Расчет и анализ взаимосвязи макроэкономических показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы заключается в том, чтобы рассчитать и проанализировать взаимосвязи макроэкономических показателей и рассмотреть условие достижения экономического равновесия.
Задачи работы:
рассчитать макроэкономические показатели и определить взаимосвязь между ними;
проанализировать макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирование на товарном рынке;
проанализировать совместное макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике..docx

— 132.37 Кб (Скачать файл)

I = Ip + Iun,                                                                 (2.6)

 

где Ip – планируемые расходы;

Iun – непредвиденные инвестиции запаса.

Соответственно, планируемые расходы рассчитываются по формуле:

 

Ер = С + Ip,                                                                (2.7)

 

Так как фактические расходы равны планируемым только тогда, когда непредвиденные запасы отсутствуют, то равновесие товарного рынка наступает, если Е = Ер и, соответственно, Ер = Y. Значит Y = Е = Ер и S = Iр .

Графически равновесие можно представить следующим образом, это так называемая модель Кейнсианского креста (рисунок 2.1):

 

Рисунок 2.1 - Равновесие на товарном рынке

 

 Точка А – это точка  макроэкономического равновесия. В этой точке:

1) Ер = Y;

2) Ep = E;

3) S = I;

4) S = Ip .

 В точке В  Ер < Y, т.е. Ер< E. Исходя из этого получаем, что  Iр< S. Таким образом, инъекции меньше изъятий и фирмы в таком случае будут увеличивать запасы.

В точке С Ер > Y, т.е. Ер> E. Следовательно, что Iр< S. Таким образом, инъекции больше изъятий и фирмы будут сокращать запасы.

Таким образом, механизмом, обеспечивающим восстановление равновесия на товарном рынке, является изменение (накопление или сокращение) запасов.

В экономике могут наблюдаться рецессионый и инфляционный разрывы.

Рецессионный разрыв – это величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Этот вид разрыва представлен на рисунке 2.2:

 

 

Рисунок 2.2 - Рецессионный разрыв

 

Инфляционный разрыв – это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Этот вид разрыва представлен на рисунке 2.3:

Рисунок 2.3 - Инфляционный разрыв

 

Эффект мультипликатора

Мультипликатор – это коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится совокупный доход или выпуск при изменении совокупных расходов на единицу.

Мультипликатор автономных расходов (mG) находится по формуле:

 

m = 1/ (1 – MPC),                                                   (2.8)

где МРС – это предельная склонность к потреблению.

Это коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится потребление, при изменении дохода на единицу.

Если известна ставка налогообложения (t), то мультипликатор имеет вид:

 

mG =                                                         (2.9)

 

Еще существуют:

Мультипликатор трансфертов (mTR), который рассчитывается по формуле:

 

mTR =                                                            (2.10)

 

Если известна ставка налогообложения (t), то мультипликатор принимает вид:

 

mTR =                                                    (2.11)

                                           

Мультипликатор налогов (mT), который рассчитывается по формуле:

 

mT =                                                         (2.12)

 

Если известна ставка налогообложения (t), то мультипликатор принимает вид:

 

mT =                                                 (2.13)

 

Знак « – » говорит об обратном действии налогов на расходы.

MPC говорит о косвенном влиянии налогов на доход, в отличии от государственных закупок.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Условие:

Экономику страны характеризуют следующие данные:

Таблица 2.1 - Макроэкономические показатели для расчёта ВВП

Показатели

млрд. руб.

1

2

Автономное потребление (Са)

125

Предельная склонность к потреблению (МРС)

0,6

Автономные инвестиции (Ia)

100

Государственные закупки товаров и услуг (G)

50

Автономные налоги (Ta)

60

Продолжение таблицы 2.1

1

2

Ставка пропорционального налога (t)

0,1

Трансферты (TR)

10


 

 

Задание:

  1. Определите равновесный уровень дохода;

  1. Используя данные раздела 1, определите, совпадает ли потенциальный уровень ВВП с равновесным. Если нет, то определите характер разрыва в экономике и найдите его величину. Покажите ситуацию графически;

  1. Определите равновесные величины потребления и сбережений домашних хозяйств;

  1. Предположим, что в связи с усилением экономической нестабильности, предельная склонность к сбережению домохозяйств увеличивается на 10%. Как это повлияет на равновесный ВВП и что произойдёт с кривой планируемых расходов? Покажите ситуацию графически.

Решение (данные из таблицы 2.1):

1. Равновесный уровень  дохода найдем по формуле (2.4):

Y = Ca + MPC(Y – Ta – t*Y +TR) + I + G = 125+0,6∙(Y-60-0,1*Y+10)+100+50;

Y = 532,61 (млрд. руб.);

Мы знаем, что потенциальный ВВП равен Y* = 421,84 (млрд. руб.).

2. Сравнивая полученный равновесный уровень ВВП и потенциальный, можно сделать вывод, что в экономике наблюдается инфляционный разрыв (Y > Y*). Разницу между равновесным и потенциальным ВВП можно высчитать по формуле:

 

                                             ∆ Y = Y* - Y                                                          (2.16)

 

∆ Y = 421,84 – 532,61 = -110,77 (млрд. руб.) – инфляционный разрыв доходов;

Величину инфляционного разрыва расходов определим по формуле:

 

                                          ∆Y = m * ∆Ep                                                         (2.17)

 

Из формул (2.17) и (2.9) найдем ∆Ep  = ∆Y / m:

∆Ep  = -110,77/( 1/(1-0.6(1-0,1))) = – 51,05 (млрд. руб.);

Ep1 = 125 + 0,6(0 – 60 – 0 + 10) + 100 + 50 = 265 (млрд. руб.);

Ep2 =   265 – 51,05 = 213,95 (млрд. руб.).

Это означает то, что кривая планируемых расходов сместится на величину ∆Ep , чтобы возвратиться к Y*. На графике это будет выглядеть следующим образом:

 

 

Рисунок 2.5 – Инфляционный разрыв

 

3. Равновесную величину потребления найдём по формулам 2.2 и 2.3:

С = 125 + 0,6(532,61  – 60 – 0,1*532,61  + 10) = 382,61 (млрд. руб.).

Равновесную величину сбережения найдём, исходя из формулы:

S = Y - C;

S =  532,61 – 382,61= 150 (млрд. руб.).

4.Найдем МРS –  предельную склонность к сбережению,  исходя из МРС:

МРS = 1 – MPC = 1 – 0,6 = 0,4 (потому что МРС + MPS = 1).

Так как MPS увеличилась на 10%, то получим:

MPS = 0,5, тогда МРС = 1 – 0,5 = 0,5.

По формуле 2.4 найдём новый равновесный уровень дохода:

Y1 = 125 + 0.5(Y  – 60 – 0.1*Y  + 10) + 100 + 50; Y1 = 454,55 (млрд. руб.).

∆ Y1 = 421,84– 454.55 = – 32.71 (млрд. руб.);

∆Ep  = – 32,71 /( 1/(1-0.6(1-0,1))) = – 15,074 (млрд. руб.)

Ep1 = 125 + 0,5(0 – 60 – 0 + 10) + 100 + 50 = 250 (млрд. руб.);

Ep2 =   250 – 15,074  = 234,93 (млрд. руб.).

Мы видим, что при увеличении MPS доходы снизились.

Изобразим это изменение графически, с учётом нового угла наклона (рис. 2.6).

Рисунок 2.6 – Изменение уровня равновесного ВВП

 

 

2.2 Макроэкономическая политика  и её влияние на равновесие  товарного рынка

 

Одним из основных инструментов государственного макроэкономического регулирования является фискальная политика -  совокупность мер, предпринимаемых государственными органами по изменению расходов и величины налогообложения.

Основные инструменты:

  • Налоги;

  • Государственные закупки;

  • Трансферты.

Виды фискальной политики:

1. Дискреционная фискальная политика  представляет собой целенаправленное  изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного  бюджета в результате специальных  решений правительства, направленных  на изменение уровня занятости, объёма производства и темпов  инфляции.

а) сдерживающая бюджетно-налоговая политика  имеет своей целью  ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

б) стимулирующая бюджетно-налоговая политика, которая в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодолении циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

2. Недискреционная фискальная политика  – автоматическое изменение государственных  расходов и налоговых поступлений, а также сальдо государственного  бюджета, в результате циклических  колебаний совокупного дохода.

Эта фискальная политика связана с действием встроенных стабилизаторов.

К встроенным стабилизаторам  относятся:

1) подоходный налог (включает в  себя налог на доходы домашних  хозяйств и налог на прибыль  предприятий);

2) косвенные налоги (НДС); 3) пособие по безработице.

 

сальдо = Д – Р,                                               (2.18)

 

где Д – это доходы (на 90% состоят из налогов).

Р – это расходы (состоят из государственных закупок и трансфертов).

Виды состояний государственного бюджета:

1. Если Д > Р, то сальдо > 0 – имеется бюджетный профицит (избыток).

2. Если Д = Р, то сальдо = 0 – бюджет  сбалансирован.

3. Если Д < Р, то сальдо < 0 –  имеется бюджетный дефицит.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание:

1. как правительство должно изменить  величину своих расходов для  достижения потенциального уровня  ВВП. Обоснуйте правительственную  политику и ответьте на вопросы:

а) что произойдёт с кривой планируемых расходов (покажите графически)?

б) какова величина мультипликатора государственных расходов?

в) как изменится сальдо государственного бюджета?

2. как должно изменить налоговые  поступления для достижения потенциального  ВВП. Обоснуйте правительственную  политику и ответьте на вопросы:

а) что произойдёт с кривой планируемых расходов (покажите графически)?

б) какова величина мультипликатора налогов?

в) как изменится сальдо государственного бюджета?

3. как должно изменить трансферты  для достижения потенциального  ВВП. Обоснуйте правительственную  политику и ответьте на вопросы:

а) что произойдёт с кривой планируемых расходов (покажите графически)?

б) какова величина мультипликатора трансфертов?

в) как изменится сальдо государственного бюджета?

Какая из фискальных мер наиболее эффективна?

Решение:

Так как в экономике, судя по расчетам, наблюдается инфляционный разрыв, то необходимо применять сдерживающую фискальную политику, которая подразумевает:

1. снижение государственных закупок на величину ∆G для достижения потенциального уровня ВВП. Получить ∆G можно из следующей формулы:

 

∆Y = mG*∆G,                                                   (2.19)

где mG найдём по формуле (2.9) и получим mG =  1/(1-0.6(1-0,1))= 2,17

∆G = -110,77 /2,17 = -51,05 (млрд. руб.).

       Таким образом, правительство, для достижения потенциального уровня ВВП, должно уменьшить государственные расходы на 51,05 (млрд. руб.).

 

а) так как государственные закупки снижаются, то кривая планируемых расходов сместится вверх на величину ∆G. Изобразим это графически:

Рисунок 2.7 – Кривая планируемых расходов при повышении государственных закупок

 

б) mG = 2,17 (расчеты приведены выше).

в) рассчитаем сальдо госбюджета до и после вмешательства государства по формуле (2.18) при изменении государственных закупок:

  • до вмешательства:

Д = Тa + t*Y = 60 + 0,1 * 532,61 = 113,26 (млрд. руб.);

Р = G + TR = 50 + 10 = 60 (млрд. руб.);

сальдо 0 = 113,26 – 60 = 53,26 (млрд. руб.) – имеет место профицит государственного бюджета, его величина составляет 53,26 (млрд. руб.)

  • после вмешательства:

Д = Тa + t*Y* = 60 + 0,1 * 421,84 = 102,18 (млрд. руб.);

Р = G + ∆G + TR = 50 -51,05  + 10 = 8,95 (млрд. руб.);

сальдо 1 = 102,18 – 8,95 = 93,23 (млрд. руб.) – профицит.

Таким образом, имеет место профицит государственного бюджета, его величина составляет 93,23 (млрд. руб.)

2. изменение налоговых поступлений ∆Т найдём, исходя из формулы:

 

∆Y = mT*∆Т                                                    (2.20)

 

∆Т = -110,77/(-0,6/(1-0,6(1-0,1))) = 85,21 (млрд. руб.).

          Таким образом, правительство, для  достижения потенциального уровня  ВВП, должно увеличить налоги  на 85,21 (млрд. руб.).

а) так как налоги уменьшаются, то кривая планируемых расходов сместится вверх. Изобразим это изменение на графике (рисунок 2.8):

 

Рисунок 2.8 – Кривая планируемых расходов при увеличении налогов

 

б) mT нашли по формуле 2.13 и получили mT = -0,6/(1-0,6(1-0,1)) = -1,30

Информация о работе Расчет и анализ взаимосвязи макроэкономических показателей