Анализ инновационной политики и инновационных процессов в США и развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 06:13, курсовая работа

Краткое описание

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или ' услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2
Становление инновационной политики в Соединенных Штатах Америки……………..4
1.1.Объект и организационная форма инновационной политики Соединенных Штатов Америки……………………………………………………………………………………………4
1.2. Особенности американского и японского инновационного менеджмента………………5
2. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки и других развитых странах..10
2.1. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки……………………………..10
2.2.Государственное регулирование инновационными процессами в других странах (на примере Японии и Евросоюза)……………………………………………………………………11
2.3. Развитие инновационных процессов в Соединенных Штатах Америки…………………12
3. Соединенные Штаты Америки. Инновационные технологии………………………………14
3.1. Анализ развития инновационных технологий в Соединенных Штатах Америки………14
3.2. Примеры технологий, тенденции и события……………………………………………….17
3.3. Сравнительный анализ с развитыми странами…………………………………………….24
4. Опыт организации кластеров инновационного развития на примере Соединенных Штатов Америки и особенности их сетевого взаимодействия…………………………………………28
4.1. Инновационное развитие……………………………………………………………………28
4.2. Сети кластеров инновационного развития (СКИР)……………………………………….32
Вывод………………………………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый курсовик.docx

— 276.87 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………2

  1. Становление инновационной политики в Соединенных Штатах Америки……………..4

1.1.Объект и организационная  форма инновационной политики  Соединенных Штатов Америки……………………………………………………………………………………………4

1.2. Особенности американского и японского инновационного менеджмента………………5

2. Инновационная политика  в Соединенных Штатах Америки и других развитых странах..10

2.1. Инновационная политика  в Соединенных Штатах Америки……………………………..10

2.2.Государственное регулирование  инновационными процессами в  других странах (на примере Японии  и Евросоюза)……………………………………………………………………11

2.3. Развитие инновационных  процессов в Соединенных Штатах  Америки…………………12

3. Соединенные Штаты Америки. Инновационные технологии………………………………14

3.1. Анализ развития инновационных  технологий в Соединенных Штатах  Америки………14

3.2. Примеры технологий, тенденции  и события……………………………………………….17

3.3. Сравнительный анализ  с развитыми странами…………………………………………….24

4. Опыт организации кластеров  инновационного развития на примере  Соединенных Штатов Америки и  особенности их сетевого взаимодействия…………………………………………28

4.1. Инновационное развитие……………………………………………………………………28

4.2. Сети кластеров инновационного  развития (СКИР)……………………………………….32

Вывод………………………………………………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………………………..39

Список используемой литературы………………………………………………………………40

Приложение……………………………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

Введение

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или ' услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации. Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Особенности инновационных процессов, учет которых необходим при создании организационно-экономического механизма управления вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы. Научно-техническое и экономическое развитие современного общества во многом определяется технологиями, называемыми критическими и лежащими в основе достижения наиболее приоритетных и стратегически важных целей государств и международных сообществ. В основе стратегических целей государства лежат национальные интересы, которые сводятся к решению задач, направленных на достижение ключевых целей: экономического лидерства на мировых рынках, улучшение качественных характеристик производимых товаров, стимулирование инвестиционной деятельности, предотвращение экономической или военной уязвимости страны в случае, если конкуренты займут лидирующую позицию в отрасли. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационной деятельности. Это, по мнению большинства экспертов, единственный процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшеств и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Инновационные технологии оказываются исключительно важным аспектом в контексте достижения данных целей, т.к. они могут применяться к широкому спектру задач гражданского и военного характера и являются перспективной областью исследований. Инновационные технологии имеют большое значение для развития общества как с точки зрения науки, так и экономики. Влияние инновационных технологий на общество проявится во внедрении, распространении и использовании их в разнообразных технологических процессах, в широком спектре продукции. Возникновение таких технологий и их интеграция в известные и применяемые технологические процессы требует понимания того, как эта инновационная деятельность связана с уже существующей экономической структурой. Именно поэтому развитые страны, активно разрабатывают инновационные технологии и методики экономического стимулирования инновационных процессов внутри государства.

Актуальность работы определяется, необходимостью анализа опыта зарубежных стран в создании эффективной системы развития и поддержки инновационных технологических научных проектов.

Цель работы:

Провести анализ  инновационной политики и инновационных процессов в США и развитых странах.

Задачи:

1. Провести аналитический  обзор существующей инновационной  политики в США и ряде развитых  стран.

2. Изучить опыт внедрения  инновационных процессов на примере  США и других стран.

 

 

  1. Становление инновационной политики в Соединенных Штатах Америки
    1. Объект и организационная форма инновационной политики в Соединенных Штатах Америки.

За рубежом инновационное законодательство развивается несколько в ином русле, чем в России. В основном используются и программное финансирование инновационной деятельности, и создание специальных норм, стимулирующих развитие инноваций в различных секторах экономики. При этом по программам финансируются не только конкретные проекты; в них предусматриваются различные виды и формы государственной поддержки инновационной деятельности различных категорий граждан.

В современной истории можно привести примеры государств, где инновационная деятельность стала стилем жизни, а нацеленность на новые научные идеи, новые технологии, стремление претворить их в жизнь - отличительной особенностью экономической системы. В первую очередь - это Япония, в последние годы очень активно развивается в этом направлении Финляндия, яркие примеры инновационной активности встречаются в Китае.

Объектом государственной инновационной политики США является преимущественно частный бизнес. Инновационная политика государства направлена на хозяйственное использование научно-технического задела, на укрепление внутренних связей в научно-техническом комплексе, создание благоприятных условий для инновационной деятельности (инновационного климата).

Набор методов и средств государственной инновационной политики в США достаточно обширен. В целом это мероприятия, так или иначе стимулирующие бизнес: корректировка налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства, регулирование передачи технологии, система контрактных взаимоотношений, снятие ряда ограничений в области охраны окружающей среды, антитрестовское законодательство, различные формы поддержки межорганизационной кооперации и мелкого инновационного предпринимательства.

Наиболее эффективной организационной формой, в рамках которой возможно решение крупномасштабных научно-технических задач, является университетско-промышленные исследовательские центры, организуемые с участием государства. Роль государства в этом случае сводится к поддержке начальных этапов университетско-промышленной кооперации на ключевых направлениях НТП. отражающих национальные приоритеты. Чтобы побудить промышленные корпорации вкладывать средства в рискованные научно-технические проекты с долгосрочной ориентацией, государство не только берет на себя часть первоначальных расходов, но и предоставляет фирмам-участницам бесплатные лицензии на использование сделанных изобретений и открытий.

 

    1. Особенности американского и японского инновационного менеджмента

 

В компаниях США затраты на разработку новой продукции распределяются следующим образом (% сметных затрат);

Фундаментальные (базисные) исследования.............. 3 - 6

Прикладные разработки................................................. 7 - 18

Подготовка технологического оборудования и строительство новых предприятий................................................................... 40 - 60

Организация сбыта (включая рекламу, стимулирование продаж, сбытовую сеть, товародвижение)............................................................... 10 - 27

В американской компании "Дженерал моторс", несмотря на мощную научно-исследовательскую базу, руководство научно-исследовательскими подразделениями до недавнего времени было ограничено в выборе направлений научно-исследовательских работ (НИР). Это во многом объяснялось тем, что на первое место выдвигались производственные и финансовые проблемы. Научно-исследовательским подразделениям отводилась роль "устранителей неисправностей", а не создателей новой продукции.

"Дженерал моторс" в последние годы осуществила кардинальную перестройку своей сложной и малоэффективной структуры управления. Из пяти производственных отделений были образованы две группы: по выпуску крупных автомобилей и малолитражных автомобилей. Это потребовало создания новой информационной системы, включающей банки данных информации с использованием компьютеров, системы телекоммуникаций. Для реализации таких задач была приобретена фирма "Электроник Дейта системз". В 1985г. в структуре "Дженерал моторс" была создана проектно-целевая группа по разработке новой модели малолитражного автомобиля "Сатурн". Начало было положено в 1982г. инженерным проектом такого автомобиля. Проводя реорганизацию структуры управления, "Дженерал моторс" ориентировалась как на новые формы организации разработки новых моделей, так и на создание новой системы сквозного управления, предполагающей развитие горизонтальных взаимосвязей между подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему заработной платы и стимулирование персонала.

Проект "Сатурн" фирмы "Дженерал моторс" предусматривал, что завод "Сатурн" получает оперативную самостоятельность, его работники переводятся на оклад, составляющий 80% суммы, обычно получаемой членами профсоюза автомобилестроителей на других предприятиях "Дженерал моторс". Кроме того, они могут получить оставшиеся 20% и более в зависимости от прибыли завода, распределяемой по прогрессивной системе.

Сам автомобиль и система его производства были сконструированы совместно "Дженерал моторс" и профсоюзом автомобилестроителей. Около 100 специалистов из "Дженерал моторс" и профсоюза собирались летом 1983г., чтобы разработать новую американскую систему производства, основанную на лучшем мировом опыте.

Создатели "Сатурна" построили проект не в виде пирамиды, а как систему концентрических кругов, в центре которой находятся комплексные бригады в 15-20 человек. Бригады координируют работу и обслуживаются группой руководителей компании и профсоюзных деятелей, стоящих во главе отделения. Отделение поддерживается другим кольцом - производственными наблюдательными комитетами, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено совместным комитетом профсоюза и фирмы, стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим направление развития всей организации.

В соответствии с вышесказанным можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских фирм в экономике своих стран:

В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как японская фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы.

В американской фирме задачи координации и непосредственного управления производством, как на цеховом, так и на межцеховом уровнях четко разделены и специализированы, в то время как в японской фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода японской фирмы.

В американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»).

В японской фирме поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Американская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей.

Заключение на рынке труда Японии контракта о пожизненном найме отличается значительно более высокой неопределенностью относительно теории полноценных трудовых контрактов, используемых в США. Их продолжительность может составлять несколько лет, сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза.

Количество уровней управления в японской промышленности более чем в два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин более высокой производительности. Так в японской автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление - причина ведущей роли Японии в области производительности труда.

Лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания.

Использование американскими фирмами системы «поточного производства» является мощнейшим   рычагом   поддержания  американской  экономики  в лидирующей группе мировых экономически развитых стран.

На японских заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах.

Степень "формальной" институционализации межфункциональных отношений более высока среди американских компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации.

В США подавляющее большинство коллективных соглашений в обрабатывающей промышленности достигаются на уровне предприятия, в то время как в Японии соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки и других странах
    1. Инновационная политика в Соединенных Штатах Америки

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

  • Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)

  • Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)

  • НАСА

  • Национальное бюро стандартов

  • Министерство обороны

  • Национальный центр промышленных исследований

  • Национальная академия наук

  • Национальная техническая академия

  • Американская ассоциация содействия развитию науки.

Информация о работе Анализ инновационной политики и инновационных процессов в США и развитых странах