Американский и японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 18:04, реферат

Краткое описание

В отечественной экономике постепенно формируются условия для существенного повышения эффективности и прибыльности работы предприятий, их ориентации на реального потребителя.

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторяемость действий, их зависимость от определенной ситуации составляют основные особенности современного управления. Сегодня уже никто не сомневается в необходимости изучения зарубежного опыта менеджмента. Однако не существует точных рецептов того, как за короткое время с минимальными расходами обеспечить решение проблем, которые стоят перед предприятиями, как должны меняться конкретные формы и методы управления в условиях существующих факторов внешней среды. Для выявления правильных ответов на многие вопросы, которые закономерно возникают при формировании новой стратегии развития и переориентации систем управления на рыночные условия, необходимо изучить управленческие модели, стратегические направления передовых компаний ведущих стран мира.

Содержание

Введение
3

Американский менеджмент
4

Японский менеджмент
5

Сравнение американской и японской моделей менеджмента
8

Заключение
13

Литература
15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди, достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.

Сравнительная таблица японской и американской модели управления

Критерии

Японская модель

Американская модель

1. Характер принятия управленческих решений

Принятие решений по принципу консенсуса

Индивидуальный характер принятия решений

2. Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

3. Структура управления

Нестандартная, гибкая

Сурово формализованная

4. Характер контроля

Коллективный

Индивидуальный контроль руководителя

5. Организация контроля

Мягкий неформализованный контроль

Четко формализованная жесткая процедура контроля

6. Оценка результатов деятельности руководителя

Замедленные оценка работы работников и служебный рост

Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе

7.Оценка качеств руководителя

Умение осуществлять координацию действий и контролировать

Профессионализм и инициатива

8. Направленность управления

Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку

Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю

9. Оценка результатов деятельности персонала

Достижение коллективного результата

Достижение индивидуального результата

10.Отношения с подчиненными

Личные неформальные отношения

Формальные отношения

11. Карьера

Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирмы

Деловая карьера предопределяется личными достижениями

12. Подготовка руководителей

Подготовка универсальных руководителей

Подготовка узкоспециализированых руководителей

13. Оплата труда

Оплата труда за показателями работы группы, стажем

Оплата труда за индивидуальными достижениями

14. Срок занятости на фирме

Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем

Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем

15. Общий принцип управления

«Снизу-Вверх»

«Сверху-Вниз»

16. Штатное расписание

Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации

Функциональная подчиненность и четкие границы полномочий

17. Повышение квалификации

Без отрыва от производства (на рабочем месте)

Отделено, за специальными программами подготовки

                

В таблице показано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоин­ства и недостатки каждой из них.

          В краткосрочном плане японская система управления проигрывает американской из-за большой сложности принятия решений и большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность производства, поскольку стимулирует участие рабочих в управлении и усиливает их ответственность и заинтересованность в делах фирмы.

Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без уче­та ее специфических условий и, прежде всего, психоло­гических и социально-культурных факторов.

Однако сравнение моделей представляет значительный инте­рес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.

России более близка японская модель управления, учитывая особенности нашей истории, культуры и национальной психологии (приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти). Однако, за последние несколько десятков лет произошла сильная американизация общества. Многочисленные кризисы отучили людей надеяться на помощь государства или предприятия. Теперь каждый выживает, как может. Поэтому в большинстве современных российских компаниях можно заметить черты индивидуализма, присущие американским фирмам.

Поэтому России еще предстоит выбрать наиболее подходящую для нее модель менеджмента, развивая и дополняя существующие модели собственной практикой управления.

Заключение

Итак, сравнив две модели управления американскую и японскую можно сделать следующие выводы. Принципиальным отличием двух названных моделей менеджмента является то, что японская построена на коллективизме, а американская – на индивидуализме и конкуренции между людьми.

          1.В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, — в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач.

2. В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как японская фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы.

          3.Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) — для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму).

4. В американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма стимулирует работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних лет; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»).

5. В японской фирме поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Американская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей.

6. Количество уровней управления в японской промышленности в среднем в два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин более высокой производительности. Так в японской автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление – причина ведущей роли Японии в области производительности труда.

7. Лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; Использование американскими фирмами системы «поточного производства» является мощнейшим рычагом поддержания американской экономики.

8. На японских заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах.

9. Степень «формальной» институционализации межфункциональных отношений более высока среди американских компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Аоки М. Фирма в японской экономике. Пер. с англ. – СПб: Лениздат, 1995.

2.      Агапонова И.И. История менеджмента. Курс лекций. – М.: Экмос, 2008

3.      Джексон Грейсон, Харла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Наука, 1996.

4.      Мескон М.Х„ Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Ч. IV.: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000

5.      Мокринский Ю.Л., Новикова Е.А. Опыт работы лучших японских фирм. — Воронеж: Тавров ЛТД, 2004

6.      Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. – М., 1993.

7.      Паркинсон С.Н. Растомджи М.К., Сарпес.А. Эти невероятные японцы. М.:ФОЗБ, 1992.

8.      Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии Германии. – М.: ИНЭ, 2004.

9.      Хлынов В.Н. Японские «секреты» управления персоналом. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000

10. Шонбергер P. Японские методы управления производством. Девять простых уроков. / Р.Шонбергер. – М.: Экономика, 1988             

 

 

14

 



Информация о работе Американский и японский менеджмент