Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 18:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере Гомельского райпо и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия....................................................................................................6
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………6
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…...13
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………18
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………………25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…..31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия……………………………………………………………………38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………….…43
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности……………………………………………….43
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия………………………….46
Заключение………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………...……
изменение тенденции спроса;
сбои в поставках материалов;
изменение налогового законодательства;
нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств.
Гомельское райпо включает три филиала: Улуковский филиал, Гомельский филиал и Терюхский филиал (Дислокация Гомельского райпо).
Для определения наиболее конкурентоспособного филиала Гомельского райпо, проведем их сравнительную характеристику (Таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Оценка конкурентоспособности филиалов Гомельского райпо за 2009г.
Магазины | Показатели |
|
| ||
Площадь магазинов, м.кв.
| Торговая площадь магазина на самообслу-живание м.кв. | Магазины самообслуживания, кол.
| Без обеден-ного перерыва, кол. | Без выходных, кол. | |
1. Продтовары |
|
|
|
|
|
Улуковский филиал | 587,4 | 540,8 | 6 |
|
|
6 | 6 | ||||
Гомельский филиал | 695,3 | 283,7 | 3 |
|
|
2 | 7 | ||||
Терюхский филиал | 596 | 596 | 7 |
|
|
5 |
7 | ||||
2. Промтовары |
|
|
|
|
|
Улуковский филиал | 410,6 | 410,6 | 7 |
0 |
0 |
Гомельский филиал | 698,6 | 698,6 | 8 |
0 |
0 |
Терюхский филиал | 955,3 | 919,3 | 8 |
0 |
0
|
3. ТПС крупные |
|
|
|
|
|
Улуковский филиал | 1361,5 | 595,9 | 6 |
10 |
10 |
Гомельский филиал | 1788,3 | 749,6 | 9 |
1 |
14 |
Терюхский филиал | 1161,1 | 539 | 6 |
6 |
13 |
4. ТПС мелкие |
|
|
|
|
|
Улуковский филиал | 157,5 | 0 | 0 |
0 |
0 |
Гомельский филиал | 193,4 | 0 | 0 |
1 |
1 |
Терюхский филиал | 1146,1 | 0 | 0 |
11 |
0 |
5. Всего по филиалам |
|
|
|
|
|
Улуковский филиал | 2517 | 1547,3 | 19 |
16 |
21 |
Гомельский филиал | 3504,8 | 1861,1 | 21 |
4 |
22 |
Терюхский филиал | 3858,6 | 2054,3 | 21 |
22 |
22 |
Исходя из данных таблицы 2.6, можно сделать вывод о том, что наибольшими конкурентными преимуществами обладает Терюхский филиал, т.к. его площадь магазинов, торговая площадь магазинов на самообслуживание, а также количество магазинов, работающих без обеденного перерыва и без выходных, преобладают над этими же показателями Гомельского и Улуковского филиалов. Это значит, что у магазинов Терюхского филиала есть возможность продать больше товаров и получить большую прибыль.
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности
Критериями оценки эффективного управления в организации является множественность показателей, характеризующих результативность операционных систем или подсистем.
Для оценки эффективности проведем анализ структуры расходов Гомельского райпо.
Таблица 3.1 - Динамика, состав и структура расходов Гомельского райпо за 2007-2009 гг.
Показатели | Годы | Темп роста (%) или отклонение (+,-) | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2009 к 2007 | 2009 к 2008 | |
1. Материальные затраты, млн. р., в том числе: |
|
|
|
|
|
1.1.Транспортные расходы | 644 | 837 | 938 | 146 | 112 |
удельный вес,% | 35,4 | 38,2 | 32,9 | -2,5 | -5,3 |
1.2.Расходы на аренду и содержание зданий, оборудования и др. | 651 | 790 | 1136 | 175 | 144 |
удельный вес,% | 35,8 | 36 | 39,8 | 4 | 3,8 |
1.3. Нормируемые потери товаров | 33 | 40 | 47 | 142 | 118 |
удельный вес,% | 1,8 | 1,8 | 1,6 | -0,2 | -0,2 |
1.4.Расходы на ремонт основных средств | 474 | 513 | 689 | 145 | 134 |
удельный вес,% | 26,1 | 23,4 | 24,2 | -1,9 | 0,8 |
Итого материальных затрат | 1818 | 2193 | 2853 | 157 | 130 |
2. Нематериальные затраты, млн. р., в том числе: |
|
|
|
|
|
2.1.Расходы на оплату труда | 2492 | 3358 | 3673 | 147 | 109 |
удельный вес,% | 50 | 48,6 | 47,9 | -2,1 | -0,7 |
2.2.Амортизация основных средств и нематериальных активов | 350 | 484 | 625 | 179 | 129 |
удельный вес,% | 6,7 | 7 | 8,1 | 1,4 | 1,1 |
2.3.Отчисления в ФСЗН | 892 | 1194 | 1282 | 144 | 107 |
удельный вес,% | 17,2 | 17,3 | 16,7 | -0,5 | -0,6 |
2.4.Расходы на оплату страховых взносов | 10 | 11 | 10 | 100 | 101 |
удельный вес,% | 0,2 | 0,2 | 1,4 | 1,2 | 1,2 |
2.5.Инновационный фонд | 136 | 202 | 258 | 188 | 128 |
удельный вес,% | 2,6 | 2,9 | 3,4 | 0,8 | 0,5 |
2.6.Отчисления на подготовку и переподготовку кадров | 130 | 139 | 230 | 177 | 165 |
удельный вес, % | 2,5 | 2 | 2,5 | 0 | 0,5 |
2.7.Платежи за землю | 7 | 10 | 8 | 114 | 80 |
удельный вес, % | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0 |
2.8. Прочие расходы, млн.р. | 1314 | 1660 | 1720 | 131 | 104 |
Удельный вес, % | 25,3 | 24 | 22,4 | -2,9 | -1,6 |
Итого нематериальных расходов и прочих затрат, млн.р. | 5194 | 6909 | 7671 | 148 | 111 |
3.Всего расходов на реализацию | 7012 | 9102 | 10524 | 150 | 116 |
в % к товарообороту | 16,1 | 16 | 16,6 | 0,5 | 0,6 |
Розничный товарооборот | 43574 | 56922 | 63409 | 146 | 114 |
Проанализировав таблицу, мы видим, что уровень расходов на реализацию в процентах к розничному товарообороту составил:
- в 2007 году - 16,1%,
- в 2008 году - 16%,
- в 2009 году – 16,6%.
В структуре материальных расходов наибольший удельный вес занимает:
- в 2007 году – расходы на аренду - 35,8%,
- в 2008 году - транспортные расходы – 38,2%,
- в 2009 году - расходы на аренду – 39,8%;.
В структуре нематериальных затрат наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда:
- в 2007 году - 50% ,
- в 2008 году - 48,6%,
- в 2009 году - 47,9%.
Также из таблицы видно, что произошло увеличение суммы отчислений на подготовку и переподготовку кадров в 2009г. на 77% по сравнению с 2007г. и на 65% по сравнению с 2008г. Это свидетельствует о заинтересованности райпо в подготовке высококвалифицированных кадров, что позволит усовершенствовать работу райпо и внедрить более перспективные методы осуществления своей деятельности.
Амортизация основных средств и нематериальных активов увеличилась в 2009г. по сравнению с 2007г. на 79%.
В целом, осуществление хозяйственной деятельности Гомельского райпо можно охарактеризовать положительно, так на протяжении анализируемых лет была получена прибыль.
3.2. Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности Гомельского райпо.
Не смотря на то, что за анализируемый период объем розничного товарооборота Гомельского райпо имел тенденцию к увеличению, чистая прибыль уменьшилась, что говорит о том, что необходимо увеличить доходы, в частности внереализационные, т.к. в 2007 и 2008 гг. внереализационные расходы превысили доходы, вследствие чего Гомельское райпо понесло убытки. Увеличить доходы можно посредством увеличения объема продаж.
Также необходимо уменьшить расходы, себестоимость продукции и издержки производства.
Для повышения конкурентоспособности Гомельского райпо необходимо провести следующие мероприятия:
- увеличить объем продаж;
-уменьшить себестоимость продукции и сократить издержки производства;
-улучшить культуру обслуживания и качество выпускаемой продукции;
-повысить заработную плату работников райпо;
-обновить материально-техническую базу;
-повысить конкурентоспособность продукции;
-повысить уровень сервиса;
-повысить квалификацию кадров;
-стимулировать труд работников и улучшить условия труда.
Для повышения квалификации кадров, необходимо:
-непрерывное обучение руководящих работников и специалистов, включая их переподготовку, под которой понимается получение нового специального образования с целью оперативного обеспечения кадрами новейших научно-технического и социального прогресса;
-перемещение кадров из устаревших сфер деятельности в современные;
-самообразование, которое осуществляется путем самостоятельного изучения специальной научно-технической, экономической и других видов литературы и др.
Для увеличения объема продаж, снижения себестоимости продукции и сокращения издержек производства, рекомендуется провести следующие мероприятия:
1.Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, будет обеспечивать:
-повышение производительности труда,
-стимулировать более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся в райпо.
Отсюда и сокращение издержек производства.
-так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп, необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.
2. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снизит себестоимость продукции.
Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно путем совершенствование структуры аппарата управления.
Для реализации этого проекта необходимо создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений деятельности которого, будут планирование и прогнозирование деятельности райпо.
На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы райпо не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании торговой деятельности райпо.
3.Необходима организация полноценной службы маркетинга на предприятии.
Маркетинг – неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как торговля.
На данном этапе существования райпо, один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем, связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом, райпо рекомендовано проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке и нарастить объем товарооборота, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:
а) Сбытовая сеть. Расширение сети торговых предприятий позволит увеличить долю на рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции;
б) Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи.
в) Проведение товарной политики (производство определенной ассортиментной гаммы продукции, разработка новых товаров, осуществление послепродажного обслуживания товара, обновление оборудования и т.д.);
г) Проведение ценовой политики (определение уровня цены за единицу товара и динамики цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и т.д.);
На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
- вид производимого товара;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;