Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа
Возможные направления совершенствования организационной структуры управления выявляются в результате ее системного анализа. Полноценное функционирование любого предприятия невозможно без внесения корректив, рационализации, разработки усовершенствованного проекта структуры управления.
Цель курсовой работы – изучить принципы рационализации организационных структур.
Введение
1. Рационализация организационных систем
1.1 Рационализация, её принципы и правила постоянного совершенствования организации
1.2 Теория систем, основные её понятия и характеристики
1.3 Организационная система, её основные элементы и типы
3) Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.
4) Вход — Преобразование — Выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода». При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
5) Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни:
- Возникновение, становление, функционирование, кризис, крах
6) Системообразующий элемент - элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.
1.3 Организационная система, её основные элементы и типы.
Любая организация рассматривается
как организационно-
1. Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.
2. Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).
3. Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.
4. Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).
5. Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают организацию.
Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил. Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.
Организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.
Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:
- производство
- маркетинг и сбыт
- финансы
- информация
- персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:
Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.
Цели и задачи. Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация - инструмент для достижения целей.
Организационная структура. Структура - это способ объединения элементов системы. Организационная структура - есть способ соединения различных частей организации в определённую целостность (основными видами организационной структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т. д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.
Специализация и разделение труда. Это тоже объект управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.
Организационная власть - это
право, способность (знания + навыки) и
готовность (воля) руководителя проводить
свою линию при подготовке, принятии и
реализации управленческих решений. Каждый
из этих компонентов необходим для реализации
власти. Власть - есть взаимодействие.
Функцию координации и интеграции деятельности
людей бессильный и неэффективный менеджер
организовать не может. Организационная
власть - не только субъект, но и объект
управления.
Организационная культура-
присущая организации система традиций,
верований, ценностей, символов, ритуалов,
мифов, норм общения между людьми. Организационная
культура придаёт организации индивидуальность,
собственное лицо. Что немаловажно, она
объединяет людей, создаёт организационную
целостность.
Организационные границы - это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит вовремя их очерчивать.
Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:
Закрытая организационная система - это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.
Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.
Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.
2. ФГУП «Почта России», общая характеристика
Федеральное государственное унитарное
предприятие ФГУП «Почта России»
создано распоряжением
На базе разрозненных управлений почтовой
связи создана сеть филиалов ФГУП
«Почта России», внедрена принципиально
новая система управления региональными
структурами почтовой связи на основе
единых учетных принципов
Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – около 380 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и 113 млн. ед. денежных переводов.
Всего Почта предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т.д.
В результате проведенных структурных
изменений предприятие стало
привлекательным как для
Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. С 2005 года на предприятии реализуется проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. В настоящее время уже почти половина всех филиалов Почты России получили сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых (письменная корреспонденция, посылки, экспресс-почта) и финансовых (почтовые переводы, доставка пенсий, прием платежей) услуг.
2.1 Историческая справка.
28 июня 2002 года Правительство России одобрило Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. В соответствии с Концепцией было предложено объединить все существующие организации федеральной почтовой связи и создать федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России», основанное на праве хозяйственного ведения, с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства.
ФГУП «Почта России» было создано
распоряжением Правительства
Формирование предприятия и
реструктуризация почтовой сети происходили
в несколько этапов. В 2004 году к
«Почте России» были присоединены существовавшие
унитарные предприятия почтовой
отрасли — Международный
Последней (в 2009 году) к «Почте России» была присоединена почтовая служба Татарстана — «Татарстан почтасы». Причем этому предшествовали попытки руководства Татарстана приватизировать республиканскую почту и даже беспрецедентное существование на территории Татарстана двух почтовых предприятий одновременно — «Татарстан почтасы» и филиала «Почты России».
2.2 Структура ФГУП «Почта России».
В структуру ФГУП «Почта России» входят:
- центральный аппарат управления, состоящий из 22 подразделений (дирекции, департаменты, секретариат);
- 87 филиалов;
- 41 901 отделение почтовой связи.
Филиалы предприятия подразделяются на 82 территориальных управления федеральной почтовой связи (УФПС) и 5 специализированных, в число которых входят:
- Главный центр магистральных перевозок почты — филиал ФГУП «Почта России»;
- EMS Почта России;
- Автоматизированные сортировочные центры — филиал ФГУП «Почта России»];
- Центры гибридной почты — филиал ФГУП «Почта России»;
- Russian Post — филиал ФГУП «Почта России» в Берлине.
В состав филиалов входят обособленные структурные подразделения, в том числе почтамты, отделения перевозки почты, магистральные и региональные сортировочные центры.
2.3 Деятельность ФГУП «Почта России», её показатели.
«Почта России» осуществляет следующие виды деятельности согласно своему уставу:
- все виды услуг почтовой связи — действия по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов (под брендом «КиберДеньги»);
- универсальные услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории России, по тарифам, регулируемым государством;
- услуги международной почтовой связи, а также обмен международными почтовыми отправлениями между иностранными почтовыми операторами (иностранными почтовыми администрациями);
- услуги по хранению почтовых отправлений, грузов и товаров, а также складские услуги;
- услуги гибридной почты;
- услуги по распространению рекламы на почтовых отправлениях и других видах продукции;
- транспортно-экспедиционные услуги;
- финансовые услуги посредством договорных отношений с финансовыми учреждениями в области реализации их услуг через сеть отделений почтовой связи («Почта России» сотрудничает со Связь-Банком, Ситибанком, Райффайзенбанком, платежной системой «Яндекс.Деньги» и другими финансовыми организациями);
- услуги по доставке и выдаче пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, прием жилищно-коммунальных и прочих платежей;
- услуги по подписке, доставке и распространению периодических печатных изданий;