементов машины и оборудования, необходимых для выполнения работы.

     Временное исследование – это фиксация необходимого для выполнения определенной задачи времени. Выделяют два метода временного исследования:

1) хронометрирование, при котором исследователь должен изучить задачу и определить временные элементы. При этом каждый временной элемент не должен зависеть ни от предыдущего, ни от последующего элемента;

2) нормирование – метод, при котором для всех основных видов работ существует установленное время. Данное определение организации основывалось на одностороннем подходе. Организация рассматривалась лишь как «техническая система», соединяющая компоненты производственного процесса. Отсюда и взгляд на человека как необходимый, главный «элемент производственного процесса», без которого функционирование организации немыслимо.[1,стр.70]

                           3.Принципы научной организации труда.

       Тейлором была предложена система рационализации и управления производством, направленная на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса. Стандартизация касалась, прежде всего, отдельных операций временного режима работы и орудий труда.

        Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Базовым принципом является принцип материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Необходимо было установить цену каждого вида труда, ведь только при этом можно говорить об эффективности труда. Использование данного принципа привело к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Мотивы труда являются такими же важными факторами производства, как и орудия или способы труда. Так же Тейлором был выявлен ряд социально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность, и впервые сформулированы принципы, которые стали основополагающими в теории менеджмента. Рассмотрим несколько пунктов, входящих в принципы Тейлора: цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества; миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации и прочие.[2,стр.194]

          Тейлор детально исследовал процессы разделения труда, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений. Результаты таких замеров использовались затем для разработки более эффективных приемов работы, ведущих к повышению эффективности деятельности организации в целом. Тейлор также занимался вопросами вертикального разделения труда, рассматривая управленческую деятельность как отрасль индустриального труда, по типу инженерного.

         Среди важнейших принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру. Среди основных положений школы научного управления, которые внесли существенный вклад в теорию организации, можно также отметить следующие:

1. использование научного  анализа для определения лучших  способов достижения организационных  целей;

2. обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их собственных и  организационных задач;

3. отделение планирования, обдумывания и прогнозирования  от конкретной исполнительской  деятельности.[1,стр.36]

Можно условно выделить 3 фазы в эволюции взглядов Тейлора:

1 фаза - система поштучной оплаты (главное - инициатива работника и соответствующая этой инициативе заработная плата); главный метод - хронометраж рабочего времени;

2 фаза - контроль не за производительностью труда, а за самим методом работы (определяется максимальная оплата за наиболее тяжелый труд и минимальная оплата - за наименее тяжелый труд);

3 фаза - вместо концентрации управления в одних руках - система "функциональной администрации", состоящая из нескольких (например, из восьми) мастеров - "супервайзеров". Все это предполагало выделение в трудовом процессе определенных элементов (по критериям затраченного времени, трудоемкости работ, качеству исполнения и т.п.), что само по себе уже являлось научным анализом единой трудовой деятельности.[2,стр.264]

         Главная задача, выделяемая в системе Тейлора, - это "обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего".

Выделяются четыре основных принципа системы Ф.Тейлора:

1. обобщение и классификация  умений и навыков всех рабочих;

2. тщательный отбор на  основе научно установленных  признаков;

3. административное осуществление  "сердечного сотрудничества" с  рабочими (например, с помощью ежедневных  надбавок за скорую работу  и т.п.);

4. почти равное разделение  труда и ответственности между  рабочим и управляющим.[1,стр.231]

            Главную роль в организации он отводил администрации и управленческому персоналу, основной функцией которых являлось планирование процесса производства и осуществление тотального контроля над всеми звеньями организации производства. Рядовому работнику, в сущности, отводилась роль винтика в рационально программируемой системе производства. В то же время, в ходе проводимых социальных исследований, Ф. Тейлор обнаружил важную роль "человеческого фактора", то есть личности самого работника, и предлагал материально поощрять наиболее инициативных и трудолюбивых работников.

Информация о работе Эволюция управленческой деятельности и менеджмента