Анализ и оценка эффективности системы управления торговым предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена также рядом противоречий: несоответствием системы управления и организационных структур большинства отечественных фирм современным условиям развития рынка, с одной стороны; необходимостью использования эффективных, научно обоснованных методов проектирования структур управления фирмой для совершенствования управления в целях повышения эффективности деятельности фирмы в целом, с другой стороны; а также накоплением определенного теоретического и практического опыта в области проектирования организационных структур и недостаточным внимание к этим методам в практике фирм.
Целью дипломной работы является исследование и анализ структуры системы управления ИП Иванова А.А. и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы системы управления торговым предприятием
1.1 Организация как объект управления
1.2 Система управления (организацией) торговым предприятием
1.3 Методы исследования системы управления (организации) торгового предприятия
2 Анализ и оценка эффективности системы управления ИП Обруч А.А
2.1 Организационно-правовая характеристика ИП Иванова А.А
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
2.3 Оценка эффективности системы управления
3 Совершенствование менеджмента предприятия
3.1 Программный подход к формированию стратегии по совершенствованию менеджмента
3.2 Оценка ресурсного потенциала компании применительно к программе разработанной стратегии
3.3 План реализации проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 471.08 Кб (Скачать файл)

Эти личности не пpизнают силу экспеpтов и не подчиняются силе пpинуждения. Остается только сила личности, но на таких людей вообще тpудно повлиять. К тому же на них обычно не влияют гpупповые ноpмы и отношения с коллегами, что могло бы умеpить их личностные амбиции.Возможно ни один менеджеp не был бы счастлив, pаботая в оpганизации с культуpой личности. Данные «личности», по-видимому, были бы буквально неупpавляемыми, и в последнем нет источника силы, но даже в культуpе личности людям нужны сpедства для достижения своих целей, и личность, контpолиpующая доступ к этим сpедствам, может оказывать некотоpое давление и настаивать на подопечности за использование этих pесуpсов.Но нужно еще pаз подчеpкнуть, что две или более этих культуp могут существовать в одной оpганизации наpяду с подкультуpами, все они усложняют жизнь оpганизации, является источниками тpевог, pадостей, pазочаpований и возможностей для тех, кто там pаботает.

Мы живем в век все возpастающего давления извне - давление глобального социально-экономического, политического и экономического кpизиса, и изнутpи - давление духовного кpизиса. И то и дpугое оказывает влияние на жизнь pганизации. В тех из них, где жизнь вошла в полосу кpизисов, культуpа носит фpагментаpных хаpактеp и в значительной меpе дискpидитиpована, она уже не может служит надежной связью между людьми, котоpым необходимо думать и действовать вместе.Таким образом, культура роли в ИП Иванова А.А. вполне соответствует виду деятельности предприятия и желанию самих сотрудников.Осуществляя полный и детальный анализ внутренней среды торгового предприятия ИП Иванова А.А. необходимо исследовать экономическое состояние организации.Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью любого предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания. На основании полученных на предприятии данных, проведем комплексный экономический анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ИП Иванова А.А.

Таблица 2.7

Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности ИП Иванова А.А. за 2006 – 2007гг.

Показатели

Ед. изм.

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+, -)

Темп изменения, %

1. Товарооборот

тыс.руб.

68046,2

76499,1

8452,9

112,4

2. Прибыль

         

сумма

тыс.руб.

8033,5

13686,9

5653,4

170,4

в % к товарообороту

%

11,8

17,9

6,1

151,5

3. Среднегодовая стоимость  основных фондов

тыс.руб.

6395,0

7471,2

1076,2

116,8

4. Среднегодовая стоимость оборотных средств

тыс.руб.

2308,1

3930,7

1622,6

170,3

5. Торговая площадь

20000,0

20000,0

0,0

100,0

 

6. Издержки обращения

тыс.руб.

5940,5

10778,2

4837,7

181,4

В том числе расходы на оплату труда

тыс.руб.

4213,8

5409,0

1195,2

128,4

7. Среднесписочная численность  работников

чел.

76,0

77,0

1,0

101,3

8. Производительность труда  одного среднесписочного работника

тыс.руб./чел.

895,3

993,5

98,2

111,0

9. Среднегодовая заработная  плата

тыс.руб.

55,4

70,2

14,8

126,7

10. Показатель эффективности  использования торгового потенциала

-

12,94

11,29

-1,7

87,2

11. Показатель эффективности  финансовой деятельности

-

1,53

2,02

0,5

132,2

12. Показатель эффективности  трудовой деятельности

-

16,15

14,14

-2,0

87,6

13. Интегральный показатель  эффективности хозяйственной деятельности

-

3,13

3,02

-0,1

96,5

14. Оборачиваемость оборотных  средств

обороты

29,48

19,46

-10,0

66,0

15. Фондоотдача

тыс.руб.

10,64

10,24

-0,4

96,2

16. Затратоотдача

тыс.руб.

11,45

7,10

-4,4

62,0


Можно сделать вывод, что за анализируемый период произошло снижение эффективности работы предприятия – интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым годом снизился с 3,13 до 3,02 или на 3,5%, кроме того, так же снизились показатель эффективности использования торгового потенциала и показатель эффективности трудовой деятельности. Рост наблюдается только по показателю эффективности финансовой деятельности. Анализ показал, что по предприятию наблюдается рост как количественных, так и качественных показателей. Поэтому необходимо выяснить, в какой степени прирост товарооборота (он увеличился на 8452,9 тыс. руб., или на 12%) был обеспечен за счет интенсивных и экстенсивных факторов. В качестве интенсивных факторов выступает повышение производительности труда работников предприятия считаем долю прироста товарооборота за счет интенсивных факторов.

Д инт = (98,2*77 + (-0,4)*7471,2)/(8452,9)*2*100% = 27%

Таким образом, прирост розничного товарооборота торгового предприятия всего на 27 % достигнут за счет интенсивных факторов, что нельзя назвать положительным моментом.

Рассчитаем показатель темпа интенсивности развития торгового предприятия в целом.

Тинт = (112,4*66*96)/(151,5*116,8*170,3)*100% = 24%

Можно сделать вывод, что предприятие развивается недостаточно интенсивно. Для комплексной обобщающей оценки уровня экономического развития анализируемого торгового предприятия рассчитаем показатель темпа его экономического роста.

Т эр =   = 89,3%

Темп экономического роста ООО "Торговый центр" составил 89,3 %, что является достаточно низким показателем для данного предприятия.

2.3 Оценка эффективности  системы управления ИП Иванова  А.А.

Для наиболее успешного внедрения разработанной стратегии необходимо проанализировать коммерческую деятельность торгового предприятия.

Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получение прибыли.

Коммерческая деятельность как объект управления может быть представлена матричной моделью функций управления с описанием достоинств и недостатков (табл. 2.7):

Таблица 2.7

Функции управления в системе коммерческой деятельности

ИП Иванова А.А.

Подсистема

Производство товаров

Товарные запасы

Организация продаж и реклама

Функции Управления

     

Планирование

Изучение спроса

потребителей не

проводится. Производится стандартный ассортимент товаров

Планирование

ассортимента

предлагаемой продукции

не производится, все

зависит от поставщика

Не планируются

затраты на

организацию продаж

и рекламу

Организация

Заключение договоров на поставку. Необходимость

в создании системы

«компания - поставщик».

Формирование связей.

Создание системы

способной эффективно

управлять товарными

запасами и

ассортиментом

Внедрение

прогрессивных форм

и методов продаж.

Разработка

рекламных

мероприятий

Мотивация

Создание необходимых условий для достижения результативности работы

Контроль

Не проводится оценка

целесообразности каждой

закупки

Анализ изменения

товарных запасов не

проводится. Необходима

разработка мероприятий

по ликвидации

сверхнормативных

неликвидных товарных

запасов

Проведение анализа

выручки от

реализации,

себестоимости и

других важных

показателей

деятельности


Коммерческая деятельность занимает важное место в деятельности всего предприятия. Основными показателями, характеризующие коммерческую деятельность ИП Иванова А.А. являются:

• изучение спроса;

• закупка товаров;

• товарные запасы и ассортимент;

• продажа;

• реклама.

У ИП Иванова А.А. изучение спроса на продукцию не проводится. Тем самым не обеспечивается экономическая эффективность деятельности предприятия, так как получена необъективная информация, в результате неполного

удовлетворения спроса и, как следствие, получение низкого дохода.

Предприятию ИП Иванова А.А. необходимо тщательно контролировать полноту и стабильность ассортимента предоставляемых товаров, необходимо формирование оптимального ассортимента товаров в соответствии со спросом населения. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников коммерческого отдела, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информации.

Управление товарными запасами начинается с их учета. Учет товарных запасов налажен в стоимостном выражении, и в физическом выражении – в массах. Время от времени проводится инвентаризация товарных запасов, т.е. физически пересчитывается, перевешивается все имеющиеся запасы продукции на складе. Текущие товарные запасы определяются исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учета за последующий период.

Продажа осуществляется в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Эти правила регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федерации «О за щите прав потребителей» и иными правовыми актами.

Форма продажи продукции – индивидуальное обслуживание покупателей со склада предприятия кладовщикам и операторами и заключается в выполнении следующих операций:

• встреча покупателей и выявление его намерения;

• предложение и показ товаров;

• помощь в выборе товаров и консультация;

• проведение технологических операций, связанных оформлением документов;

• расчетные операции;

• упаковка и выдача товара.

Благоприятное впечатление оставляет опрятный внешний вид работников, порядок и чистота в помещениях. Выявление намерений покупателей заключается в определении их отношения к видам, сортам и другим признакам товаров. Эта операция выполняется торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме. При этом он обращает внимание на особенности отдельных видов товаров, предлагает взамен отсутствующих другие виды.

Торговый персонал ИП Иванова А.А. имеет высокую квалификацию и при выполнении технологических операций, связанных с оформлением заявок затрачивается немного труда и времени. На качество их выполнения, а следовательно и на уровень обслуживания покупателей влияет правильная организация и обслуживание торгового места персонала.

Завершается продажа продукции расчетом с покупателями и выдачей им товара и документов.

Проведение рекламных мероприятий ИП Иванова А.А. не планируется. С целью привлечения покупателей периодически проводятся презентации, выставки-продажи, дегустации. Данные мероприятия положительно действуют на деятельность предприятия, так как покупатели осведомлены об ассортименте предлагаемых товаров. Но для оживления торговли, привлечения дополнительного числа покупателей, развитию торговли и формированию вкусов потребителей необходимо уделить внимание рекламе в СМИ.

Для того, чтобы оценить влияние эффективности системы управления предприятием ИП Иванова А.А., необходимо проанализировать нормы и ценности организации, которые представлены в матрице организационной культуры (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Матрица организационной культуры ИП Иванова А.А.

Нормы и ценности культуры организации

Положительны е аспекты

Отрицательные аспекты

Проблемы

Ориентация на действия

Стремление вперед, совершенствование организации

«Зацикленность» на своей работе

Недостаточно ресурсов для реализации планов

Самостоятельность и предприимчивость

Творчество и энтузиазм поддерживаются свободой действий

   

Лицом к потребителю

Все для потребителя, клиент - контроль

   

Связь с жизнью и ценное руководство

Объективные знания

Малая степень адаптации к внешней среде

 

Производительность от человека

Люди - главный источник производительности

Недостаток мотивации в продвижении по службе

Снижение производи-тельности

Свобода действий и жесткость одновременно

Контроль за качеством выполнения работы

Не всегда объективное понимание обстановки

Недостаточ-ный опыт и квалификация

Приверженность своему делу

Интерес к работе, повышение производительности

Необходимость подготовки кадров

 

Простая форма организации

Эффективные коммуникации внутри организации

Не всегда эффективное управление

 

После того, как провели оценку эффективности, можно сделать вывод, что расширения ассортимента продаваемой продукции предприятие будет работать эффективнее, чем прежде.

Проведенный анализ показал, что на предприятии создана система управления, имеющая все свойственные ей элементы: механизм управления (цели, задачи, принципы, функции, методы), структуру управления, процесс управления, механизм развития системы управления и искусство управления.

Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру, представляющую собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

На основании проведенного анкетирования работников было выявлено, что в данной организации преобладает ролевая культура, и, причем достаточно явно. Одним из основных факторов, влияющих на культуру организации, остаются цели и задачи, стоящие перед предприятием. Основными из них являются качество продаваемой продукции и получение прибыли, Такая цель, как качество продукции, легче всего контролируется в ролевой культуре.

Проанализировав хозяйственно финансовую деятельность предприятия можно сказать, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль предприятия возросла на 70 %. Однако, сумма затрат на издержки производства значительно увеличилась, что снизило экономическую эффективность деятельности предприятия.

На основании проведенного комплексного анализа системы управления предприятием, можно сделать вывод, что после расширения ассортимента продаваемой продукции торговое предприятие будет работать еще эффективнее, чем прежде.

 

3 Совершенствование менеджмента ИП Иванова А.А.

3.1 Программный  подход к формированию стратегии  по совершенствованию менеджмента

В условиях рыночных отношений любая торговая организация должна быть ориентирована на потребителя. Именно потребители, покупатели определяют организационно-техническую политику предприятия. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и процветание в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. В современных условиях для большинства предприятий целесообразно использовать комплексный программно-целевой подход к управлению организационным развитием.

Целевая комплексная программа представляет собой инструмент системного анализа, который эффективно помогает решать задачи планирования организационного развития по завоеванию большей доли рынка города за счет расширения ассортимента продаваемой продукции. Именно системный подход требует взаимосвязанности планирования организационного развития коммерческой системы с научно-техническим и социально-экономическим развитием. Взаимосвязанность в развитии должна быть обеспечена и в основных сферах организационной деятельности коммерческой системы: организация материально-вещественной части, организация труда и организации системы управления. Возникает, таким образом, задача комплексного управления организационно-техническим и социально-экономическим развитием торговой организации в целом. Она может быть решена на основе взаимосвязи и согласования целей развития отдельных частей и подсистем управленческой системы. Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом из реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

Информация о работе Анализ и оценка эффективности системы управления торговым предприятием