Анализ организационно-экономической деятельности и работы кадровой службы ОАО «МЛВЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследования состояния социального развития предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов социального развития организации;
Изучение влияния социального развития на трудовой коллектив;
Характеристика российского и зарубежного опыта социального развития организации

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!.docx

— 154.49 Кб (Скачать файл)

                                                        ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время поиск  путей активизации человеческого  фактора внутри организации и  учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения  эффективности деятельности любой  организации. Все больше работодателей  понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей организации  и то, что без управления, максимально  полно учитывающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно развиваться в постоянно  меняющихся внешних условиях функционирования.

Поиск путей активизации  человеческого фактора и учет социально-психологических особенностей трудового коллектива является важным условием повышения эффективности  деятельности любой организации.

Сложность и многоаспектность проблем управления социальным развитием  организации определяют актуальность темы курсовой работы и основные направления  исследования.

Объектом исследования данной курсовой работы являются социальные льготы и услуги, предоставляемые  организацией для улучшения условий  быта и досуга персонала.

Предметом исследования является- социальные льготы и услуги, предоставляемые  ОАО «Мариинским ликеро-водочным заводом» для улучшения условий  быта, досуга и оценка их эффективности.

Цель данной курсовой работы – исследования состояния социального развития предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие  задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов социального развития организации;
  2. Изучение влияния социального развития на трудовой коллектив;
  3. Характеристика российского и зарубежного опыта социального развития организации.
  4. Общая характеристика деятельности  ОАО «Мариинского ликеро-водочного завода»;
  5. Краткий анализ хозяйственной деятельности ОАО «Мариинского ликеро-водочного завода»;
  6. Анализ системы управления ОАО «Мариинского ликеро-водочного завода»
  7. Анализ льгот и услуг, предоставляемых в организации и оценка их эффективности;

     8.Разработка рекомендаций по совершенствованию социальных льгот и услуг, предоставляемых организацией;

Методы исследования:

  • SWOT- анализ;
  • Анализ литературы;
  • Анализ финансовой и экономической деятельности;
  • Статистический анализ;
  • Анкетирование;
  • Интервью;

Нормативно-правовая база: организационная структура предприятия, сведения о выпуске продукции, штатное расписание, финансовые показатели деятельности предприятия, коллективный договор, устав.

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

 

    1. Сущность и  значение управления социальным развитием предприятия

 

Вопрос социального развития организации в современном обществе и конкретно в организациях играет огромную роль. Социальное развитие подразумевает  своевременное выявление проблем  развития социальной структуры, оценку основных показателей её состояния, сбор информации, определение фактического положения дел, установление приоритетности решения социальных проблем, т. е. определение  целей и задач плана, разработку проекта плана, а так же определение  ресурсов для его выполнения. Социальное развитие необходимо в каждой организации  для эффективного функционирования процессов социальной сферы.

Социальное развитие представляет собой научно обоснованное определение  целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов  и основных средств их претворения  в жизнь в интересах всего  населения.

Большое значение имеет  развитие трудовых коллективов.

Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Накопленный  опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наиболее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах.

Принцип 1. Данный принцип  заключается в том, что и в  какой степени работник способен сделать для успешного развития производства и как он сам будет  изменяться под влиянием научно-технического и социального прогресса.

Принцип 2. Действенность  планов социального развития зависит  от условий, которые может создать  коллектив для человека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ.

Социальное развитие организации  – это изменение к лучшему  в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и  досуга работников.

В настоящее время понятие  «социальное развитие», по мнению С. Э. Майковой и Д. В. Окунева в полном объеме включает в себя [37, С. 4]:

1) социальные процессы, связанные с функционированием  общественных отношений;

2) социальные процессы, обусловленные развитием общественных  отношений;

3) процессы преодоления  негативных социальных явлений; 

4) процессы улучшения  жизненных условий трудящихся.

Многие исследователи  сводят социальное развитие к повышению  благосостояния работников, социальных групп. Так, И.Е. Ворожейкин считает, что  социальное развитие организации –  это изменение к лучшему в  ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и  досуга работников, которое осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание единого статуса  для всех работников, равенство  в отношениях.

2. Социальное партнерство,  создание тождественности интересов  руководителя и сотрудников.

3. Равенство в возможностях  продвижения по карьерной лестнице.

4. Забота о нуждах  работника.

5. Повышение профессионализма  менеджеров [11, С. 18, 31-33].

По мнению А.Я. Кибанова, социальное развитие организации означает все изменения в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники  организации трудятся и в которых  происходят распределение и потребление  благ, складываются объективные связи  между личностями, находят выражение  их морально-этические ценности [23, С. 311]. Соглашаясь с точкой зрения А. Я. Кибанова, отметим, что социальное развитие организации представляет собой развитие социальной среды  и сферы социальных отношений, основанное на законах практической деятельности людей, проявляющееся во всестороннем улучшении качества жизни работников трудового коллектива.

Социальное развитие организации  означает изменения к лучшему  в ее социальной среде – в  материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники  организации трудятся, вместе с семьями  живут и в которых происходят распределение и потребление  благ,  складываются объективные  связи между личностями, находят  выражение их морально-этические  ценности. Соответственно этому социальное развитие должно направляться на решение  первоочередных задач.

Задачи социального развития организации:

1. Совершенствование социальной  структуры персонала, его демографического  и профессионально-квалификационного  состава, численности работников, повышение их общеобразовательного  и культурно-технического уровня.

2. Улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных  условий работы, охраны труда  и обеспечения безопасности работников.

3. Материальное и морально-нравственное  стимулирование эффективного труда,  инициативного и творческого  отношения к работе, групповой  и индивидуальной ответственности  за результаты совместной деятельности.

4. Создание и поддержание  в коллективе здоровой социально-психологической  атмосферы, оптимальных межличностных  и межгрупповых связей, способствующих  слаженной и дружной работе, раскрытию  интеллектуального и нравственного  потенциала каждой личности, удовлетворенности  совместным трудом.

5. Обеспечение социального  страхования работников, соблюдения  их социальных гарантий и гражданских  прав.

6. Рост жизненного уровня  работников и членов их семей,  удовлетворение потребностей в  жилье и бытовом устройстве, продуктах  питания, промышленных товарах  и разнообразных услугах, полноценное  использование досуга.

Социальное управление по своему назначению ориентируется  исключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать  для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих  решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей  протекания социальных процессов, точного  политического расчета и выверенных социальных нормативов (рис. 1).

            Рисунок 1- Современные модели управления

Основной целью управления социальным развитием предприятия  является повышение качества трудовой жизни. Этого можно достичь путем  создания благоприятных условий  труда и отдыха работников; повышения  их образовательного уровня; повышения  трудовой активности рабочих; обеспечения  им безопасности на производстве, в  быту, местах отдыха; удовлетворения и  развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности  их жизни, а также стабилизации отношений  в трудовых коллективах и совершенствования  социально-психологических отношений.

Достижение всего комплекса  целей обеспечивает повышение качества трудовой жизни работников организации. Оно может быть достигнуто в процессе решения целого комплекса взаимосвязанных  задач, таких как повышение благосостояния членов трудового коллектива, улучшение  условий трудовой деятельности, создание благоприятного и стабильного социально- психологического климата в коллективе.

Основными задачами социального  развития предприятия являются: стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и морального поощрения эффективного труда, инициативного и творческого  отношения к делу; оптимизация структуры персонала; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда; соблюдение социальных гарантий и гражданских прав работников, социальное страхование; улучшение социальной инфраструктуры; рост жизненного уровня работников и членов их семей; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом [4, 8, 10, 21].

В соответствии с этими  целями и задачами формируется комплексная  система управления социальным развитием  организации.

Управление социальным развитием организации является сложным и многогранным процессом. Наиболее характерными особенностями  этого процесса являются, прежде всего, то, что он осуществляется только там, где имеет место совместная деятельность людей. Не менее значимым является планирования социального развития коллективов  организации, придающее взаимодействию людей сплоченность и организованность.

Управление социальным развитием, выступая в роли регулятора поведения  людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают  они, прежде всего, между субъектом  и объектом в связи с практической реализацией функций управления. А.Н. Аверин выделил три группы функций управления социальным развитием предпринимательских фирм [1, С. 71, 76-77,79]. К первой группе относятся функции, направленные на формирование и оптимизацию социальной организации коллектива, и на совершенствование его социальной структуры, то есть на прогрессивное развитие имеющихся в нем социально-профессиональных и других групп и отношений между ними (функция обогащения содержания труда, предполагающая чередование производственных функций, увеличение информационной насыщенности трудового процесса, нестандартные режимы труда, обеспечение профессионального роста работников).

Информация о работе Анализ организационно-экономической деятельности и работы кадровой службы ОАО «МЛВЗ»