Конкурентоспособность предприятия: сущность и методические подходы к ее совершенствованию в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере Гомельского райпо и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих, рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция конкуренции и понятие конкурентоспособности предприятия....................................................................................................6
1.1.Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции…………6
1.2.Понятие конкурентоспособности предприятия, ее характеристика…...13
1.3.Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………18
2.Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….25
2.1.Характеристика внешней среды и объема деятельности предприятия……………………………………………………………………25
2.2.Оценка экономической и социальной эффективности предприятия…..31
2.3.Сравнительная характеристика конкурентных позиций предприятия……………………………………………………………………38
3.Резервы и пути роста конкурентоспособности предприятия………….…43
3.1.Оценка эффективности управления в организации и расчет резервов роста конкурентоспособности……………………………………………….43
3.2.Управленческие, маркетинговые и коммерческие направления повышения конкурентоспособности предприятия………………………….46
Заключение………………………………………………………………….…51
Список использованных источников…………………………………...……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

 

  Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что произошли  изменения  по составу работников организации. В 2008 году по сравнению с 2006 годом количество работников увеличилось на 37 человек

  Также произошли изменения и по составу работников. Количество сотрудников категории:

      руководителей - уменьшилось  на 3 человека (или на 4%);

      специалистов - увеличилось на 15 человек (или на18%);

      служащих - уменьшилось на 1 человека (или на 4%);

      рабочих - увеличилось на 37 человек (или на 3%).

Далее проведем оценку образовательного уровня руководителей и специалистов Гомельского райпо за 2006-2008гг (Таблица 2.3).

     Таблица 2.3 - Образовательная структура руководителей и специалистов Гомельского райпо за 2006-2008 гг.

Показатели

Годы

Отклонение удельного веса(+-)

2006

2007

2008

чел.

уд.вес(%)

чел.

уд.вес(%)

чел.

уд.вес (%)

2008 от 2006

2008 от 2007

1.Всего руководителей

45

100

42

100

43

100

 

 

в том числе имеют образование:

 

 

 

 

 

 

 

 

Высшее

32

71,1

28

66,7

33

76,7

5,6

10

Среднее спе -циальное

13

28,9

14

33,3

10

23,3

-5,6

-10

2.Всего специалистов

83

100

88

100

98

100

 

 

в том числе имеют образование:

 

 

 

 

 

 

 

 

Высшее

51

61,4

53

60,2

52

60,2

1,2

0

Среднее спе -циальное

32

38,6

35

39,8

42

39,7

1,1

-0,1

 

          Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что в анализируемый период в аппарате управления работают руководители и специалисты преимущественно с высшим образованием (76,7%), что говорит о высокой профессиональной подготовке работников.

     В 2008 году по сравнению с 2006 годом произошли изменения:

- увеличение удельного веса руководителей с высшим образованием на 5,6%, специалистов – на 1,2%;

- удельный вес руководителей со средним специальным образованием уменьшился на 5,6%, а удельный вес специалистов увеличился на 1,1%.

    В 2008 году по сравнению с 2007 годом:

- удельный вес руководителей с высшим образованием увеличился на 10%, а  удельный вес специалистов остался тем же;

- удельный вес руководителей со средним специальным образованием уменьшился на 10%, а специалистов – на 0,1%.

          Проведем   анализ   движении кадров Гомельского райпо за 2006 – 2008 годы (Таблица 2.4).

         Таблица 2.4 - Движение кадров Гомельского райпо за 2006 - 2008 гг.

Показатели

Годы

Отклонение

2006

2007

2008

2008г. от 2007г.

2008г. от 2006г.

1.Прибыло, чел.

344

328

363

35

19

2.Выбыло, чел.

317

309

345

36

28

3.Среднесписоч -ная численность работников, чел.

875

894

912

18

37

в том числе:

 

 

 

 

 

-по собственному желанию

188

306

342

36

154

-за прогулы и др. нарушения

0

3

3

0

3

4.Коэффициент прибытия

0,39

0,35

0,4

0,03

0,01

5.Коэффициент выбытия

0,36

0,36

0,37

0,01

0,01

6.Коэффициент оборота

0,76

0,71

0,77

0,06

0,01

7.Коэффициент текучести

0,32

0,35

0,38

0,03

0,06

 

             Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что за анализируемые три года произошло увеличение численности кадрового состава.

            Коэффициент прибытия в 2006 году составил 0,39, в 2007г.-0,35, в 2008г.-0,4.

            Коэффициент выбытия в 2006г. составил 0,36, в 2007г.-0,36, в 2008г.-0,37.

            Коэффициент оборота: в 2006-0,76, в 2007-0,71, в 2008-0,77

            Коэффициент текучести: в 2006-0,32, в 2007-0,35, в 2008-0,38.

  Средняя заработная плата за 2008 год составила  627 011 тыс. руб., в 2009г. средняя заработная плата составила 685 030 тыс. руб., за 1-е полугодие 2010 года – 690 015 тыс. руб.

  Фонд заработной платы за 2008г. составил 5929,1 млн. руб., за 2009г. – 6485,8 млн. руб., за январь – июнь 2010 года работников списочного состава составил 4523,9 млн. руб., за январь – август 2010 г. – 6238,5 млн. руб.

          Не смотря на то, что средняя заработная плата, а также фонд заработной платы имели тенденцию к увеличению за анализируемый период, они все же находятся на низком уровне.

          Потребительская кооперация находится на одном из последних  мест по величине труда.

          В Гомельском райпо осуществляется непрерывное обучение руководящих работников и специалистов, включая повышение их квалификации и переподготовку.

          Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением задач, стоящих перед работниками, и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, стратегии деятельности, так и с должностным ростом.

            Социально-психологический климат в коллективе  благоприятный.

Во-первых, созданы благоприятные условия труда: помещения хорошо освещены, проведено собственное отопление, удобное расположение кабинетов.

Во-вторых, в коллективе социально-психологическая совместимость работников, существует взаимопомощь, взаимовыручка. Когда человеку требуется помощь, в райпо такой сотрудник не останется без внимания.

Здесь также необходимо отметить следующее, руководители следят за датами дней рождений, юбилеев сотрудников. При этом выделяются деньги на подарок и накрывается праздничный стол. Аналогично проводятся праздники и другие знаменательные мероприятия.

В целом, можно сказать, что коллектив Гомельского райпо сплочённый.

              Далее проведем анализ экономической эффективности Гомельского райпо (Таблица 2.5).

           Таблица 2.5 – Основные хозяйственно-финансовые результаты торговой деятельности  Гомельского райпо за 2007-2009 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, (%) или отклонение (+,-)

2007

2008

2009

2009 к 2008г.

2009 к 2007г.

1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, млн. р.

 70852

 94435

 102910

116 

145 

2. Операционные доходы, млн. р.

1890

2519

2416

96

128

уровень операционных доходов, %

 2,7

2,7 

2,3 

 -0,4

-0,4 

3. Операционные расходы, млн. р.

 1746

 2287

 2170 

 95

124 

Уровень операционных расходов, %

 2,5

2,7

2,1

-0,6

-0,4

4.Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн. р.

 144

 232

246 

 106

171 

5. Внереализацион- ные доходы, млн. р.     

79 

93

193

208 

244

Уровень внереализационных доходов, %

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

6. Внереализацион -ные расходы, млн. р.

263

303

177

58

67

уровень внереализационных расходов, %

0,4

0,3

0,2 

-0,1

-0,2 

7. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. р.

-184 

 -210

16 

193

192

8. Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг, млн.р.

647

862

204

24

32

9. Чистая прибыль (убыток), млн. р.

355

536

278

52

78

   

             Данные таблицы свидетельствуют о том, что выручка от реализации товаров, работ, услуг гомельского райпо на протяжении трех лет, имела тенденцию к увеличению на 45%.

      На протяжении всего периода операционные доходы превышали операционные расходы, прибыль от которых за анализируемый период увеличилась на 71%.

      Внереализационные доходы в 2007г. и в 2008г.  были  ниже расходов, что послужило для райпо убытком от внереализационных доходов и расходов.

      В 2009г. произошло увеличение внереализационных доходов на 144%, а их уровень увеличился на 0,1%, что послужило для райпо получением в 2009г. прибыли  от внереализационных доходов и расходов, однако прибыль от реализации товаров, работ, услуг имела тенденцию к сокращению на 68%, а чистая прибыль сократилась на 32% за анализируемый период.

     Гомельскому райпо необходимо увеличить чисую прибыль: сократить расходы и увеличить доходы.

 

 

           2.3. Сравнительная характеристика конкурентных позиций Гомельского райпо   

Для того, чтобы определить конкурентные позиции Гомельского райпо, необходимо выявить  его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для предприятия.

Проведем SWOT – анализ Гомельского райпо.

         Сильные стороны предприятия:

      накопленный многолетний опыт работы;

      высокая профессиональная подготовка работников;

      сплоченный коллектив;

      широкий ассортимент товаров и услуг;

      невысокие цены;

      хорошие деловые связи с потребителями и поставщиками продукции.

          Слабые стороны предприятия:

      низкая заработная плата;

      потребительская кооперация находится на одном из последних  мест по величине труда;

      небольшие размеры получаемой прибыли;

      слабо развита материально-техническая база;

      недостаточный уровень сервисного обслуживания.

        Возможности предприятия:

      спрос на продукцию райпо достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению;

      сложившийся имидж райпо у потребителей продукции;

      снижение кредитной процентной ставки;

      новые виды продукции.

        Угрозы для предприятия:

      затягивание сроков исполнения заказов;

      появление сильных конкурентов;

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия: сущность и методические подходы к ее совершенствованию в современных условиях