Анализ мотивации персонала в администрации муниципально- го образования Волосовский муниципальный район Ленинград- ской облас

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы совершенствование мотивации персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
– анализ мотивации, используемой Администрацией муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области;
– разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………............... 3
I. Теоретические основы мотивации персона-ла………………………... 5
1.1. Мотивационный про-цесс…………………………………………. 5
1.2. Теории мотива-ции………………………………………………… 6
1.2.1. Содержательные теории мотива-ции………………………. 6
1.2.2. Процессуальные теории мотива-ции……………………….. 10
1.3. Методы и способы мотива-ции……………………………………. 11
1.4. Зарубежный опыт мотивации персона-ла………………………… 13
1.5. Сущность оплаты труда, как фактора мотивации персона-ла…... 15
II. Анализ мотивации персонала в администрации муниципально-
го образования Волосовский муниципальный район Ленинград-
ской обла-сти……………………………………………………………
20
2.1. Общая характеристика администрации муниципального
образования Волосовский муниципальный район Ленин-град-
ской обла-сти………………………………………………………..
20
2.2. Экономический анализ труда и заработной платы муниципаль-
ных служа-щих……………………………………………………...
33
2.3. Анализ мотивации труда персонала в администрации муници-
пального образования Волосовский муниципальный район
Ленинградской обла-сти……………………………………………
37
III. Совершенствование мотивации персонала в администрации
муниципального образования Волосовский муниципальный
район Ленинградской обла-сти………………………………..............
47
3.1. Мероприятия по усовершенствованию мотивации тру-да……… 47
3.2. Методы оценки мотивации труда персонала в организа-ции…… 55
3.3. Методические рекомендации по усовершенствованию мотива-
ции в администрации муниципального образования Воло-сов-
ский муниципальный район Ленинградской обла-сти…………...
61
Заключе-ние………………………………………………………………... 64
Список использованных источни-ков……………………………………. 69
Приложе-ния……………………………………………………………….. 71

Вложенные файлы: 1 файл

ДП-2011.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана  с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Разница в рассмотренных  теориях следующая: Маслоу, рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию  поведения, т.е. после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать. Герцберг же, напротив, считает, что рабочий начнет обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

 

1.2.2. Процессуальные теории мотивации

 

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о  распределении  усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости и теория или модель Портера -Лоулера.

а) Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения:

  • руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
  • сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
  • сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
  • сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

б) Согласно теории справедливости эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам.

в) Теория мотивации  Л. Портера-Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости.

В этой модели, фигурирует пять переменных: затраченные  усилия, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

Рассмотрим  механизм мотивации.

Согласно модели результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также осознания им своей роли в процессе труда. Уровень усилий  в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование связи между затратами и вознаграждением. Удовлетворение – результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости, именно оно является мерилом, насколько ценно вознаграждение.

 

1.3. Методы и способы мотивации

 

Рассмотрим  способы улучшения мотивации  труда. Они объединяются в несколько самостоятельных направлений:

а) Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника  в результаты деятельности предприятия. Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях

Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует поддержанию трудовой активности на должном уровне. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия.

б) Цели являются вторым по «силе» средством повышения  трудовой мотивации работника.

Проведенные исследования выявили ряд результатов:

  • при постановке конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении;
  • трудные цели обладают сами по себе мотивирующим эффектом, необходимо, правда, соблюдение условия, что цель будет принята индивидом;
  • совокупность целей с денежным вознаграждением усиливает эффект.

Целевой метод (метод управления по целям) занимает значительное место в менеджерской практике.

в) Системы внутрифирменных  льгот работникам предприятия:

  • полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
  • предоставление права пользования транспортом фирмы;

г) Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:

  • предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;

д) Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост.

Привлечение работников к управлению предприятием также  повышает их мотивацию, поскольку в  данном случае решается проблема отчуждения их от предприятия и его руководителей.

е) Создание благоприятной  социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.

Моральное поощрение  работников.

ж) Продвижение  работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышение  квалификации.

 

1.4. Зарубежный опыт мотивации персонала

 

В практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и  других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так  называемые аналитические системы  заработной платы, особенность которых – дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, условий труда и другие. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.

Применяемые системы  мотивации работников путем продвижения  их по службе можно свести к ротации  с учетом личных качеств и стажа  работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.

Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий  стало внедрение гибких графиков работы. В государственных учреждениях  графства Оксфордшир (Великобритания) в начале 90-х годов в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свободы – возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от конкретных обязанностей сотрудника. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) – в учреждении, 25% (10 часов в неделю) – в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками.

Работа, которая  выполняется только дома за компьютером, называется телеработой. Основной её недостаток – изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда.

Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими  компаниями. Фирма «Бритиш Телеком» прогнозирует, что к 2000 году телеработой будет занято около 15% рабочей силы. Если этот прогноз оправдается, будет получен колоссальный эффект: количество автомобилей на дорогах сократится на 1.6 млн. единиц, а бензина будет сожжено на 7.5 млрд. литров меньше, фирмы сэкономят по 20 тыс. фунтов стерлингов (около 33 тыс. долларов) в год на каждом сотруднике, а сами сотрудники будут в среднем экономить по 750 фунтов стерлингов в год на бензине и дорожных расходах.

Один из действенных методов мотивации – создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.

 

 

1.5. Сущность оплаты труда, как фактора мотивации персонала

 

Деньги – это наиболее очевидный способ, которым организация может вознаградить сотрудников. Противоречивые оценки количества денег, необходимых для мотивации эффективных действий, восходят еще к временам зарождения теории человеческих отношений. Сторонники этой теории утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей, в то время как сторонники теории научного управления стоят на том, что вознаграждения материально-экономического характера обязательно ведут к усилению мотивации.

Хотя Фредерик Герцберг и пришел к выводу о том, что большинство людей относят  оплату только к гигиеническим факторам, обеспечивающим отсутствие неудовлетворенности, тем не менее, многие бихевиористы считают, что деньги в определенных ситуациях могут служить мотивирующим фактором. Один из них, в частности, писал, что «применение теории потребностей Маслоу к заработной плате позволяет сделать вывод о том, что она удовлетворяет многие потребности различного типа – физиологические, потребности уверенности в будущем и признании». В одной из своих ранних работ Герцберг допускал, «что заработная плата, надлежащим образом связанная с результатами» труда сотрудника, может становиться мотивирующим фактором результативности труда..., т.е. обычно зарплата не связана непосредственно с результативностью и является гигиеническим фактором».

Этот вывод  получил поддержку исследователей-бихевиористов, изучавших теорию ожидания. Они установили, что только при наличии определенных условий рост зарплаты стимулирует повышение производительности труда. Первое из них состоит в том, что люди должны придавать зарплате большое значение. Второе заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между зарплатой и производительностью, и конкретно в то, что увеличение производительности обязательно приведет к росту зарплаты.

Неэффективная система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет за собой снижение производительности труда, падение качества, нарушение дисциплины. Недовольные компенсацией работники могут вступить в открытый конфликт с руководителями организации, прекратить работу, организовать забастовку или покинуть организацию.

С другой стороны, эффективная система компенсации  стимулирует производительность работников, направляет их деятельность в нужное для организации русло, т.е. повышает эффективность использования человеческих ресурсов.

Система вознаграждения за труд должна быть создана таким  образом, чтобы она не подрывала  перспективные усилия на обеспечение  производительности при краткосрочных негативный результатах. Особенно это относится к эшелону управления.

Каждый, кто работал с людьми, знает, что имеется практически неограниченное количество факторов и способов воздействия на мотивацию конкретного человека. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Работник трудится ради денежного вознаграждения и комплекса компенсационных и поощрительных мер. Денежное вознаграждение и другие компоненты компенсации обеспечивают необходимые условия выживания, развития работника, проведения им досуга в настоящем, а также уверенность в будущем, развитие и высокое качество жизни в расчете на перспективу.

Чтобы заработная плата соответствовала целям  управленческой стратегии: развитию чувства общности у работников, воспитанию их в духе партнерства, рациональному сочетанию личных и общественных интересов, требуется изменение ее мотивационного механизма. Психологически, а затем и экономически заработная плата должна нацеливать работника на четкое понимание им взаимосвязи между требованиями к нему предприятия, фирмы и вкладом его в конечные результаты, и как следствие – размером заработной платы. К сожалению, в современной организации заработной платы преобладает экономическая ориентация. Доминирующее значение имеют категории экономические: доход, фонд оплаты труда, внутренние цены (расчетные, планово-учетные и пр.) и другие, которые не анализируются с точки зрения формирования мотивации, побуждения к активной деятельности каждого работника.

Информация о работе Анализ мотивации персонала в администрации муниципально- го образования Волосовский муниципальный район Ленинград- ской облас