Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:32, шпаргалка

Краткое описание

1. Основные этапы формирования ролевого поведения человека в организации. 4
2. Почему организация является микромоделью общества? Приведите примеры. 4
3. Что такое национальная экономическая культура и каковы ее компоненты? В чем заключаются основные отличия российской экономической культуры от зарубежной (англо-саксонской)? 4

Вложенные файлы: 1 файл

org_povedenie_bilety.docx

— 942.92 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1. Основные этапы  формирования ролевого поведения  человека в организации. 4

2. Почему организация  является микромоделью общества? Приведите примеры. 4

3. Что такое национальная  экономическая культура и каковы  ее компоненты? В чем заключаются  основные отличия российской  экономической культуры от зарубежной (англо-саксонской)? 4

4. Основные ценностные  ориентации, обусловливающие специфику  общества (по Т. Парсонсу). Российская экономическая культура в терминах Т. Парсонса. 5

5. Параметры межкультурных  различий по методологии Г.  Хофштеда. Российская экономическая  культура в терминах Г. Хофштеда. 5

6. Объясните причины  ограниченных возможностей применения  современных зарубежных теорий  оргповедения к российским бизнес-организациям. 6

7. Определение и  функции орг.культуры. 6

8. Объясните сущность  «рационального» и «феноменологического»  подходов к пониманию организационной  культуры. 7

9. Уровни организационной  культуры по Э. Шейну 7

10. Методика диагностики  организационной культуры К. Камерона  и Р. Куинна: общий смысл методики, профили организационных культур.  Дайте критическую оценку этой  методике. На кого она рассчитана? Какие управленческие задачи  она может помочь решить? Каковы  ее ограничения, недостатки? 8

11. Опишите критерии  выделения и основные типы  российских организационных культур. 8

12. Какие организационные  культуры называются «сильными»  и «слабыми»? Что такое доминирующая  организационная культура и субкультуры? 9

13. Этапы социализации  в организационной культуре 10

14. Факторы, обусловливающие  необходимость культурных преобразований  в организации. Основные цели  культурных изменений в организациях. 10

15 Билет. Типы практик  трудовой деятельности: 11

16. Каковы основные  барьеры культурных изменений  в российских бизнес-организациях? 11

17. Дайте подробное  описание каждого из пяти факторов  модели «Большой пятерки». Как  эти личностные качества влияют  на поведение человека в организации? 11

18. Что такое «личность  типа А и Б» (М.Фридман, Р.  Розенман) и «локус контроля»  (Дж. Роттер)? 12

19. Классификация ценностей  по М. Рокичу. 12

Билет 20. Что такое  «самоэффективность» (А. Бандура) и  «выученная беспомощность» (М. Селигман)? 13

21. Характеристики  «зрелой / незрелой» личности (К.  Арджирис) 13

Билет 22. Эмоциональный  интеллект. 14

23.Что такое конформизм? В чем его позитивные и негативные стороны с точки зрения поведения человека в организации? 14

24. Дайте определение  и перечислите компоненты «установки»  (attitude). 15

25. Что такое «удовлетворенность  работой»? Какими параметрами российские  работники удовлетворены более,  какими – менее всего? 15

26. Какова взаимосвязь  удовлетворенности работой и  производительности труда работника? 16

27. От чего в наибольшей степени зависит отношение российских работников к своей работе? 16

28.Что такое организационная  приверженность? В чем смысл «узкого»  и «широкого» понимания организационной  приверженности? 16

29.Трехкомпонентная  модель организационной приверженности (Дж. Мейер, Н. Ален). 17

30. Почему существует  возможность конфликта приверженностей  в организации 17

31. Каковы позитивные  и негативные следствия организационной  приверженности? 18

32. Каковы основные  факторы организационной приверженности  в российских бизнес-организациях? 18

33. Структура трудовых  ценностей россиян 19

34 5 типов мотивации  российских работников по В.  Герчикову. 20

35. Что такое «психологический контракт» работника? Какова структура психологического контракта? Что такое «нарушение психологического контракта» и как оно влияет на поведение работников (D.M. Rousseau)? 21

36.Определение социальной группы. Выгоды и издержки членства в группе. 22

37 Стадии развития  группы в организации 22

38. Что такое «первичные»  и «вторичные» социальные группы 24

39. Факторы, повышающие  и понижающие уровень групповой  сплоченности. 25

40. Достоинства и  недостатки группового принятия  решений. 25

41. «Огруппленное мышление»:  условия возникновения, симптомы, отличия от понятия «конформизм». Способы предотвращения огруппленного  мышления. 26

42. Определение «команды».  В чем отличия «команды» от  «традиционной рабочей группы»? 26

43. Типология командных  ролей и оптимальная численность  команды по Р. Белбину. 26

44. Два контекста  использования термина «лидерство»  в организациях. 27

45. Теории лидерских  черт: сущность, объяснительные возможности  и ограничения. 28

46. Понятие «харизматического  лидерства». Черты харизматических  лидеров и их последователей. 29

47. Ситуационные теории  лидерства: сущность, объяснительные  возможности и ограничения. 30

48. Модель лидерства  «путь-цель» Р. Хауза. 30

49. Стили лидерства  по критерию ориентированности  лидера. «Управленческая решетка»  Р. Блэйка и Дж. Моутон. 30

50.Стили лидерства  по способу осуществления лидерских  функций (К. Левин, Р. Лайкерт,  П. Нортхаус). 31

51. Модель лидерства Ф. Фидлера. 31

Билет 52.  Дисфункциональные модели руководства. Характеристика 5 «невротических» типов компаний и соответствующих стилей руководства 32

53. Опишите основные роли, которые должен играть современный генеральный директор компании. Главные составляющие лидерского успеха и недостатки лидеров, по мнению российских генеральных директоров (С. Шекшня). 34

54.Какие факторы  институциональной среды, особенности  формирования российского бизнеса  препятствуют появлению профессиональных  CEO в российских компаниях (С. Шекшня)? 35

55. Объясните, в чем  сходства и различия понятий  «власть» и «влияние». 36

56. В чем сущность  разграничения власти как «средства»  и как «цели»? «Позитивные» и  «негативные» результаты властных  отношений в организации. 36

57. Что такое «ресурсная  зависимость»? Опишите условия возникновения  отношений власти. 36

58. Поведение и сознание  подчиненных как объекты контроля  в отношениях власти. 37

59. «Торг» и «принуждение»  как средства осуществления власти. 38

60. По каким индикаторам  можно судить о «демократичности»  либо «авторитаризме» организаций?  Каковы показатели «демократичности / авторитаризма» российских бизнес-организаций? 38

61. Определение коммуникаций  в организации. Основные компоненты  модели коммуникационного процесса. 38

62. Невербальные коммуникации: характеристики, преимущества и  ограничения. 39

63. Письменные коммуникации: характеристики, преимущества и  ограничения. 40

64.Устные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения. 42

65. Вертикальные и  горизонтальные коммуникации в  организации. В чем смысл «мостика  Файоля»? 42

66. Опишите три типа  коммуникационных сетей. 42

67. Понятие и принципы  эффективных коммуникаций. 42

68. Основные препятствия  к эффективной коммуникации 43

69. Дайте определение  понятию стресса. Что такое  «негативный» и «позитивный»  стресс? 43

70. Организационные  причины стресса, связанные с  управленческими факторами 44

71. Организационные  причины стресса, связанные с  условиями труда. 44

72. Групповые факторы  стресса в организации. 44

73. Индивидуальные  факторы стресса в организации. 44

74. Опишите последствия  высокого уровня стресса в  организации. 45

75.Выгорание (job burnout) 45

76.Что такое «мотивация страхом»? Какие факторы социальной макросреды обусловливают широкую распространенность «мотивации страхом» в российской деловой культуре? Особенности поведения сотрудников в условиях «мотивации страхом» (по статье Н. Алексеева) 45

77. Понятие «поведения  гражданина организации» (organizational citizenship behaviour). Примеры поведения «организационного гражданина». 46

78. Какие личностные, групповые, управленческие и организационные характеристики способствуют «поведению гражданина организации»? 46

79. Каким образом организации могут стимулировать «гражданское поведение» своих сотрудников? 47

1. Основные этапы формирования  ролевого поведения человека  в организации.

Национальная культура + Организационная  культура -> социальная роль, стандарты  поведения -> личность -> ролевое  поведение личности

Поведение человека определяется социальной ролью, которую он играет в данных обстоятельствах. Роль –  это нормативно одобренный образ  поведения, ожидаемое от каждого, занимающего  данное положение или находящегося в определенной ситуации.  Роль –  это нечто внешнее по отношению  к человеку. Следовательно, любую  роль необходимо изучить. Этапы ролевого поведения: ожидание, понимание роли, приемлемость роли, выполнение роли. Интеграция ролей в каждом человеке всегда уникальна. Лично с каждой ролью сживается  только частично. Существует приоритет  ролей в каждом человеке. Социальные роли в течении времени изменяются даже у одного и того же человека. Роли могут приходить в конфликт друг с другом (может быть межролевой конфликт; внутри ролевой конфликт между разными людьми).

2. Почему организация является  микромоделью общества? Приведите  примеры.

  • Базовые ценности. Под провозглашаемыми ценностями организации понимаются высказывания и действия членов организации, которые отражают общие ценности и убеждения. Провозглашаемые ценности задаются руководством компании как часть стратегии или по каким-либо другим причинам. Сотрудникам известно об этих ценностях, и они сами делают выбор, принимать эти ценности, сделать вид и адаптироваться к ситуации, или отвергнуть.
  • Правила «входа» и «выхода». В контексте теории систем организация — это совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом. В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осуществляет обработку этих ресурсов (процессы) и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (выпускаемые товары и услуги). Необходимо заметить, что теория систем применительно к организациям делает акцент на двух важных соображениях: Выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям внешней среды (важность «обратной связи»); Для удовлетворения этих требований цикл «вход — процесс — выход» должен находиться в центре внимания руководства организации.
  • Критерии вознаграждений. Внутреннее вознаграждение дает сама работа; это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Общение, возникающее в процессе работы- вознаграждение. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Это продвижение по службе, похвалы и признание, символы служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты. Характер и величина вознаграждения, получаемого сотрудниками от организации в качестве компенсации за свой труд, оказывают непосредственное влияние на способность организации привлекать, удерживать и мотивировать требуемый ей персонал.
  • Основания и формы санкций. В международном праве под принуждением, или санкциями, понимают либо меры международного сообщества, направленные на побуждение какого-либо государства выполнить свои обязательства или воздержаться от противоправного поведения, либо собственно санкции, то есть реакцию на уже имевшее место правонарушение.
  • Властные отношения- отношение между сторонами в процессе осуществления власти
  • Человек: главная ценность или объект эксплуатации. Государство: Люди - это главная наша ценность, основной ресурс экономического развития. В тоже время каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности.

3. Что такое национальная  экономическая культура и каковы  ее компоненты? В чем заключаются  основные отличия российской  экономической культуры от зарубежной (англо-саксонской)?

Экономическая культура - это совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития.

Экономическую культуру можно условно разделить на несколько компонентов. На индивидуальном уровне экономическая культура предстает как культура труда. На уровне социальной группы можно говорить о культуре производства (создание и следование определенным трудовым технологиям). На уровне общества в целом экономическая культура связана с глобальными стратегиями экономической деятельности: характером собственности, хозяйственными технологиями, мерой централизации и планирования экономики и способами распределения и обмена продукцией и т.д.

Противоречие  современного этапа развития России заключается в том, что характеристики российской экономической культуры больше тяготеют к “восточному” типу, в то время как общей моделью  институционального развития России является Запад. Рассмотрим некоторые различия.

Западные бизнесмены живут по принципу «время-деньги». Поэтому в их сфере  деятельности разрабатываются строгие  временные графики, любые отклонения от планов рассматриваются как источник больших издержек. На Востоке четкие пошаговые инструкции не рассматриваются  как самый эффективный путь к  цели. Кроме того, восточная экономическая  традиция ориентируется на долговременные, стабильные экономические отношения. Есть различия и в понимании «качества». На Западе это чисто технические аспекты. В других обществах границы качества гораздо шире. Особенность экономической культуры восточноевропейских государств – ориентация на национальные экономические планы (западный менеджер ориентируется на конкуренцию с другими компаниями, как внутри страны, так и на мировом рынке). По этой причине восточноевропейские менеджеры в меньшей степени готовы к принятию самостоятельных решений.

4. Основные ценностные  ориентации, обусловливающие специфику  общества (по Т. Парсонсу). Российская экономическая культура в терминах Т. Парсонса.

Основные ценностные ориентации, обусловливающие специфику общества:

Достиженчество – аскриптивность; Универсализм – партикуляризм; Индивидуализм – коллективизм; Эмоциональность – эмоциональная нейтральность; Конкретное – диффузное (= формальное – неформальное).

Парсонс выделил так называемые «универсальные переменные» (их всего 17), которые содержат в себе пару противоположных ценностей. Та или  иная степень ориентации на них в  каждом конкретном выборе человека и  определяет тип его мотива. Он считал, что в основе поступков людей  – их ценностно-целевая ориентация.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"