Анализ качества управления в организации и разработка мер по повышению его эффективности на примере ОАО «МАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Основные цели исследования:
1. Рассмотреть проблематику и методологию оценки качества и эффективности менеджмента организации.
2. Определить основные пути развития личности в процессе трудовой деятельности на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ)............................................................6
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность качества
менеджмента(управления)...............................................................................................6
1.2 Пути и методы анализа эффективности (качества)
менеджмента..............................................................................................11
1.3 Анализ эффективности организационных структур
управления.................................................................................................20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО
"МАЗ"........................................................................................................27
2.1 Общая характеристика предприятия и рассмотрение технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ОАО «МАЗ»………..................................................…………………............27
2.2 Оценка эффективности управления в ОАО «МАЗ»..............……..................................................................................28
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО "МАЗ"........................34
Заключение………………………………………………………….………39
Список использованных источников………………………………………..43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

1 Теоретические аспекты изучения качества менеджмента.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет ____________инженерный__________________________________

Кафедра    ____                         Экономики и управления                                                             

 

Дата регистрации работы в деканате _________

Дата регистрации работы на кафедре  _________

Отметка о допуске  к защите    _________

Оценка за защиту    _________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине _____Менеджмент                                                             ______

 

Тема: «Анализ качества управления в организации и разработка мер по повышению его эффективности на примере ОАО «МАЗ»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

                Студент        5           курса       ______  группа ЭОПз- 51_____________ 

                   студент (факультет,  курс, группа)

Кухарчик Дмитрий  Александрович

                    фамилия, имя, отчество

Руководитель:

__________________________________

ученое  звание, ученая степень, должность,

Ворошина  Е.В.                                         а                

                        фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

Барановичи   2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ)............................................................6

            1.1 Понятие        и     социально-экономическая       сущность качества            

менеджмента(управления)...............................................................................................6

              1.2 Пути    и     методы     анализа     эффективности    (качества)

 менеджмента..............................................................................................11

           1.3 Анализ     эффективности       организационных       структур

 управления.................................................................................................20

ГЛАВА 2.   АНАЛИЗ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     ОРГАНИЗАЦИИ    ОАО

"МАЗ"........................................................................................................27

           2.1 Общая характеристика предприятия и рассмотрение технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ОАО «МАЗ»………..................................................…………………............27

          2.2 Оценка эффективности управления в ОАО «МАЗ»..............……..................................................................................28

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ  ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО "МАЗ"........................34

Заключение………………………………………………………….………39

  Список использованных источников………………………………………..43

  Приложения



 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Грамотное, квалифицированное  управление (менеджмент) — это основа успешной работы предприятий. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает  всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъекты управленческой деятельности — менеджеров.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия  путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди  них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.

Актуальность темы исследования состоит в том, что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

В то время как большая  часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным развитием потенциала кадров.

Основой управленческих структур выступает потребность  в эффективном и экономически обоснованном управлении организациями. В основе управленческих структур лежит также и количественный фактор, возможность эффективного охвата управленческой деятельностью определенного количества объектов. В менеджменте это называют диапазоном контроля, т.е. предельным числом объектов, которыми можно эффективно управлять.

Важнейшим резервом повышения  эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путём совершенствования процесса принятия решений.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Основные цели исследования:

1. Рассмотреть проблематику и методологию оценки качества и эффективности менеджмента организации.

2. Определить основные  пути развития личности в процессе  трудовой деятельности на предприятии. 

В соответствии с данными  целями в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение качеству менеджмента и рассмотреть проблемы его анализа.
  2. Проанализировать методику анализа эффективности менеджмента организации.
  3. Оценить критерии эффективности организационных структур управления.
  4. Рассмотреть влияние управленческих решений на эффективность управления.

5) Исследовать пути  и методы развития персонала  предприятия. 

Объектом исследования является анализ качества и эффективности  менеджмента открытого акционерного общества «МАЗ» .

 Работа выполнена  на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации, бесед и опросов специалистов данного дела.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ)

 

1.1 Понятие       и    социально-экономическая      сущность

качества менеджмента(управления)

 

В условиях современной  рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление, как и любой  другой вид деятельности, требует  своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Существуют различные  подходы к проблеме эффективности  менеджмента, которые разрабатывались  школами управленческой мысли.

Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов [3,стр.127].

Проблема качества менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

  • управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;
  • затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
  • характера управления труда;
  • эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей [8,стр.35] .

В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как  умело и целенаправленно они  используются, достигается тот или  иной результат. Эффективность(качество) менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

В оценке качества управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

Результаты и эффективность  управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят  от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал  сотрудника, его способность выполнять  определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве [5,стр.276].

Конечный результат  управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой  результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование  производства, бизнеса и организации в целом.

Качество управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта [11,стр.352].

Информация о работе Анализ качества управления в организации и разработка мер по повышению его эффективности на примере ОАО «МАЗ»