Американская и Японская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Америка и Япония на сегодняшний момент являются одними из самых развитых в экономическом плане государств. Именно поэтому развивающиеся страны пытаются эффективно использовать их опыт руководства предприятиями. В данной работе рассматриваются модели менеджмента Японии и Америки еще и потому, что они являются основными. Интересно посмотреть, как японские менеджеры самостоятельно пытались выработать свою модель управления.

Содержание

Введение
1. Американский менеджмент
2. Японская модель
3. Сравнение американской и японской моделей менеджмента
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 24.56 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

1. Американский менеджмент

2. Японская модель

3. Сравнение американской и японской моделей менеджмента

Заключение

Литература

 

   Введение

      Америка  и Япония  на  сегодняшний   момент  являются  одними  из  самых развитых в экономическом  плане  государств.  Именно  поэтому  развивающиеся страны пытаются эффективно использовать их опыт  руководства  предприятиями. В данной работе рассматриваются модели менеджмента Японии и  Америки  еще  и потому, что они  являются  основными.  Интересно  посмотреть,  как  японские менеджеры самостоятельно пытались  выработать  свою  модель  управления.  Их творческий  поиск  завершился  созданием  специфической  «японской»  системы

управления. Но  в то же время следует отметить, что идеи  американских ученых  способствовали  установлению  особого  стиля  мышления  и  подходов, присущих только японским управляющим.  Эти  трудности  направили  творческий поиск на развитие новых направлений управленческой мысли.    В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций,  отсутствовавших  в  американской  модели. Целью данной работы является рассмотрение, анализ, сравнение японского и американского моделей менеджмента.

           

 1. Американский менеджмент  характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

 Для американского  менеджмента очень характерно  представление о персональной  ответственности работника. Эффективность  работы конкретного руководителя  определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть  тех целей, которые были ему  поставлены.

Изучение американской модели менеджмента представляет известный  интерес. Именно в США впервые  сформировалась наука и практика менеджмента. Американская модель применяется  в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и  некоторых других странах.

Американский менеджмент впитал в себя базы классической школы, основоположником которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал

 Урвик сделали много для популяризации главных положений классической школы. Потом остальные американские авторы внесли в систему принципов управления много дополнений, уточнений и конфигураций. Классическая школа оказала существенное влияние на формирование всех остальных направлений в американской теории управления

В американской школе менеджмента  принято считать, что успех фирмы  зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному  росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время  как внешние факторы отходят  на второй план.

Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются:

• компетентность руководителя;

• способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера;

• доверие как переход  от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию  полномочий.

Менеджер не может быть "универсальным гением". Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие  организаторские способности, а  не на знания специалиста

Современная американская модель менеджмента нацелена на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как компания

(акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

.

 

2. Японская модель 

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

 Творческое освоение  зарубежного опыта в области  организации и управления;

 Последовательное сохранение национальных традиций.

 Японская система менеджмента  признана наиболее эффективной  во всем мире и главная причина  ее успеха – умение работать  с людьми. Япония первой в мире  стала развивать современный  менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к  деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной  продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами  стране традиционно культивируется  принцип: «наше богатство –  человеческие ресурсы», в соответствии  с которым создаются условия  для наиболее эффективного использования  этих ресурсов. В последние годы  во всем мире возрастает интерес  к японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное  развитие экономики этой страны  позволило ей занять лидирующее  положение в мире. Япония является крупнейшим в мире производителей легковых автомобилей; доминирует в производстве почти всех категорий массовых полупроводниковых микросхем; признана самой конкурентоспособной страной в мире; занимает лидирующие позиции в обеспечении грамотности,  социальной политики, качество жизни. Эти и другие успехи во многом обусловлены высоким уровнем менеджмента, основателями которого были: Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Ибука и др. Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны. На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект. Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам. Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все - одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха.

Японский менеджмент характеризуется  и особенностями фирмы, размера  и содержания оплаты труда. Заработная плата определяется, прежде всего, показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество  дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту  работы, медицинского обслуживания, соц. Страхования и др. выплаты на социальные нужды. Зарплата управленческого персонала  компании редко более чем в 7-8 раз превышает только что поступившего на предприятия ученика.

 На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижения по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставления льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведённые места для парковки машин и т.п.

Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и  их социальный статус и позволившего добиться не обычных успехов в  промышленности, способствует совершенствованию  традиционных методов управления кадрами  в других странах с развитой экономикой.

 Высокое качество японских  товаров во многом обеспечивается  японской "культурой стыда", т.  е. тем, что производство недоброкачественной,  неисправной продукции считается  позорным.       За послевоенные  годы в Японии произошла подлинная  революция качества.

Японская система управления качеством дает очень высокие  результаты. Так, например, её применение на телевизионном заводе в Чикаго после покупки этого завода Японией  у американской фирмы "Моторола" уровень брака через четыре года снизился в 50 раз. На дочернем предприятии  другой японской компании, купленной  в Америке, за два года количество дефектов было уменьшено в 10 раз  и т. д.

 

         Япония обеспечила себе лидирующее  положение в мире благодаря  целевой ориентации всей экономики  на повышение качества производимых  товаров, а японская система  менеджмента признана наиболее  эффективной во всем мире, и  главная причина её успеха - умение  использовать человеческий фактор.

 

Сравнение американской и японской моделей менеджмента

 Школы управления США  и Японии являются в настоящее  время ведущими в мире и  рассматриваются в других странах  как своеобразный эталон развития  менеджмента. При полярных различиях,  между ними, однако, имеется определенное  сходство: обе школы основное  внимание уделяют активизации  человеческого фактора (используя,  однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации  выпускаемых товаров и услуг,  разукрупнению крупных предприятий  и умеренной децентрализации  производства; ориентируются на  разработку и реализацию долговременных  стратегических планов развития  предприятия (правда, если американские  менеджеры разрабатывают свои  планы на 5— 8 лет, то японские  — на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на  внешнее сходство, эти две управленческие  школы имеют особенности, обусловленные  спецификой социально-экономического  развития их стран.

 Основу американской  системы управления составляет  принцип индивидуализма, возникший  в американском обществе в  XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали  сотни тысяч переселенцев. В процессе  освоения огромных территорий  вырабатывались такие национальные  черты характера, как инициативность  и индивидуализм. Для Японии  же, в которой до конца XIX в.  сохранялся феодализм, характерна  традиционная установка общественного  сознания на коллективизм (принадлежность  к какой-либо социальной группе), и формирование современной японской  системы управления происходило  с учетом этой особенности.  В настоящее время японский  менеджмент получает все большее  распространение в таких странах,  как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих  культурных ценностей и традиций.

 

 Существуют  и другие различия японской  и американской систем управления. В США в процессе управления  ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность  организации — в Японии же  менеджеры ориентируются на группу  и организацию в целом. В  американских фирмах существуют  жесткие структуры управления, обладающие  определенными функциями, — в  Японии применяются более гибкие  структуры управления, создаваемые  и ликвидируемые по мере выполнения  конкретных задач. Главным стимулом  для американских работников  является экономический фактор (деньги) — для японских работников  более значимую роль играют  не деньги, а социально-психологические  факторы (чувство принадлежности  к коллективу, гордость за фирму). Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, — японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, — на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях. Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей — японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, по и сделать максимум полезного для своей организации, например американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время, а японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы. Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20—25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.

 

 В Японии  работники обычно трудятся всю  жизнь на одном предприятии,  а любой переход в другую  организацию рассматривается как  неэтичный поступок. Карьера японского  специалиста чаще носит горизонтальный  характер (например, управленец среднего  звена через каждые 4 года —  5 лет перемещается в другие  отделы, занимая равные по прежнему  статусу должности). Это позволяет  фирме улучшать систему горизонтальных  связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов  широкого профиля, решать проблему  взаимозаменяемости, улучшать моральный  климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.

 

ТАБЛИЦА

 В таблице показано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.

 

        Еще  одно главное различие заключается  в самой организации управления. На американских предприятиях  жестко разграничены служебные  и производственные обязанности,  а контроль за их использованием осуществляет вышестоящее лицо, поэтому в поле зрения рабочих и служащих попадает ограниченный круг вопросов, выполнение которых им поручено. На японских предприятиях ответственность за многие важные вопросы производственной деятельности несет персонал, который постоянно повышает свою квалификацию. Таким образом, управление в США "иерархическое", а в Японии - "всеобщее".

 

       В краткосрочном плане японская система управления проигрывает американской из-за большой сложности принятия решений и большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность производства, поскольку стимулирует соучастие рабочих в управлении и усиливает их ответственность и заинтересованность в делах фирмы.

 Уровень брака* и  частота поломок японских автомобилей,  телевизоров, интегральных схем  и других товаров в десять  с лишним раз ниже, чем у  западных изделий. Сравнение этих  двух концепций свидетельствует  о "близорукости" американских  установок" (табл. 1. 3). Например, реконструкция  производственной системы или  производственной единицы с целью  повышения качества приводит  к краткосрочному росту производственных  затрат, но в долгосрочном плане,  напротив, сокращает их.

 Сопоставление японской  и американской моделей менеджмента  показывает, что нельзя переносить  одну модель менеджмента в  экономику другой страны без  учета ее специфических условий  и, прежде всего, психологических  и социально-культурных факторов.

Информация о работе Американская и Японская модель менеджмента