Анализ внешней и внутренний среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Для выработки направления развития организации и принятия управленческих действий различного характера, в первую очередь, необходимо проанализировать состояние, проблемы и возможности среды организации. Исходным пунктом любого анализа является определение его составляющих и направлений, что, по сути означает использование компонентного подхода.

Содержание

1 Введение_________________________________________3
2 Анализ внутренней структуры_______________________5
3 Анализ внешней структуры_________________________
4 Внешняя микросреда______________________________
5 Внешняя макросреда
6 Методы анализа внутренне и внешней среды
7 Анализ внутренней и внешней среды на примере ГКБ№13

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.09 Кб (Скачать файл)
e-height:14pt">Управленческий аппарат  фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в  первую очередь теми факторами, от которых  решающим образом зависит эффективность  деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней  среды и действии ее различных  факторов. Классификация факторов внешней  среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующую классификацию прямого и косвенного воздействия:

§        Характер и состояние рыночных отношений

§        Хозяйственные факторы фирмы

§        Регулирование предпринимательской деятельности

§        Общеэкономические

§        Общеполитические

Первые две категории  факторов относятся к факторам прямого  воздействия, последние три –  к факторам косвенного воздействия.

Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами

§        взаимосвязанность факторов;

§        сложность;

§        подвижность;

§        неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения  взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение  одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение  любой внутренней переменной может  сказываться на других, изменение  одного фактора внешнего окружения  может обусловливать изменение  других.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы.Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.

Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Внешняя  среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение  современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Неопределенность внешней  среды является функцией количества информации, которой располагает  организация по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности  этой информации.

Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в  мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной  деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических  условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности  производства отдельных видов продуктов  и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем  применения гибких форм связей между  всеми функциями управления и  влиять непосредственно на весь хозяйственный  цикл НИОКР – производство –  сбыт.

Анализ внешней среды  требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для  принятия правильных и своевременных  решений.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью  определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей.

Внешнюю среду подразделяют на:

-       микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

-       макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)

Внешняя среда организации  прямого воздействия – это  поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Среду прямого воздействия  еще называют непосредственным деловым  окружением организации. Это окружение  формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:

§        поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;

§        государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);

§        потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);

§        конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;

§        трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.                               

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Законы и  государственные органы

Многие законы и государственные  учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным  владением, компанией, корпорацией  или некоммерческой корпорацией, и  именно это определяет, как организаций  может вести свои дела и какие  налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

Как известно, государство  в рыночной экономике оказывает  на организации как косвенное  влияние, прежде всего через налоговую  систему, государственную собственность  и бюджет, так и прямое — через  законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов существенно  ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов  способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской  деятельности. И таким образом, с  помощью налогов государство  может осуществлять управление развитием  нужных направлений в экономике.

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого  предприятия четко понимает, что  если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях  не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

Информация о работе Анализ внешней и внутренний среды предприятия