Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

учебник.docx

— 287.89 Кб (Скачать файл)

Лидер - авторитетный член группы, кот-й оказывает существенное влияние на деят-ть коллектива. Лидеры выдвигается благодаря своим качествам, завоевывает авторитет.

Психологические особенностити лидера:

он оказывает  внушающее воздействие на группу

лидерам подражают

под рук-вом лидера люди концентрируют свою энергию на более качественное менеджеру нужно стать лидером.

7. Виды власти. Классификация  стилей руководства

Влияние - это любое  поведение одного индивида, которое  вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого индивида. Для того чтобы сделать свое лидерство  и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять  власть. Власть - это возможность  влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, т.к. он зависит  от людей как в пределах своей  цепи команд, так и вне ее. Руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, - поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Но эффективнее всего, применение метода делового партнерства, т.к. подходя к своим подчиненным «на равных» руководитель может добиться гораздо большего, нежели проявляя власть «во всей красе». Не существует реальной абсолютной власти, т.к. никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Существует классификация, согласно которой имеется пять основных форм власти:

1) Власть, основанная  на принуждении. Исполнитель верит,  что влияющий имеет возможность  наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой - то насущной потребности или сделать какие - то неприятности.

2) Власть, основанная  на вознаграждении. Исполнитель  верит, что влияющий имеет возможность  удовлетворить насущную потребность  или доставить удовольствие.

3) Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий  обладает знаниями, которые позволяют  удовлетворить потребность.

4) Эталонная власть (власть примера). Характеристики  или свойства влияющего настолько  привлекательны для исполнителя,  что он хочет быть таким  же, как влияющий..

5) Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий  право отдавать приказания и  что его долг - подчиняться им. Законную власть часто называют  традиционной властью.

Стиль руководства - это привычная манера поведения  руководителя по отношению к своим  сотрудникам с целью повлиять на них или побудить к действию.

Виды: Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится  у руководителя. Все решения принимаются  им единолично, без учета интересов  подчиненных. Необходим в кризисной  ситуации когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированными.

не требует особых материальных затрат;

Позволяет быстро наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями;

- Подавляет инициативу;

- Требует громоздкой  системы контроля за работой персонала;

Демократический стиль  предполагает делегирование руководителем  части своих полномочий подчиненным  и принятие решений на коллегиальной  основе. Актуален при стабильной работ предприятия и стремлении его к внедрению инноваций. Стимулирует творческую деятельность, снижает недовольство сотрудников от принятых решений. Нет жесткого контроля и ответственность может быть переложена, что затягивает процесс принятия решений.

Либеральный стиль  представляет собой управление ез участия руководителя. Данный стиль управления используется при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя. Применялся в нашей стране в период становления рыночной экономики с 1985 г до сер 1990 гг.

Руководитель должен уметь применять все стили.

8. Факторы эффективности  менеджмента

Эффективность менеджмента  обуславливается эффективностью управленческих решений в отдельных областях деятельности фирмы: финансах, маркетинге, работе персонала (см. также Управление Персоналом 35 вопр.) и т.д. Оценка эффективности менеджмента производится в статике (надежность, устойчивость функционирования организации и др.) и в динамике (оперативность принятия решений в экстремальных ситуациях, реализуемость принятых решений и т.д.)

На основе данных по производственной деятельности можно  оценить совокупную эффективность  того или иного управленческого  решения в определенном временном  промежутке в финансовых показателях.

Так, абсолютная эффективность - предполагает использование дифференцированных и обобщающих показателей (прямых и  обратных). К дифференцированным относятся:

1. Использование  капитала (фондоотдача=ВП/ОФ), (фондоемкость=ОФ/ВП).

2. использованные  материальные затраты (материалоотдача=ВП/МЗ)и материалоемкость МЗ/ВП;

3. Использование  трудовых ресурсов (выработка и  трудоемкость).

4. Капитал (капиталоотдача  К=П/Ка и капиталоемкость Ка/П.

К обобщающим относятся:

1) Рентабельность=П/ОФ+ОС; R=Прп/Срп; R=Прп/С-МЗ

Сравнительная эффективность  предполагает сравнение проектов и выбор оптимального может базироваться на простых оценках. Сравнительная эффективность предполагает использование статистических и динамических оценок.

Статистич: 1. Использование показателей абсолютной эффективности; 2. Приведенные затраты. 3. Срок окупаемости статистический.

Динамические: 1) чистая дисконтированная стоимость. 2) срок окупаемости  динамический. 3) внутренняя норма рентабельности.

Эффект - это разница  результатов и затрат в процессе управления производственной деятельностью. Экономия связана с оценкой одного показателя. Задачи повышения эффективности  управления связаны с принципиальными  изменениями в системе руководства  предприятиями. Уменьшается роль государственной  формы собственности с ее административно-командной  системой управления и возрастает роль коммерческих структур с ее «горизонтальными»  связями. Это требует новых знаний в организации производства и  умений управлять им в условиях рыночной экономики.

На современных  предприятиях, ориентированных на рыночные отношения, все реже применяется  линейная система управления с ее положительными сторонами: простотой, ответственностью, действенностью, единоначалием, исполнительностью, централизмом, где  орган вышестоящий выполнял весь комплекс управленческих действий по отношению к нижестоящему звену. Эту систему заменяет линейно-функциональная система или различная комбинация систем управления.

9. Разнообразие  моделей менеджмента: американская, японская, европейская и др

Европа как целое  далека от того, чтобы иметь характерную  культуру, подобно США или Японии. Поэтому насущные задачи европейцы  решают по-разному. В их подходе к  проблемам экономического роста, технологического развития, контроля за состоянием окружающей среды и борьбы с распространением наркотиков больше проявляются национальные различия, чем сходства.

Европе предстоит  совладать с многоязычием и связанной с ним культурной идентичностью. Складывающееся здесь единообразие способов мышления, стилей жизни и позиций, скорее, является результатом глобального культурного обмена, особенно с Северной Америкой, нежели продуктом формирующейся европейской культуры. Британские управляющие традиционно делают упор на навыки общения и прагматизм. Присущая им вежливость, искренность, самоконтроль и самодисциплина суть культурные активы. Это побуждает их заботиться о приобретении навыков межличностного общения и убедительности.

В немецкой модели управления существует собственное  видение целостной системы управления кадрами предприятия в условиях социальной рыночной экономики. Его  концепция построена на основе изучения и критического анализа международной  теории и практики, в основном США, европейских стран и Японии, собственных  исследований и опыта предприятий  Германии.

Японская модель формировалась под влиянием двух факторов:

1. Творческое освоение  зарубежного опыта в области  организации и управления;

2. Последовательное  сохранение национальных традиций.

В связи с этим интерес представляет анализ черт японского  характера.

Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда. Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится  также жизненный опыт, большое  внимание уделяется духовному развитию личности.

Широкое распространение  в Японии получила доктрина патернализма. Патернализм (лат.- отец) - доктрина об «отеческом», «благотворительном» отношении предпринимателей к занятым работникам. Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, и в последние время начинает приобретать отдельные черты японской.

Особенности американской модели обусловлены  национальными особенностями: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство  и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократии.

Сравнительная характеристика японской и американской моделей.

1. Доминирующие качества делового  человека:

Яп: умение работать в команде, ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать.

Ам: отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску.

2. Критерии к продвижению по  службе:

Яп: жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение.

Ам: высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.

3. Профессиональная компетентность:

Яп: специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации, обязательная переподготовка, ротация места работы (должности), письменные отчеты о работе.

Ам: тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими сложными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

4. Процесс принятия решений:

Яп: снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса, решение принемается долго, реализуется быстро.

Ам: сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером, принимается быстро, реализуется медленно.

5. Отношение работников к фирме  и работе:

Яп: пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу).

Ам: Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив - экономические факторы.

6. Характер проведения инноваций:

Яп: эволюционным путем. Ам: революционным путем.

7. Форма деловых отношений:

Яп: личные контакты на основе взаимного доверия.

Ам: контакты.

10. Развитие менеджмента в России

Развитие менеджмента в России. Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался  процесс слияния областей, земель и княжеств, в развитии системы  государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Особую эпоху в развитии менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Преобразования Петра I в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств, содействие развитию с/х, укрепление финансовой системы, активизация развития внешней и внутренней торговли. Управленческие идеи И.Т. Посошкова - разделение богатства на вещественное (богатство государства и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. особую роль в развитии менеджмента в XIX в. сыграл М.М. Сперанский. Систему власти он предложить разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер: введение рабочего контроля, создание Высшего совета народного хозяйства, образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"