Американская и японская школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучение японской и американской школ менеджмента, а также их сравнение.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть американскую организованность, компетентность персонала и развитость индустрии совершенствования менеджмента, а так же стратегию управления в американских фирмах.
2. Рассмотреть признаки и направленное изменение стратегии управления, а так же особенности принципов стратегии производства.
3. Рассмотреть менеджмент как часть туризма и произвести сравнительный анализ американской и японской школ менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1 АМЕРИКАНСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.........................................................6
1.1 Американская деловитость и организация………….........................................6
1.2Обеспечение компетентности персонала и развитость индустрии совершенствования управления…...........................................................................10
1.3. Стратегия управления производством в американских фирмах........................................................................................................................14
2 ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ..................................................................19
2.1 Признаки японского менеджмента…………………………………………...19
2.2 Направленное изменение стратегии управления............................................23
2.3 Особенности принципов стратегии производства..........................................25
3 МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ. СРАВНЕНИЕ ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ.....................................................................30
3.1 Роль менеджмента в туризме……………………….…………………………30
3.2 Сравнительная характеристика американской и японской школ управления………………………………………………………………………….34
Заключение.................................................................................................................39
Список использованной литературы ......................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 3.docx

— 86.82 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. И.КАНТА

 

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО  СЕРВИСА И ТУРИЗМА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

АМЕРИКАНСКАЯ  И ЯПОНСКАЯ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Работу выполнил:

студент 3 курса очной формы обучения

Никулин А. Ю.

Научный руководитель:

Ивлева О. В.

 

 

 

 

 

Калининград

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1 АМЕРИКАНСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.........................................................6

1.1 Американская деловитость и организация………….........................................6

1.2Обеспечение  компетентности персонала и развитость  индустрии совершенствования управления…...........................................................................10

1.3. Стратегия  управления производством в американских фирмах........................................................................................................................14

2 ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ..................................................................19

2.1 Признаки  японского менеджмента…………………………………………...19

2.2 Направленное изменение стратегии управления............................................23

2.3 Особенности принципов стратегии производства..........................................25

3 МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ. СРАВНЕНИЕ ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ.....................................................................30

3.1 Роль менеджмента  в туризме……………………….…………………………30

3.2 Сравнительная  характеристика американской и  японской школ управления………………………………………………………………………….34

Заключение.................................................................................................................39

Список использованной литературы ......................................................................42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В культуре развитых стран понятие менеджмент часто связывают с понятием бизнес. Бизнес является деятельностью, которая направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. как синоним этого применяется термин деловое администрирование. Менеджмент можно применить к любой организации не являющейся государственным органом. К государственному органу используется термин государственное управление. В настоящее время существует две основные модели построения бизнес-образования.

Первая  модель, американская, что формируется из профессионального менеджмента. Она позволяет получить высшее профессиональное образование в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Но в рамках американской модели для того, что бы получить высшее профессиональное образование в области менеджмента, требуется накопить практический опыт работы, что бы изнутри узнать, что собой представляет бизнес и менеджмент в реальной жизни. Только после этого он выбирает «карьерный путь» менеджера и возвращается в систему высшего профессионального образования для приобретения серьезных знаний именно в области бизнеса и менеджмента, которые становятся для него главной профессией.

Вторая  модель, японская. По всеобщему признанию в основе японской школы менеджмента лежал особый, японский стиль управления, который основан на иной (по сравнению с европейской) корпоративной культуре, состоящей из многослойной системы и организованной по принципу иерархической пирамиды. Основой для данного стиля управления являются три традиционных японских ценности: on (благодарность), giri (ответственность) и wa (гармония). Благодарность и ответственность  выражают взаимозаинтересованность верхнего и нижнего уровня управления: работодатель обеспечивает безопасность работнику в ответ на его подчинение. Гармония показывает качество этого союза, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Таким образом, западный критерий оценки социального прогресса ставится под сомнение.

Американский  путь обучения профессиональных менеджеров имеет серьёзных оппонентов. В Японии существует лишь три школы бизнеса, в первую очередь направленных на подготовку тех, кто намеревается работать за границей. Начальников подготавливают на фирме с помощью опыта, постепенно перемещая их по должностям. Это позволяет досконально изучить различные части бизнеса и свою фирму. При достижения возраста около 35 лет сотрудники могут получить должность руководителя. В японских компаниях обучаются как обычные рабочие так и президент. Главная ответственность за обучение является задачей руководителя каждого подразделения ,опытные учат новичков. Обучение в посторонних учебных центров проходит не часто, но, например, фирма «Мацусита Дэнки» имеет Академию Мацуситы, на которой в течении пяти лет занимаются обучением новых работников с высшим образованием. Но это является исключением.

Цель  данной курсовой работы изучение японской и американской школ менеджмента, а  также их сравнение.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть  американскую организованность, компетентность  персонала и развитость индустрии  совершенствования менеджмента,  а так же стратегию управления  в американских фирмах.

2. Рассмотреть  признаки и направленное изменение  стратегии управления, а так же  особенности принципов стратегии  производства.

3. Рассмотреть менеджмент как часть туризма и произвести сравнительный  анализ американской и японской школ менеджмента.

Работа  состоит из введения, трёх глав и восьми параграфов, заключения. В первой главе описывается стратегия управления американской компанией, компетентность и обучение персонала. Вторая глава повествует о структуре японской школы менеджмента и управлении японской компанией. В третьей главе проводится связь менеджмента с туризмом, а так же сравнение двух школ менеджмента.

В курсовой работе в основном использованы книги  зарубежных авторов. О структуре  японской школы управления лучше  описывается в произведениях  японских авторов, таких как Аоки М. «Фирма в японской экономике», Ингиу Оу «Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и будущее», Масааки Имаи. «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний». Именно эти авторы более доступно и подробно рассказывают о школе менеджмента своей страны. Об американской школе менеджмента информация взята из произведений Мескона М. Альберта М. Хедуори Ф. «Основы менеджмента», Джеймса Хартера, Родд Вагнера «12 элементов успешного менеджмента» и других западных авторов описывающих менеджмент запада.

 

АМЕРИКАНСКИЙ  СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

1.1 Американская деловитость и организация

 

 

Во времена СССР было характерно использование идеологической практики «оценки стиля сверху», которая устанавливала и позволяла последующее пользование «оценочными установками». В связи с этим уместна характеристика, данная И.В. Сталиным: «Американская деловитость является ...противоядием против «революционной» маниловщины и фантастического сочинительства. Американская деловитость – это та неукротимая сила, которая не знает преград, которая размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия, которая не может не довести до конца раз начатое дело, если даже это небольшое дело, и без которой не мыслима серьезная строительная работа»[5].

Американская  деловитость проявляется в различных качествах персонала, таких как целеустремленность, настойчивость и умение завершать начатое дело. Именно американская школа менеджмента разработала и реализовала в различных проявлениях и на разных уровнях концепцию управления по целям.

Обычным проявлением американской деловитости  считается стремление к выгоде, доходу. Какой смысл стремиться к цели, которая не предвещает выгоды? «Тот, кто не дышит воздухом прибыли, тот задохнется в деловом мире. Деловые американцы считают, что всякое дело должно быть выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени и попутно в ...удовольствии»[5]. Это объясняет стремление американцев вникать в мельчайшие детали своего дела, подхода, метода, средства, системы, желание изучать опыт других стран.

Американских менеджеров считают мастерами получать максимальное количество выгоды из созданного дела, сложившейся ситуации. То, что не имеет выгоды или сыграло свою роль, обычно забрасывается.

В период благоприятной конъюнктуры дело ведется инициативно и энергично, получается максимальное количество выгоды из персонала и оборудования. Эта сторона американской деловитости вывела три правила:

  1. Делай то, что окупается, приносит доход.
  2. Выбирай эффективные средства достижения целей.
  3. Умей находить и использовать необходимые ресурсы.

Американская  деловитость проявляется также  в умении оценивать, считать. При создании, ведении или улучшении дела американцы умеют оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды[13].

В сфере  управления в США, практически нет чего то, что не получало бы денежной и временной оценки. Время – это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время. Во-первых, это определяет организацию работы так, что время, силы, материалы и деньги не тратятся в пустую. Во-вторых, в американском менеджменте возможно найти большое количество средних цифр и данных, используемых для характеристики различных проблем. Издается немало литературы, методико-практического характера для решения вопросов о сокращении административно-управленческих расходов, экономии времени. Те кто не в состоянии оценивать и считать, тот не может эффективно управлять. Поэтому система курсов повышения знаний менеджеров включает в себя множество дисциплин, разделов и тем, направленных на формирование и развитие этого важного и необходимого умения.

Сильным признаком американской деловитости  является также единство слова и дела.

Американский  руководитель верен и предан взятым обязательствам, своему слову, подписанному контракту. Выполнить устное или зафиксированное слово является деловым азартом, в котором скомпонованы честь, престиж, совесть и профессионализм менеджера. Слово, которое дано, - это начало и продолжение дела, а не слово, данное в пустую и которое не будет сдержано. По правилам этики бизнеса невыполнение обязанностей и несоблюдение контракта подрывает репутацию менеджера. Проявлением американской деловитости так же является краткость и ясность слова.

В данной стороне деловитости реализуется  правила экономии языковых средств. Многословность это один из минусов управления и организации. Существую, конечно и такие руководители, что как много говорят так много и делают, но это уже особые способности или талант. Обычно, многословие и деловитость друг с другом не уживаются.

В США  существуют руководства, в которых содержатся рекомендации по правилам разговоров по телефону, с подчинёнными, с аудиторией. В подобных рекомендациях зачастую используются доходчивые, ясные и профессионально выполненные рисунки, схемы и диаграммы. Графическое слово также является сильным инструментом в обучении.

Краткость и ясность слова позволяет американцам создавать меньшие по объему отчеты, которые легче воспринимаются, а главное эти отчёты полностью будут прочитаны теми, кому они адресованы. Проблема «чтения документа» – одна из самых распространённых в условиях большого объема документов.

При организации  любого дела американский руководитель всё тщательно продумывает, учитывает по возможности все стороны, которые определят успех или провал дела. Американскому менеджеру не свойственна работа «навалом, нахрапом, натиском». Эффективность любой организационной системы главным образом определяется ее отработанностью с различных точек зрения – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних факторов и т.д.[6].

Американский  рабочий приучен работать в условиях высокого уровня организации труда. Самое главное: он не ставится в условия «двойной занятости», то есть работать за себя и недостатки в организации работы.

За счет установленного высокого организационного уровня обеспечивается хорошая продуктивность работы, эффективное использование оборудования, времени, сырья, материалов и, конечно, самого человека. На практике стало ясно, что использование любой организационной системы и любого организационного фактора связано повышением и поддержанием эффективности.

Американцы  умеют найти, разработать и внедрить такую организационную систему, которая ставит работника в определенные условия и «заставляет» его делать то, что нужно, а не то, что хочет  делать сам работник.

Среди признаков  организованности следует выделить два:

1 – каждый делает свою работу поскольку знает что, когда и как делать;

2 – не допускать неорганизованного поведения участников системы.

Очень важный показатель американского умения организовывать это связь задач и целей с необходимыми видами и объемами ресурсов.

Информация о работе Американская и японская школы менеджмента