Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа
Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.
В результате изучения классификаций нами были выделены следующие группы педагогических работников данного образовательного дошкольного учреждения:
Гипотеза исследования подтвердила, что методическая поддержка обеспечивает более эффективное в сравнении с имеющейся практикой методической работы профессиональное саморазвитие воспитателя ДОУ.
Таким
образом, задачи специалистов (методистов,
психологов, валеологов), обеспечивающих
процесс профессионального
Профессиональная
методическая поддержка организуется
не как одноразовая помощь, а как длительный
процесс сопровождения воспитателя, ориентированный
на преодоление профессионального истощения
и решение наиболее острых психолого-педагогических
вопросов, возникающих в процессе работы.
Литература
Приложения
Приложение 1
Анкета для воспитателей
Цель: изучение способности педагогов к саморазвитию
(по методике О. А. Скоролуповой)
Уважаемые коллеги, отвечая на вопросы анкеты, пожалуйста, проставьте баллы, соответствующие Вашему мнению:
5 —
если данное утверждение
4 — скорее соответствует, чем нет;
3 — и да, и нет;
2 — скорее не соответствует;
1 — не соответствует.
| № | утверждение | Оценка (баллы) | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| 1 | Я стремлюсь изучать себя | |||||
| 2 | Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами | |||||
| 3 | Возникающие препятствия стимулируют мою активность | |||||
| 4 | Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |||||
| 5 | Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |||||
| 6 | Я анализирую свои чувства и опыт | |||||
| 7 | Я много читаю | |||||
| 8 | Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам | |||||
| 9 | Я верю в свои возможности | |||||
| 10 | Я стремлюсь быть более открытым человеком | |||||
| 11 | Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |||||
| 12 | Я получаю удовольствие от освоения нового | |||||
| 13 | Возрастающая ответственность не пугает меня | |||||
| 14 | Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |||||
| 15 | Я положительно отнеслась бы к продвижению по службе | |||||
Приложение 2
Диагностическая карта мастерства педагогов.
Цель: диагностика уровня профессиональных знаний и умений и выявления потребности педагогов в дальнейшем их совершенствовании.
(методика И. Ю. Соколовой)
Оценочная шкала:
5 — проявляется постоянно;
4 — проявляется в большинстве случаев;
3 — не выражено достаточно определенно;
2 — проявляется очень редко;
1 — не проявляется совсем.
1 — не соответствует.
| № | утверждение | Оценка (баллы) | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | Активная педагогическая позиция | |||||
| Вера в воспитание, убежденность в общественной значимости и правильности выбора профессии | ||||||
| сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентации на работу с детьми | ||||||
| Активность в защите интересов детей и оказание им помощи | ||||||
| Способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания, жизни детей и нести за них ответственность | ||||||
| 2 | Профессионально-личностные качества | |||||
| Интерес к профессии педагога, потребность в работе с детьми | ||||||
| Отношение к ребенку как к главной ценности | ||||||
| Потребность в достижении воспитательных целей | ||||||
| Убежденность в необходимости передавать детям социальный опыт | ||||||
| Умение сочетать изложение информации с руководством познавательной деятельностью | ||||||
| Умение постановки целей, планирования воспитательно-образовательной работы | ||||||
| Умение определять
конкретные учебно-воспитательные задачи,
исходя из общей цели воспитания, с учетом:
а) возрастных и индивидуальных особенностей детей; б) уровня воспитанности группы и отдельных детей; в) условий семейного воспитания |
||||||
| Умение проектировать
конечный результат воспитательно- |
||||||
| Умение планировать средства и этапы педагогической деятельности по достижению конечного результата | ||||||
Приложение 2 (продолжение)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Умение планировать индивидуальную работу с детьми в группе | ||||||
| 3 | Организаторские умения | |||||
| Умение организовать самого себя | ||||||
| Умение организовать отдельные виды воспитательно-образовательной работы: а) специально организованное обучение; б) совместную деятельность детей и педагога; в) самостоятельную деятельность детей | ||||||
| Умение организовать работу с родителями | ||||||
| Умение координировать свою деятельность со специалистами, администрацией, медицинским персоналом | ||||||
| 4 | Коммуникативные умения | |||||
| Конструировать предстоящее общение с детьми | ||||||
| Сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и группой детей | ||||||
| Вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастия к совместной деятельности | ||||||
| Создать зону успеха каждому ребенку | ||||||
| Слушать ребенка | ||||||
| Отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию | ||||||
| Верно воспринимать индивидуальность ребенка | ||||||
| Целенаправленно влиять на ребенка | ||||||
| Управлять инициативой в общении | ||||||
| Выявить свой стиль в общении | ||||||
| Организовать общение не «от себя», а «от детей» | ||||||
| 5 | Умения анализа и самоанализа | |||||
| Изучать группу и личность | ||||||
| Осуществлять диагностику развития детей | ||||||
| Анализировать конкретные педагогические ситуации | ||||||
| Верно оценивать деятельность детей | ||||||
| Анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными | ||||||
| Анализировать опыт других педагогов с целью переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы | ||||||
| На основе анализа
достигнутых результатов |
||||||
| Определять эффективность воспитательных дел и мероприятий | ||||||
| 6 | Умения морально-волевой саморегуляции | |||||
| Всегда быть терпеливым | ||||||
| Всегда владеть собой в любой ситуации | ||||||
| Всегда управлять своими эмоциями | ||||||
| Постоянно контролировать себя | ||||||
| Быть деликатным и предупредительным в общении с людьми | ||||||
| Бороться с несправедливостью, нечестными поступками | ||||||
Приложение 2 (продолжение)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Проявлять к себе повышенную требовательность | ||||||
| Поступаться своими интересами, потребностями ради других людей | ||||||
| Правильно воспринимать и учитывать критику | ||||||
| Быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией | ||||||
| 7 | Умения педагогической техники | |||||
| Анализировать ситуацию с позиции ребенка и принимать решение в его пользу | ||||||
| Предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления | ||||||
| Заинтересовать, вдохновить | ||||||
| Стимулировать положительные проявления в поступках детей | ||||||
| Применять поощрения и наказания в их разумном сочетании | ||||||
| Владеть голосом,
придавать ему различные |
||||||
| Владеть жестами, мимикой, придавать своему лицу необходимое выражение | ||||||
| Транслировать собственную расположенность к детям, дружественность | ||||||
| Создать атмосферу комфортности своим воспитанникам | ||||||
| Правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка | ||||||
| 8 | Прикладные умения | |||||
| Умения художественного
творчества: пение, танец, рисование, работа
с тканью, художественный труд, лепка,
аппликация, вязание, шитье, фотографирование,
киносъемка |
||||||
| Умения в области флоры и фауны: цветоводство, садоводство, работа с объектами животного мира | ||||||
| Спортивные умения | ||||||
| 9 | Отношение к педагогическому труду | |||||
| Отношение к педагогическому труду как к главному делу в жизни | ||||||
| Добросовестное,
ответственное отношение к |
||||||
| Способность к самоотдаче в педагогической работе | ||||||
| Увлеченность
и удовлетворенность |
||||||
| 10 | Интересы и духовные потребности | |||||
| Познавательная активность | ||||||
| Разносторонность интересов и духовных потребностей (интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т. д.) | ||||||
| Потребность в красоте | ||||||
| Наличие любимого творческого дела | ||||||
| Автономия внутреннего мира, цельность. | ||||||
| 11 | Профессионально-нравственные качества | |||||
| Милосердие, доброта в отношении к детям | ||||||