Самоменеджмент: личностное целеполагание и саморефлексия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель обучения:
Сформировать в сознании участников механизм и навыки целеполагания и саморефлексии
профессиональной работы и жизнедеятельности.
Формат обучения: Работа в составе команды, члены которой образуют референтную группу, доверяют друг другу, способны анализировать свои личностные и профессиональные качества, выступать экспертом и наставником по отношению к коллегам.

Вложенные файлы: 1 файл

Тренинг.docx

— 106.17 Кб (Скачать файл)

 

Сфера жизни

Жизненная цель

Важность, значимость

Срок (год)

Практические  действия

Срок

Контроль

Имущество, деньги

4

Собственный дом  в пригороде

Высокая

2015

Поиск участка

2012

 

 

 

 

 

 

Накопление

собственных

средств

2013

 

 

 

 

 

 

Поиск заемных средств

2013

 

 

 

 

 

 

Выгодная

продажа

квартиры

2014

 

 

 

 

 

Подбор  строительной компании и заключение договора на строительство

2014

 

 

Начинайте планирование работы с постановки целей.

 

 

 

Критерии оценки целеполагания. Анализ поставленных целей  по SMART:

  • АКТУАЛЬНЫМИ
  • КОНКРЕТНЫМИ
  • ИЗМЕРИМЫМИ
  • ДОСТИЖИМЫМИ
  • РЕАЛЬНЫМИ
  • ОГРАНИЧЕННЫМИ ВО ВРЕМЕНИ

 

 

Типичные  ошибки в контексте целеполагания:

• Ориентация в целях на имеющиеся ресурсы: "Вначале я накоплю, а затем поставлю

цель"

 

•   "Как я могу ставить цель, если у меня нет ресурсов?"

Алгоритм  постановки целей

ЦЕЛЬ 

РЕЗУЛЬТАТ

 

МОТИВАЦИЯ 
 ►

РЕСУРСЫ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определение "разрывов " между целью и достигнутым  результатом

 

Личностная  стратегия и тактики

 

"Вы  любите жизнь? Тогда не тратьте безрассудно время, ибо это материал, из которого сделана жизнь".

Бенджамин Франклин

Многоуровневое  планирование целей по системе Франклина

Многие  менеджеры и руководители западных компаний с успехом используют систему

планирования  Бенджамина Франклина. Те, кто применяют эту систему на практике,

отмечают, что она помогает значительно  повысить эффективность работы - как  за счёт

более эффективного управления временем, так  и за счёт планирования самой работы.

В отличие от систем, строящихся на основе учета уже потраченного времени, система

Франклина "направлена вперёд" - она работает с тем, что должно быть сделано.

Глобальная  задача дробится на подзадачи, те - на ещё  более мелкие подзадачи. Визуально

эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды, а процесс её применения -

как процесс строительства этой пирамиды Франклина:

 

 

ПЛАН НАДЕНЬ

 

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН

 

ДОЛГСРОЧНЫЙ ПЛАН (НАГОДЫ)

 

ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ (ЛИЧНАЯ)

 

ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ  ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

Алгоритм  «строительства пирамиды» Франклина Сначала укладывается массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей. Человек определяет свои жизненные ценности (грубо говоря, то, чего он хочет от жизни). Для одного это материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. Для другого - благополучная семья, любящая жена и счастливые дети. Для третьего -слава и высокий социальный статус. Для четвёртого - власть. Для пятого - познание. Этап определения жизненных ценностей является наиболее важным в построении пирамиды -если на этом этапе будет допущена ошибка (например, человек выберет "познание" и "служение людям", хотя на самом деле для него важны в первую очередь "известность" и "высокий социальный статус"), то впоследствии его неизбежно постигнет разочарование. Итак, первым делом надо составить список жизненных ценностей, причём не надо бояться потратить на это слишком много времени - важно хорошо обдумать список. Необходимо убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.

Следующий этап - построение второго этажа  пирамиды, опирающегося на первый. Исходя из составленного списка, человек должен решить, чего он хочет добиться. Например, если кто-то считает, что для него наиболее важны "известность", "власть" и

"высокий социальный  статус", он может решить, что  он хочет стать президентом США. Надо поставить перед собой глобальную цель. Важно убедиться, что выбранная цель действительно отвечает всем жизненным ценностям из составленного на предыдущем этапе списка.

  1. Третий этаж пирамиды опирается на второй. Составляется генеральный план - что, по большому счёту, необходимо, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели. Например, для того, чтобы стать президентом США, надо сперва стать губернатором штата или мэром одного из крупных городов США, надо иметь партийную и/или финансовую поддержку, надо быть известным публике оратором, надо иметь незапятнанную репутацию, надо быть солидным женатым человеком, надо получить высшее образование в престижном учебном заведении и т.п. Так и пишется план. Поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели.
  2. Четвёртый этаж пирамиды - долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план с указанием конкретных целей и конкретных сроков. Весьма важно указать, достижению, какого именно (каких именно) пункта генерального плана способствует достижение данной конкретной цели. Ещё более важно указание конкретного срока. Например, если человек планирует стать президентом и знает, что для этого нужно иметь высшее образование, он может включить в свой пятилетний план следующий пункт: "До конца 20хх года закончить с отличием Гарвардский Университет по специальности 'социология и политология' - это, во-первых, даст мне требуемое высшее образование, и, во-вторых, я смогу завести знакомства с важными для меня людьми". Итак, следует составить план на ближайшие 4-5 лет, задавшись вопросом: "Что я могу сделать в ближайшие годы для достижения целей, намеченных в генеральном плане?" В плане важно указать конкретные цели и конкретные сроки с точностью до нескольких месяцев, а также указать, какому пункту генерального плана отвечает достижение данной цели.
  3. Пятый этаж - краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план. Глядя на долгосрочный план, человек спрашивает себя: "Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы, чтобы достичь той или этой цели?" Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи. Например, если в долгосрочном плане стоит пункт: "Окончить Гарвардский Университет", то в краткосрочный план войдут такие пункты, как "Подать документы в Гарвардский Университет", "Пройти курсы по подготовке к экзаменам" и т.п. Следует составить план на срок от 2-3 недель до 2-3 месяцев и, как и на предыдущем этапе, указать конкретные сроки с точностью до нескольких дней.
  4. Наконец, шестой этаж пирамиды - это план на день. Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана - малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи. Например, задача "Подать документы в Гарвардский Университет" разбивается на такие подзадачи, как "Выяснить, какие документы и кому надо подать", "Оформить необходимые документы", "Отослать документы" и "Убедиться, что документы получены", каждую из которых можно назначить на какой-то определённый день. Обычно план на день не просто составляется за день до того, а складывается из списка различных дел, которые были назначены на этот день в течение нескольких предыдущих недель, зачастую в него также вносятся коррективы в течение дня. Составляя план на день, желательно указать время выполнения для каждой задачи.

 

Личностная  тактика достижения целей. Процедура  составления ежедневного плана  дел по системе Франклина В рамках одного дня в системе Франклина используется следующий прием планирования: все задачи делятся на три категории:

  • первоочередные
  • второстепенные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2. 3. 4.

 

5.

6, 

малозначительные.

Как явствует из названия, первоочередными являются задачи, не терпящие отлагательства - кровь  из носа, но решить! Второстепенными являются задачи, которые также желательно решить как можно быстрее, но не произойдёт ничего страшного, если, в крайнем случае, они будут задержаны на день-два (впрочем, если тянуть с решением второстепенной задачи слишком долго, она может перейти в разряд первоочередных). Наконец, малозначительными считаются задачи, которые надо когда-нибудь решить (хорошо бы, конечно, сегодня), но сроки не поджимают и, если сегодня нет времени/то можно отложить их на завтра, на послезавтра или на начало следующего месяца.

В течение дня человек должен выделять время в порядке приоритетов - сперва заняться первоочередными задачами, когда они будут решены - перейти  к второстепенным, и только если останется время, он может заняться делами малозначительными. Например, на сегодня у Вас запланированы следующие дела: Закончить разработку программы стратегического развития для Вашего клиента. Закончить статью для журнала "Маркетинговые исследования". Поздравить сотрудника Вашей фирмы Петрова с днём рождения. Получить об апрельском семинаре по маркетингу, в котором Вы собираетесь поучаствовать. Забрать куртку из химчистки.

Ответить  на письмо читательницы Кудрявцевой, переданное Вам редактором журнала ''Маркетинг  овые исследования".

 

Первая задача является для Вас первоочередной, т.к. сегодня истекает срок работы над программой и заказчик должен получить её сегодня, максимум - завтра, но не позже 8 часов утра. Первоочередной является также третья задача - человека надо поздравить с днём рождения именно в этот день.

Четвертая и шестая задачи являются второстепенными - необходимо сделать и то, и

друг се в течение  ближайших дней, было бы неплохо  сделать это сегодня, но если Вы будете слишком заняты и не сможете уделить  время этим делам, Вы можете безболезненно отложить их на завтра.

Вторая и пятая  задачи являются для Вас малозначительными, (поскольку до срока сдачи статьи еще далеко, а куртка может полежать в химчистке) - можно откладывать  их без особого ущерба для себя.

 

В результате список, если отсортировать его по степени приоритетности задачи, должен будет принять следующий вид:

  1. Закончить разработку стратегического плана развития.
  2. В перерыве поздравить Петрова с днём рождения.
  3. Если успею, получить информацию об апрельском семинаре по маркетингу.
  4. В свободное время закончить статью по маркетингу.
  5. В свободное время забрать куртку из химчистки.
  6. Если успею, ответить на письмо читательницы Кудрявцевой, переданное Вам редактором журнала "Маркетинговые исследования".

Человек, вдумчиво планирующий свой день, успевает, как  правило, решить все первоочередные задачи, зачастую хватает времени  и на то, чтобы разобраться с второстепенными, а если повезёт, то и на малозначительные задачи остаётся время. Если задача не решена в течение дня, она переносится в план на следующий день. Если же какое-то дело кочует с одной страницы ежедневника на другую, так и оставаясь неоконченным - хорошенько подумайте, нужно ли вообще заниматься этим делом? Если нужно - уверены ли Вы, что правильно определили его приоритет?

 

Специальные формы  для ведения записей

Для этого используют специальные дневники, позволяющие облегчить использование  системы Франклина.

Первые (либо последние) страницы дневника отведены под список жизненных ценностей (1-й этаж пирамиды), описание глобальной цели (2-й этаж) и таблицу для записи генерального плана (3-й этаж).

В начале дневника несколько соответствующим  образом размеченных страниц, выделенных под список целей на год (фактически, долгосрочный план - 4-й этаж). В начале каждого месяца и/или каждой недели одна страница выделена под таблицу задач на этот период (краткосрочный план - 5-й этаж).

Наконец, для каждого дня отводится  своя страница с таблицей для списка задач на день (6-й этаж). Причём, в  таблице предусмотрены столбцы для обозначения приоритета задач (рекомендуется обозначать первоочередные задачи буквой "А", второстепенные - буквой "В" и маловажные - буквой "С") и для отметки, указывающей статус задачи. Эти столбцы следует заполнять по ходу работы и, обязательно, проверять в конце дня. Завершённые дела рекомендуют отмечать буквой "V". Отменённые, - по той или иной причине, - буквой "X" (желательно также вписать причину, по которой задача была отменена). Для отложенных дел запись копируется в план другого дня (чаще всего - следующего), а в графе "Статус" за текущий день рисуется стрелка и вписывается дата, в план дня которой внесено эта задача.

 

Приоритет

Статус

Описание задачи

1

1

А

V

Закончить разработку стратегического плана

2

С

->20.03.2001

Закончить статью "Исследование рынка"

3

А

V

Поздравить  Петрова с днем рождения

4

В

V

Уточнить  информацию об апрельском семинаре

5

С

X (жена забрала)

Забрать куртку из химчистки

6

в

->20.03.2001

Ответить  на письмо Кудрявцевой


Пример  страницы дневника планирования работ по методу Франклина.

 

Что делать, если мои планы меняются по ходу дня? Как Вы понимаете, все эти планы отнюдь не являются чем-то неизменным. Например, план на день, скорее всего будет изменен Вами в течение дня. В этом нет ничего страшного, наоборот, рекомендуется регулярно пересматривать Ваши планы.

ПОЛЕЗНЫЕ  СОВЕТЫ

КРА ТКОСРОЧНЫЕ ПЛАНЫ РЕКОМЕНДУЕТСЯ  ПЕРЕСМАТРИВАТЬ КАЖДЫЕ ОДНУ-ДВЕ НЕДЕЛИ.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ  ПЛАНЫ ДОЛЖНЫ ПРОВЕРЯТЬСЯ (А ПРИ  НЕОБХОДИМОСТИ -КОРРЕКТИРОВАТЬСЯ) НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТЫРЕ-ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН СЛЕДУЕТ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ РАЗ  В ГОД ТОГДА ЖЕ СТОИТ КРИТИЧЕСКИ ВЗГЛЯНУТЬ И НА ПОСТАВЛЕННУЮ ВАМИ ГЛОБАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ (ПРИВЛЕКАЕТ ЛИ ОНА  ВАС ПО-ПРЕЖНЕМУ? НЕ ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ВНЕСТИ КАКИЕ-ТО КОРРЕКТИВЫ? И ДАЖЕ ПОПЫТА ТЬСЯ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ЗАПИСАННЫЕ ВАМИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.

 

Способы совмещения целей организации с личными  целями

Миссия  организации Цели организации Ценности организации 

Собственная миссия Мои глобальные/ долгосрочные цели Мои ведущие ценности

 

•   Итоги анализа. Выводы для своего позиционирования в организации:

стратегический  партнер -   приверженец попутчик пассажир

случайный посетитель

 

Тема 3. Поведение  и деятельность.

Поведение как ситуативный подход. Реакция на "вводные". Вечно ведомый. Борьба с "текучкой". Тактики поведения.

Анализ  результативности и стратегичности текущих дел. Замер соотношения поведения и

деятельности.

 

Насколько мое поведение приблизило достижение моих целей?

 

 

Деятельность как стратегия. Виды деятельности:

  • профессиональная
  • личностная
  • индивидуальная

Информация о работе Самоменеджмент: личностное целеполагание и саморефлексия