Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:50, шпаргалка
· 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
· 2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
· 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
· 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
· 5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
· 6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
· 7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
· 8. САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
· 9. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Основа для корректировки
программы организационных
Структура инновационного процесса воспроизводит состав и последовательность действий, направленных на организацию управленческих инноваций.
Этапы управленческих инноваций: 1)формирование организационной среды внедрения; 2) методическое обеспечение нововведения; 3) мониторинг инновационного процесса.
На этапе формирования
организационной среды
Действия, присущие данному этапу: 1) основание комиссии по совершенствованию управления; 2) подготовка персонала к внедрению новшества; 3) информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение нововведения.
Для выполнения первой операции следует подготовить положение о комиссии по совершенствованию управления, в котором утверждаются функции, полномочия и организация ее работы. Комиссия считается образованной и начинает работу с момента издания приказа руководителя органа управления.
Для выполнения второй операции необходимо провести обучение персонала, чтобы служащие органа управления приобрели необходимые знания и навыки профессиональной деятельности в условиях изменения структуры и методов руководства.
Для реализации третьей операции необходимо установить каналы коммуникации в процессе разработки и реализации управленческого нововведения и сформировать материальную и финансовую базу реализации проекта.
На втором этапе ключевая задача – использование научных методов организации инновационного процесса на системной основе.
Необходимые действия: 1) разработка программы диагностического исследования; 2) выбор проекта нововведения; 3) подготовка программы внедрения нововведения.
Для осуществления первой операции необходимо определить процедуру сбора эмпирической информации о состоянии инновационного климата в органе управления. Для второй операции следует подготовить альтернативные варианты нововведения и отдать предпочтение наиболее оптимальному. Для реализации третьей операции следует разработать механизм реализации нововведения. В программе отмечаются:порядок ресурсного обеспечения, состав мероприятий, ответственные исполнители, график реализации нововведения.
На третьем этапе необходимо организовать текущий контроль инновационного процесса в органе управления. Действия, выполняемые на данном этапе: 1) организация обратной связи; 2) оценка результатов нововведения.
Система – некоторое множество взаимосвязанных частей – компонентов, объединенных для достижения общей цели в единое целое.
Характерные признаки системы: 1) существование взаимосвязанных частей в объекте; 2) взаимодействие между частями объекта; 3) упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
Основные компоненты системы: 1) элемент системы; 2) взаимоотношения между элементами; 3) подсистема; 4) структура системы.
Первый компонент системы – минимальная целая часть системы, которая функционально может отразить отдельные общие закономерности системы в целом. Второй компонент системы – взаимоотношения между элементами или связи.
Виды связей: 1. Нейтральные, когда оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений. 2. Функциональные, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.
Третий компонент системы – подсистема, состоящая из ряда элементов системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. Система может иметь различное количество подсистем.
Четвертый компонент системы – структура системы.
Структура – совокупность связей, взаимоотношений между элементами системы, между ее подсистемами, между самой системой и внешней средой.
Внутренняя структура системы – совокупность всех связей внутри системы.
Полная структура – совокупность всех связей как внутри системы, так и системы с внешней средой.
Целостность – все части системы объединены и составляют единое целое благодаря единству цели создания и функционирования (целевой признак), расположения (территориальный признак), управления (организационный признак).
1. Величина и сложность – существование большого количества элементов, многофункциональность системы и составляющих ее элементов, разветвленные связи между частями, сложная структура. 2. Адаптивность – способность приспособления к изменению условий в окружающей среде или иных условий функционирования путем изменения структуры, функций отдельных элементов и вовлечения в работу резервных частей и ресурсов. 3. Способность к развитию – существование потенциала развития системы для улучшения ее структуры. 4. Взаимообусловленность функционирования частей – элементы системы взаимосвязаны так, что функционирование одних элементов зависит от функционирования других. 5. Автоматизм – способность осуществлять отдельные функции автоматически при отсутствии управляющих команд, воздействий со стороны системы управления путем перехода на внутреннее самоуправление. 6. Динамизм – зависимость параметров функционирования от времени, вероятность внесения изменений в систему, позволяющих регулировать функции системы во времени.
1. Разновидности неживых систем: а) системы с периодически изменяющейся структурой во времени и имеющие несколько функций; б) системы со стабильной структурой, не подверженные функциональным воздействиям в течение длительного периода времени.
2. Разновидности живых систем: а) системы с относительно развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием; б) системы с самосохраняемой структурой и низким уровнем переработки информации; в) системы с развитым самосознанием, мышлением, нетривиальным поведением; г) социальные системы и социальные организации.
3. Разновидности социальных систем: а) системы самоуправления. При помощи этих систем местным самоуправлением организуются социально-экономические и культурные процессы на определенной территории; б) системы управления бизнес-организациями, т. е. хозяйствующими субъектами, осуществляющими свои интересы путем производства и реализации товаров (услуг); в) системы государственного управления; такие системы определяют качественное состояние общества, его развития, формируемые им возможности для населения страны; г) системы управления институтами, группами, организациями, ассоциациями.
По степени связи с внешней средой системы подразделяются на открытые и закрытые системы.
Открытые системы интенсивно обмениваются энергией, веществом или информацией с окружающей средой. К открытым системам относятся экономика страны в целом, отрасли экономики, предприятия, организации и т. п. Управляя открытой системой необходимо анализировать взаимосвязь системы с внутренней и внешней средой, учитывать факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие.
Закрытые, изолированные системы функционируют при относительно небольшом обмене (замкнутый цикл переработки информации или замкнутый технологический цикл). При управлении закрытой системой следует тщательно анализировать состав входящих в нее компонентов и процессы, происходящие с ними.
Особенность: система может быть открытой или закрытой для вещества, энергии или информации в отдельности.
Границы системы: 1) естественные границы; 2) границы, установленные исходя из задач исследования, которые выделяются исследователем, наблюдателем.
Один объект может содержать множество разных систем.
Предприятие как технологическая система – это производственное предприятие, рассматриваемое как совокупность оборудования, технологических процессов, материалов и изделий, изготавливаемых с помощью оборудования.
Предприятие как хозяйственная система – выявление места рассматриваемого предприятия в системе отрасли, региона, экономики страны, мирового хозяйства, определение отношения работников предприятия к средствам производства, их участие в процессе труда и распределение результатов.
Особенность: выделенные таким образом хозяйственные системы являются в то же время подсистемами более общих, содержащих их систем. Часть системы, не входящая в данную подсистему, рассматривается по отношению к ней как окружающая подсистему внешняя среда.
Управление техникой или технологией – это воздействие человека на технические объекты и технологические процессы с целью получить необходимый результат.
Управление объектами живой природы – процесс, при котором люди, опираясь на биологические законы, воздействуют на поведение живых существ, используют в своих целях биологические технологии.
Управление техникой, технологией, объектами живой природы – часть более общего процесса управления, охватывающего управление обществом, социумом.
Управление обществом – воздействие части этого общества в виде органов, аппарата управления, получивших или присвоивших себе такие полномочия, или действующих методами убеждения на общественные явления, процессы и участвующих в них массы людей. Это управление преследует политические, экономические, социальные цели, отражающие интересы общества в целом, или отдельных социальных групп, или тех, кто получил полномочия править.
Миссию управления обществом выполняет государство.
Управление обществом в широком смысле слова – управление объектами, процессами, отношениями разнообразной природы.
Управление неживой природой осуществляется путем ее преобразования, добычи сырья, использования природной энергии.
Объекты неживой природы подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.
Люди могут управлять техническими объектами и технологическими процессами, являющимися творениями, созданными самими людьми.
Наиболее распространенная форма управления – это генерируемая людьми информация в виде сигналов, команд, предписаний, предложений и других воздействий, направленная отдельным людям, семьям, коллективам, всему населению, обществу. Управление одними людьми со стороны других людей является самым типичным процессом управления в современном мире.
Разновидности управления зависят от вида объекта, на который ориентированы управляющие воздействия, и от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет: управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, организациями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие аналогичные разновидности управления.
Признаки управления: 1) воздействие на людей, производственные коллективы и социальные группы с учетом их интересов, мотивов действия; 2) ориентация на придание производственно-экономическим и социально-экономическим процессам, экономическим отношениям между людьми, социальными группами, регионами, государствами того характера, который требуется лицам, осуществляющим управление, соответствует их целям; 3) влияние на людей, обеспечивающее их участие в экономической деятельности, в процессах преобразования экономических и природных ресурсов в продукт обеспечения жизнедеятельности общества.
Возможности системного подхода:
позволяет решить задачи, связанные
с управлением социально-
Система – целостное образование,
комплекс взаимосвязанных элементов,
обладающих в связи со своим единением
качественно новыми характеристиками.
Любая система выступает
Атрибуты системы: 1) компоненты и элементы системы; 2) функции системы и ее компонентов; 3) внутренние и внешние воздействия; 4) интегративные качества; 5) структура; 6) общая цель и комплекс подцелей; 7) включенность в более сложную систему в роли компонента и элемента; 8) историчность; 9) структура управления системой; 10) информация.
Основное свойство системы
– целостность. Оно означает, что
если она может быть разделена
на элементы, то свойства и функции
элементов (поскольку они находятся
в системе) определяются их местом в
рамках целого, а свойства целого не
могут быть созданы и определены
без некоторых свойств
Назначение элементов системы:
• все элементы осуществляют деятельность для достижения цели, стоящей перед системой в целом;
• элементы системы играют роль фактора, ориентирующего исследователя на выработку исследования.
Целостность системы осуществляется через связи. Связи существуют между элементами системы. Разновидности системных связей: