Шпаргалки по предмету "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:34, шпаргалка

Краткое описание

Ответы к экзаменационным билетам по менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме

Вложенные файлы: 1 файл

ответы менеджмент.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Билет 2.

Процесс управления предприятием сферы сервиса и  туризма имеет множество общих  черт с процессом управления любой  организацией, действующей в любой  другой отрасли. Английское слово «менеджмент» (management) принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель».

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах.

Существует несколько  подходов к содержанию понятия менеджмент:

  • Процесс принятия управленческих решений
  • Учебная дисциплина
  • Группа высших руководителей
  • Наука и искусство управления
  • Управление самостоятельным видом деятельности
  • Совокупность научных знаний и практического опыта.

Практическая  реализация менеджерами предпринимательских  и управленческих функций может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью принимать самостоятельные управленческие решения. С другой стороны, это управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными.

Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство управления, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей, путем применения менеджером как своих личных способностей и таланта, так и сложившейся методологии управления. Другими словами, менеджмент — это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.

Управление включает три аспекта:

  • институциональный аспект («кто» управляет «кем»);
  • функциональный аспект («как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых);
  • инструментальный аспект («чем» осуществляется управление).

Сущность менеджмента  туристского предприятия состоит  в достижении им поставленных целей, которые выполняют следующие основные задачи в управлении:

  • сопоставление существующего состояния с желаемым («где мы?» и «куда идем?»);
  • руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);
  • критерии принятия решений («какой путь лучше?»);
  • инструменты контроля («куда мы в действительности пришли и что из этого следует?»

Менеджмент в  СКСиТ следует понимать как управление социально-экономическими явлениями и процессами, происходящими в индустрии сервиса и туризма.

Управление в  сфере сервиса приобретает ярко выраженные особенности, которые позволяют выделить его специфику. Производственно-технологические процессы в деле управления сервисным предприятием оказываются далеко не единственными, а во многих случаях даже не определяющими в деятельности сервисного предприятия.

Управление в  сфере сервиса подчинено задачам  рыночного развития производства услуг (организация труда персонала, повышение производительности труда работников, достижение конкурентоспособности услуг, их прибыльность и др.). Одновременно оно нацеливается на реализацию многообразных запросов и потребностей больших групп людей, конкретных индивидуумов, которые вступают с производителем услуг в процессы рыночного обмена. Все это формирует отличия сервисного менеджмента от управления в организациях общественного типа.

 

Билет 3.

Основная цель управления – достижение высокой  эффективности деятельности предприятия  тур. индустрии, лучшее использование туристско-рекреационных ресурсов регионов и ресурсных потенциалов тур. индустрии.

Управленческие  задачи включают определение направлений  деятельности по таким функциям управления, как планирование, организация, мотивация, контроль. В системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Задачи управления предприятием:

  • определение целей развития предприятия
  • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения
  • установление контроля выполнения поставленных задач
  • использование работников, обладающих высокой квалификацией и стимулирование их работы
  • функция управления (это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают, как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс. Все функции управления могут быть разделены на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 4.

Деятельность, называемая менеджментом сервисного предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:

1) общее управление (установление нормативных требований  и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление  структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3) конкретные  области управления (маркетинг, НИОКР,  производство, кадры, финансы, основные фонды).

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают, как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс. Все функции управления могут быть разделены на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными.

Общие функции  управления были сформулированы в 1916 г. Анри Файолем: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.

Планирование — это один из первых этапов процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.

Организационная функция тесно связана с функцией планирования. Организационный этап — это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.

Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы. Менеджмент предприятия сферы сервиса и туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию потребителей услуг и мотивацию трудовых отношений. Рассмотрим мотивацию потребителей услуг на примере туристской сферы. Мотивы путешествий — это причина, цель поездки, информация о которой необходима прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами. Мотивация трудовых отношений — это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются: стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов; собственно мотивирование, то есть создание у работников внутреннего побуждения к труду.

 Сущность функции координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и совершенствовании установленного режима работы. Цель координации — установление взаимодействия в работе производственных подразделений. Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи ,которая позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.

В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном уровне. Различают три вида контроля.

Предварительный контроль (анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, контроль за качеством сырья). Текущий контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Заключительный контроль. Цель такого контроля — предотвратить ошибки в будущем.

 

Билет 5.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы.

Принципы менеджмента  можно представить как основополагающие идеи, правила и закономерности поведения  руководителями по осуществлению или  управлению функциями.

Анри Файоль разработал четырнадцать принципов  управления, которым он следовал в  своей практике и от которых, как  он считал, зависит успех управления:

1. Разделение  труда (повышает квалификацию  и уровень выполнения работы).

2. Полномочия  и ответственность (право отдавать команды и нести ответственность за результаты).

3. Дисциплина (четкое  и ясное взаимопонимание между  рабочими и менеджерами, базирующееся  на уважении к правилам и  договоренностям, существующим в  организации; в основном - результат возможностей руководства).

4. Единоначалие (распоряжение только от одного  руководителя и подчиненность  только одному руководителю).

5. Единство направления  (один руководитель и единый  план для каждого набора действий  по достижению каких-то единых  целей).

6. Подчиненность  личных интересов общим (интересы  одного работника или группы  работников не должны превалировать  над интересами компании или  организации).

7. Вознаграждение  персонала (оплата должна отражать  состояние организации и стимулировать  людей на работу с отдачей).

8. Централизация  (уровень централизации и децентрализации  должен зависеть от ситуации  и выбираться таким образом,  чтобы давать лучшие результаты).

9. Скалярная  цепь (четкое построение цепей  следования команд от руководителя  к подчиненным).

10. Порядок (все  должны знать своё место в  организации).

11. Справедливость (Это сочетание доброты и правосудия).

12. Стабильность  рабочего места для персонала  (кадры должны находиться в  стабильной ситуации).

13. Инициатива (менеджеры  должны поощрять подчиненных выдвигать идеи).

14. Корпоративный  дух (следует создавать дух  единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем  не менее считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 6.

Реализация функций  управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность (определить объект управления), содержание (определить приемы и способы воздействия) и организационную форму (специфика способов воздействия в конкретной сложившейся ситуации).  Можно выделить следующие методы управления: регламентирующие и стимулирующие. Регламентирующие методы в свою очередь делятся на организационные и административные, а стимулирующие методы выделяют в себе экономические и социально-психологические методы.

Организационными  методами реализуется одна из важнейших функций управления — организационная функция, посредством которой создаются необходимые условия деятельности организации. Эти методы создают рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации. К категории организационных методов относятся, например, методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т. п.

Информация о работе Шпаргалки по предмету "Менеджмент"