Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:09, курсовая работа
В настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. Будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Руководитель играет важную роль в развитии и функционировании организации.
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты исследования роли руководителя в
управлении организацией.
1.1 Роль руководителя в организации………………………………….5
1.2 Основные функции управления руководителя в организации……5
1.3 Развитие карьеры руководителя……………………………………..8
Глава II. Исследование деятельности руководителя и его роли на
примере предприятия ООО «Портал Строй».
2.1 Характеристика предприятия……………………………………….10
2.2 Анализ деятельности руководителя в управлении персоналом на
примере ООО «Портал Строй»………………………………………….13
Глава III. Разработка рекомендаций по совершенствованию
деятельности руководителя на предприятии ООО «Портал Строй»
3.1 Управление персоналом, профессиональная компетенция и
роль руководителя на предприятии ООО «Портал строй…………..16
3.2 Основные требования, предъявляемые к руководителю на
предприятии ООО «Портал Строй»………………………………….21
Заключение…………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………25
Производственно-технический
отдел – обеспечение поточной
организации работ, ритмичности
и повышения эффективности
В организации определены следующие функции кадровых служб:
Административная деятельность.
Применение на практике основных законодательных
положений в области
Трудоустройство. Прием на работу, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, вопросы перевода на другую работу внутри предприятия, выдвижение на более высокие должности, увольнение.
Подготовка, переподготовка,
повышение квалификации кадров. Сюда
относятся все вопросы, связанные
с выявление потенциальных
Материальное вознаграждение. Аттестация рабочих мест и должностей, структура заработной платы с учетом социальных льгот, изучение рынка труда, разработка отдельных статей коллективного договора.
Социальные вопросы. Контакты с профсоюзными организациями, содействие проведению общественных мероприятий, анализ и выявление причин социальной напряженности.
При организации материального стимулирования труда работников предприятия учитываются следующие факторы:
- уровень оплаты труда на аналогичных работах других предприятий;
- система оплаты труда на аналогичных работах других предприятий;
- уровень квалификации
на работах, связанных с
- фактор времени выполнения заказа;
- фактор бесперебойной
работы оборудования и техники,
2.2 Анализ деятельности руководителя в управлении персоналом на
примере ООО «Портал Строй»
При ведении кадровой политики ООО «Портал Строй» приоритеты отдаются интересам производства, интересы работника почти не учитываются. В первичных трудовых коллективах помимо руководителя на поведение работников влияет лидер. 5
Наибольшей эффективности работы и сплоченности достигают те коллективы, где руководитель одновременно является лидером. В этом случае он может воздействовать на коллектив не только административными мерами, но и использовать социально-психологические санкции. Однако сочетания в одном лице руководителя и лидера не всегда удается достичь.
Специалисты по экономике и социологии труда, изучая социально-психологическую структуру коллектива, должны выявить лидеров, чтобы опираться на них при организации коллективной деятельности. Воздействовать на коллектив следует, прежде всего, через лидеров. Однако руководители, по каким-либо признакам не соответствующие занимаемой должности, боятся появления в коллективах лидеров, считая их своими соперниками. Противопоставление и скрытое противоборство руководителя и лидера может привести к конфликтам в коллективе.
На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, менеджер определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов.
Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. В основе этого процесса в фирме ООО «Портал Строй» лежит подготовка должностной инструкции, то есть документа, описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место.
Для облегчения подбора кандидатов создана квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности. Карта подготавливается начальником подразделения и работниками службы управления персоналом на основе должностной инструкции и представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранных языков, владение компьютером, умение рисовать), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. Использование квалификационной карты дает возможность структурированной оценке кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между собой.
Определив требования к кандидату, менеджер приступает к привлечению кандидатов, используя несколько методов:
Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда, сначала пробуют искать среди своих сотрудников, размещая объявления о вакантном месте на стендах фирмы, обращаясь к начальникам подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками.
Объявления в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов размещает объявления в специализированных газетах и рубриках. Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. А недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.
Подбор кандидатов является
основой для следующего этапа
– отбора будущих сотрудников
организации, который начинается с
анализа списка кандидатов с точки
зрения их соответствия требованиям
организации к будущим
Задача первичного отбора
состоит в определении
Глава III. Разработка рекомендаций по совершенствованию
деятельности руководителя на предприятии ООО «Портал Строй»
3.1 Управление персоналом, профессиональная компетенция и
роль руководителя на предприятии ООО «Портал строй»
Менеджер – это наемный управляющий специалист по управлению. Он организует работу на фирме, руководит производством, деятельностью ее сотрудников, менеджер входит в средний и высший состав руководства фирмы. 7
Для совершенствования кадровой политики ООО «Портал Строй», а именно набора и отбора, менеджеру можно предложить более обширно применять всё многообразие методов применяемых при наборе и отборе кадров. Можно расширить уже использующиеся, и применить новые методы такие как:
Совмещение профессий. В
этих случаях целесообразно
Совмещая профессию, работник
может помочь своей организации
сэкономить средства, связанные с
невыполнением необходимой
Центры занятости. Многие фирмы и компании используют местные центры занятости в качестве источника для найма людей. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал (для простой, рутинной работы, возможно, требующей неполной занятости).
Агентства по найму (кадровые агентства). Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критериев поиска и отбора.
Самостоятельный поиск через средства массовой информации. Многие серьезные фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае очень важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.
У менеджеров особый предмет
труда – информация, работая с
которой они принимают решения,
необходимые для изменения
Важным фактором повышения
результативности менеджмента является
разделение труда менеджеров, т.е. специализация
управленческих работников на выполнении
определенных видов деятельности (функций),
разграничение их полномочий, прав
и сфер ответственности. Соответственно
этому в организациях выделяют следующие
виды разделения труда профессиональных
управляющих: функциональное, структурное,
технологическое, профессионально-
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые общие функции менеджмента. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д. Наряду с этим функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. 8
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления – низового (первого, или менеджмента передовой линии), среднего и высшего.
К низовому уровню относятся
менеджеры, имеющие в своем подчинении
работников преимущественно
Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее производственно-хозяйственными комплексами.
Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от двух на малых предприятиях до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это – горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.
Чтобы соответствовать огромному количеству требований, которые предъявляются к менеджерам, им приходится брать на себя сложные, многоцелевые роли. Роль вообще – это организованный комплекс моделей поведения. Информационные роли объединяют всю менеджерскую деятельность. Три межличностные роли, прежде всего, связаны с межличностными отношениями. В роли номинального руководителя менеджер представляет организацию с формальной точки зрения. Топ-менеджер и юридически и неофициально представляет компанию. Линейный руководитель представляет рабочую группу для начальства, а топ-менеджент – для рабочей группы. Топ-менеджер использует роль «связного», чтобы получать небольшие услуги и информацию, тогда как линейный менеджер использует их, чтобы управлять потоком текущей работы. Роль лидера определяет отношения между менеджером и сотрудниками.
Прямые отношения с
людьми в межличностных ролях
ставят менеджера в уникальную позицию,
которая дает возможность получать
информацию. Таким образом, три информационные
роли, также, характеризуются
3.2 Основные требования, предъявляемые к руководителю на
предприятии ООО «Портал Строй»
К руководителю предъявляются различные требования. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена – устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена – постановкой общих целей. Требования можно разделить на 6 основных блоков:9
1. Знание специальности:
знание технологии
2. Личные качества: умение быть в форме; выносливость в состоянии неопределенности и стресса; выдержка в любой конфликтной ситуации; коммуникативность; умение слушать; интуиция; приспособляемость к ситуации; уверенность в себе; стремление к успеху и готовность работать для этого;
3. Личные способности: умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма); умение распределять обязанности и давать четкие указания; умение стимулировать и мотивировать работников;
4. Интеллектуальные способности:
ум и рассудительность; творческий
потенциал; умение принять
5. Рабочие приемы: рациональность
и системность в работе; умение
максимально концентрироваться;
Важной проблемой является
отбор и аттестация руководящих
кадров. Задачи изучения свойств личности
руководителей, их психологической
пригодности к выполнению сложных
функций управления людьми приобретают
особую значимость в современных
условиях выделения социальной теории
управления (менеджмента) как особой
прикладной области психологии. Наиболее
обоснованные пути оценки личности руководителя
состоят в использовании
Информация о работе Роль личности руководителя в формировании эффективной организации