Экономическое сотрудничество России с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас по уровню экономического развития Российская Федерация занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. И на данном этапе для неё характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами. Россия сохраняет своё место ведущего экономического и политического компонента на постсоветском пространстве; она, будучи частью Европы, многие столетия оказывала существенное влияние на общеевропейский процесс развития и сегодня, не вписываясь по своим масштабам в нормальное членство в составе ЕС, активно сотрудничает и с ним, и с его членами на взаимосогласованных основах; она, как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнёр в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно проявляет заинтересованность в участии в существующих и нарождающихся интеграционных объединениях различных форматов в этой части мира. Рассмотрим более подробно внешнеэкономическую деятельность России в XXI веке, её отношения с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка.

Содержание

Введение 3
1. Внешнеполитическое сотрудничество 5
1.1 Экономическое сотрудничество 13
1.2 Россия в ОЕЭП 16
2. Россия и США 19
2.1 Торговые отношения России с США 19
2.2 Деятельность российских предприятий на рынке США 21
2.3 Инвестиционное сотрудничество 23
2.4 Современные взаимоотношения 26
3. Россия - АТР, АТЭС: Широкие горизонты сотрудничества 27
3.1 Общая картина взаимоотношений 27
3.2 Россия и Китай 30
4. Россия - СНГ 32
5. Присоединение России к ВТО: Плюсы и минусы 35
Заключение 40
Задание: 42
Список используемой литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

 «Не воевать, а торговать» - вот главный тезис в современной  международной политике

Россия - обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей - 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море - с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами - Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР Россия стала более северной страной, отделённой от Центральной и Западной Европы новыми государствами. Начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы. В конце 1991 года по этому поводу был принят пакет указов Президента и постановлений Правительства РФ («О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР», «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ» и др.). Право на ведение внешнеэкономической деятельности, включая посредническую, получили все зарегистрированные в РФ юридические лица. Кардинальные изменения геополитического и геоэкономического положения России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Сейчас по уровню экономического развития Российская Федерация занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. И на данном этапе для неё характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами. Россия сохраняет своё место ведущего экономического и политического компонента на постсоветском пространстве; она, будучи частью Европы, многие столетия оказывала существенное влияние на общеевропейский процесс развития и сегодня, не вписываясь по своим масштабам в нормальное членство в составе ЕС, активно сотрудничает и с ним, и с его членами на взаимосогласованных основах; она, как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнёр в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно проявляет заинтересованность в участии в существующих и нарождающихся интеграционных объединениях различных форматов в этой части мира. Рассмотрим более подробно внешнеэкономическую деятельность России в XXI веке, её отношения с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка.

 

1. Внешнеполитическое  сотрудничество

 

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того,

ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.

Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства - это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма. В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее, государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.

Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности "своих" предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государством научных исследований, мероприятий по их внедрению в производство.

Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.

Теория международной торговли Д. Рикардо, а ранее А. Смита была призвана доказать в противовес меркантилистам необходимость и целесообразность свободной внешней торговли. А. Смит объяснял существование международной торговли и ее выгодность различием в абсолютных издержках производства товаров в разных странах. Активированный уголь муравьиная кислота водоподготовка. Международное разделение труда и специализация считались целесообразными, поскольку в каждой стране существовали особые условия и ресурсы, обеспечивавшие ей преимущества по сравнению с другими странами: возможность производить определенные товары с меньшими издержками (или возможность производить в единицу времени большее количество товаров).

В теории абсолютного преимущества А. Смита принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта переносятся на сферу международной торговли: если можно купить товар за рубежом по более низкой цене, чем у себя дома, то лучше сделать это, специализируясь на производстве того товара, который дешевле изготавливать дома вследствие наличия определенных преимуществ в данной отрасли.

Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже - все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах, поскольку каждая из них производит главным образом те товары, на которые она затрачивает меньше ресурсов, чем другие страны.

Д. Рикардо сделал следующий шаг в теории международной торговли, доказав ее целесообразность и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. Другими словами, отношение издержек производства этого товара к издержкам производства остальных товаров в данной стране будет ниже, чем аналогичное соотношение в других странах. Именно на производстве такого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары.

Приведем пример. Пусть при имеющихся ресурсах страна А может произвести за год 60 единиц товара Y или 30 единиц товара X или любую комбинацию этих товаров в пределах, заданных кривой производственных возможностей (сплошная линия на рисунке 13.1,а). Страна В (или остальной мир) с помощью имеющихся ресурсов может произвести 80 единиц товара Y, или 100 единиц товара X, или их любую комбинацию в пределах, заданных кривой производственных возможностей (сплошная линия на рис. 13.1,6). Очевидно, страна В обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров, а страна А не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров1. Однако соотношения издержек производства товаров X и Y в этих странах различны. Мы будем исходить из предположения о постоянстве издержек производства товаров Y и X в странах, а значит постоянстве издержек замещения, что даст возможность представить кривые производственных возможностей в виде прямых линий. Различный наклон этих кривых в странах свидетельствует о разном соотношении издержек производства товаров X и Y. Для страны А это соотношение составит 60Y=30X, или 2Y=1X, а в стране В соответственно 0,8Y=lX (для единицы товара Y эти же соотношения будут: 1Y=O,5X в стране А и 1Y=1,25X в стране В). Относительные цены товаров на конкурентных рынках определяются относительными издержками их производства и стремятся к указанным выше соотношениям.

В закрытой экономике товаров потребляется столько, сколько производится. Максимальные объемы потребления заданы точками на кривых производственных возможностей. Предположим, что страна А производит и потребляет 20 единиц товара Y и 20 единиц товара X , a страна В, соответственно, 65Х и 28Y.

При сопоставлении условий торговли в двух странах обнаруживается, что товар Y можно купить в стране А за 0,5Х, а продать в стране В за 1,25Х. Товар X можно купить в стране В за 0,8Y , а продать в стране А за 2Y, получая значительную выгоду (при условии, что транспортные издержки невелики). Значит, если страны будут открыты для международной торговли, то страна А будет экспортировать товар Y в страну В и закупать у нес более дешевый товар X. Страна В, наоборот, будет вывозить товар X в страну А в обмен на более дешевый товар Y. Развитие межстранового обмена приведет к выравниванию относительных цен в обеих странах. 3 Мировая цена (в данном случае цена, по которой страны А и В будут торговать друг с другом) установится где-то между относительными ценами, существовавшими в странах до начала обмена. В нашем примере мировая цена будет находиться в пределах O,8Y

Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли.

Представленные выше теории пытались объяснить структуру внешней торговли с точки зрения того, что выгодно вывозить и ввозить данной стране. Но не менее важным является вопрос о том, на каком уровне установится цена равновесия на мировом рынке, поскольку именно с этим связана количественная оценка конкретной выгоды, получаемой страной от специализации и международного обмена.

Для выяснения этого вопроса сопоставим спрос, предложение и условия равновесия, например, на рынке товара X в торгующих странах.

Предположим, что страна В обладает сравнительным преимуществом в производстве товара X, и в отсутствие внешней торговли соотношение цен на внутреннем рынке устанавливается на уровне 1X=O,5Y. Лучшее качество: купить дверные ручки В стране А аналогичное соотношение цен будет: 1X=2Y. Очевидно, страна В будет экспортировать относительно дешевый товар X в страну А.

Кривая спроса мирового рынка (Dm) на товар X (в данном случае спроса страны А на импорт товара X) строится на основе величины избыточного спроса в стране А при ценах, более низких, чем внутренняя цена равновесия (2 Y за IX). Кривая предложения на мировом рынке (Sx) получена, исходя из величины избыточного предложения в стране В при ценах выше внутренней цены равновесия (0,5Y за IX).

Существует лишь один уровень цен, при котором спрос на мировом рынке товара X равен предложению (т. Заказать шкаф для одежды доставка. Это будет цена 1Y за IX, при которой избыточный спрос на товар X в стране А равен избыточному предложению данного товара в стране В.

Общий итог установления торговых отношений можно подвести, определив выигрыши и потери производителей и потребителей обеих стран, а также мирового хозяйства в целом.

В стране А после снижения цен с 2Y до 1Y, то есть до уровня мировых, область потребительского излишка (с) увеличится на площадь (a+b+d) и в целом составит (a+b+d+c). Производители товара X в стране А понесут убытки от снижения цен, соответствующие площади (а), поскольку в закрытой экономике прибыль производителей была равна области (а+е), а после установления торговых отношений, падения цен и сокращения внутреннего производства с 40Х до 20Х составила только область (е). Таким образом, потребители страны А получили выигрыш в размере области (a+b+d), а производители понесли потери, равные (а). В итоге чистый выигрыш для страны в целом оказался равным: (a+b+d) ~ (a)=(b+d). Для простоты анализа мы принимаем предположение о равноценности единиц потерь производителей и выигрыша потребителей.

Аналогично в стране В потребители после повышения цен до уровня мировых теряют часть потребительского излишка, равную площади (h+i), а производители выигрывают от роста цен и расширения производства область (h+i+f). Чистый выигрыш страны составляет: (h+i+f)-(h+i)=(f)-

Таким образом, мировое хозяйство в целом имеет выигрыш в размере (b+d+f)

Распределение выгод между странами зависит от того, в какой степени изменяются внутренние цены в результате установления торговых отношений. Больше получаст страна, у которой цены изменились сильнее. Это отражается правилом распределения выгод, которое гласит: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если относительные цены в стране А изменились на D%, а в стране В на S% (в процентах от цены мирового рынка), то.

Больше получает та страна, у которой эластичность спроса и предложения по цене ниже. В нашем примере это страна А1.

В связи с проблемой распределения выгод от внешней торговли, интерес для экономистов представляет анализ динамики экспортных и импортных цен отдельных стран. Этим целям служит показатель «условий торговли» (terms of trade).

Он определяется как соотношение индексов экспортных и импортных цен и рассчитывается для всего набора экспортных и импортных товаров вызывают «улучшением» условий торговли. Однако анализировать его динамику следует вместе с данными об изменениях объемов торговли и причинах изменения цен.

Европейское направление занимает важное место во внешнеполитическом курсе современной России. Ведущие европейские аналитики подчёркивают, что западноевропейская ориентация при Владимире Путине рассчитана надолго не только потому, что ей не существует никакой реальной альтернативы, но и, прежде всего она вытекает из убеждения, что Россия лишь путём партнёрства с Европой сможет провести свою внутреннюю модернизацию и добиться желанного восстановления своего величия. Действительно, если оценивать внешнеполитическую концепцию России 1993 и 2000 годов, то нельзя не заметить, что в 1993 году Европа занимала 5-ое место в приоритетах внешней политики, а в 2000 г. переместилась на почётное второе место, сразу после СНГ. С тех пор эта позиция удерживается во всех ежегодных посланиях президента Путина Федеральному Собранию. Однако, оценивая результаты диалога России и ЕС последних лет, экс-премьер-министр Швеции Карл Бильдт справедливо отмечает, что, несмотря на взаимный интерес ко многим региональным и глобальным проблемам, «приходиться признать, что до сих пор этот диалог был удивительно бесплодным». К сожалению, честолюбивая риторика и высокие цели подменяют собой фактические формы сотрудничества. Парадокс состоит в том, что уже создано и создаётся немало структур для поддержания такого диалога, но при этом двусторонние контакты Москвы с отдельными европейскими столицами (особенно с Берлином и Парижем) неизменно оказываются более действенными. Одна из главных причин состоит в том, что Европейский союз всё ещё не говорит в один голос даже по наиболее крупным международным проблемам. Вторая важная причина видится в том, что назрела необходимость повысить уровень политического диалога между Россией и ЕС и сделать его более продуктивным в практическом плане. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС было подписано на греческом острове Корфу в 1994 году, и спустя пять лет было подкреплено «Современной стратегией ЕС по отношению к России» и «Стратегией развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 годы)».

Информация о работе Экономическое сотрудничество России с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка