Эволюция Международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 03:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении эволюции Международного валютного фонда. В ходе написания курсовой необходимо ознакомиться с историей образования Международного валютного фонда, определить цели, функции и принципы управления МВФ как субъекта мирового экономического процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Эволюция международного валютного фонда……………………….…............6
1.1. Дискуссии о послевоенном мировом экономическом устройстве. Образование Международного валютного фонда…………….…………………...6
1.2. Цели, функции и принципы управления МВФ как субъекта мирового экономического процесса………………………………………………….…...….11
1.3. Деятельность Международного валютного фонда……………….......17
2. Оценка деятельности МВФ в системе международных экономических отношений с политико-правовых позиций……………………………………….22
2.1. Проблемы МВФ.……………………………………………..………….22
2.2. Анализ влияния рекомендаций МВФ на ситуацию в развивающихся странах в период валютных кризисов 1970-1990гг………………………………27
2.3. Концепция Вашингтонского консенсуса и опыт Российских реформ…………………………………………………………….……...................31
3. Стратегическая линия развития МВФ в XXI веке………………….………....38
Заключение…………………………………………………………………..……..42
Список использованных источников……………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая МВКО.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Известно также и  о позитивном настрое на сотрудничество с СССР со стороны президента Рузвельта  и группы Моргентау-Уайта. Гарри  Декстер Уайт - заместитель главы  американского казначейства стремился в 1944-1945 гг. включить СССР в Бреттон-Вудскую систему МВФ и МБРР как равноправного партнера. Он полагал, что именно партнерство США с СССР, прежде всего в финансово-экономической сфере, должно было обеспечить стабильность в послевоенном мире.

Однако финансовое партнерство  Рузвельта - Сталина не состоялось: в декабре 1945 г. СССР окончательно отказался  ратифицировать ранее подписанные им Бреттон-Вудские соглашения по МВФ и МБРР, а с 1947 г. активно выступил против «плана Маршалла» (восстановления экономики и финансов Европы).

В целом с американской и частично английской стороны Бреттон-Вудская  международная финансовая конференция  виделась не частным собранием мелких банкиров, озабоченных лишь возвращением потерянных в ходе  войны личных капиталов, а первым шагом к созданию глобальной финансово-политической системы, призванной закрепить победу антифашистской коалиции в послевоенном мире. И самым важным в этой системе на ее первоначальной стадии было несомненное желание Рузвельта включить в нее и СССР.

 

1.2 Цели, функции и принципы управления МВФ как субъекта мирового экономического процесса

 

Международный валютный фонд является межправительственной валютно-кредитной организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. [22]

Как следует из специальной литературы, международные межгосударственные организации относятся к субъектам международного частного права. Эти организации создаются государствами для достижения определенных целей, их участниками являются государства. Среди признаков международных организаций в литературе по международному праву принято выделять следующие: учреждение организации на основе международного договора; наличие организационной структуры, правоспособности, привилегий и иммунитетов; суверенное равенство государств-участников. [8]

Все эти черты можно  отметить у Международного валютного  фонда.

В настоящее время  Международный валютный фонд является международной организацией, состоящей из 184 стран-членов.

Высшим руководящим  органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Чаще всего управляющие - министры финансов или руководители центральных банков, либо лица, такого же служебного положения. Совет управляющих выбирает из своего состава председателя. Этот орган решает вопросы о приеме (исключении) членов Фонда, определение и пересмотр квот.

МВФ устроен по принципу акционерного общества, т.е. возможности  каждого участника определяются вложенной им долей. В 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов, Великобритании – 5,1%, Германии – 5,5%, Франции – 5,1%, Италии – 3,1%, Японии – 5,6%, Канады – 2,9%. Таким образом, США и страны Западной Европы располагают возможностью практически полностью контролировать процесс принятия решения в МВФ. /4/

Фонд имеет полный статус юридического лица и, в частности, право

- вступать в договорные  обязательства;

- приобретать недвижимое  и движимое имущество и распоряжаться  им;

- возбуждать судебное  преследование. 

Фонд, его имущество  и активы, независимо от их местонахождения и их держателя, пользуются иммунитетом от всех форм судебного преследования, за исключением тех случаев, когда он недвусмысленно отказывается от своего иммунитета в целях того или иного разбирательства либо по условиям того или иного контракта.

Все сотрудники Фонда:

- пользуются иммунитетом  от юрисдикции в отношении  действий при исполнении своих  официальных обязанностей, за исключением  случаев, когда Фонд отказывается  от такого иммунитета;

- не являясь гражданами  страны пребывания, пользуются таким  же иммунитетом от иммиграционных ограничений, от требований регистрации иностранцев, государственной воинской обязанности и такими же льготами в отношении валютных ограничений, которые предоставляются государствами - членами представителям, должностным лицам и служащим других государств - членов соответствующего ранга;

- имеют такой же  статус в отношении перемещений,  какой предоставляется государствами - членами представителям, должностным лицам и служащим других государств - членов соответствующего ранга.

Здесь следует пояснить, что природа иммунитета международной организации по-разному характеризуется в литературе. Так, с точки зрения М.М. Богуславского, в основе иммунитета международных организаций лежат те же принципы, что и в основе иммунитета государства, причем иммунитет международной организации является производным от иммунитета государств-членов. [1]

По мнению же Т.Н. Нешатаевой, «принято считать, что природа иммунитетов  государств и международных образований  различна. Первые обладают иммунитетами в силу своего суверенного происхождения, в то время как вторые наделяются иммунитетами правовыми актами». [13]

В данном случае МВФ предоставляется  иммунитет лишь в отношениях, которые  соответствуют его уставным целям.

Международная организация  на территории всех государств-участников обладает такой правоспособностью, которая необходима для достижения целей ее деятельности. Поэтому из факта места регистрации организации или внесения ее в реестр нельзя выводить признаки ее гражданской правосубъектности. Центральный офис Фонда находится в Вашингтоне, а его отделения в Женеве и Париже.

Основы правосубъектности  организации заложены в ее уставе, конкретизируются в дополнительных соглашениях, а также во внутренних правилах в силу того, что к ним отсылают устав и дополнительное соглашение, «каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу…». [8]

Со времени начала его функционирования МВФ претерпел  значительные изменения, что нашло  отражение в двух поправках к  уставу Фонда. Первая из них, принятая в 1969, касалась введения условной денежной единицы - «специальных прав заимствования». Однако гораздо большее значение имела поправка 1978 года, которая оформила долгосрочные изменения в политике, деятельности и даже организационной структуре Фонда.

В соответствии с положениями  первоначального Устава, каждый член МВФ принимал на себя обязательства  сотрудничать с Фондом в деле поддержания стабильности валютных курсов и предотвращения конкурентных девальваций. Стоимость валют выражалась в золоте. Государства-члены, намеренные изменить стоимость своих валют, должны были предварительно проконсультироваться с МВФ. В 1978 официальная «привязка» валютных курсов к золоту была отменена, было снято и требование об обязательных консультациях по поводу изменения валютных курсов. В результате страны получили свободу выбора собственного валютного режима: теперь они могли установить режим свободного или управляемого «плавающего» курса национальной валюты, «привязать» курс этой валюты к какой-либо другой валюте или «корзине» валют, заключать соглашения о сотрудничестве в валютной сфере с другими странами и т.д.

Согласно основным положениям довольно обширного основного документа МВФ - Статей Соглашения Международного валютного фонда, принятых 22 июля 1944 года в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций, официальными целями МВФ являются:

- способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

- содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

- за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

- в соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Первоначальными государствами-членами  Фонда являются страны, представленные на Валютно-финансовой конференции  Объединенных наций, правительства  которых принимают членство до 31 декабря 1945 года.

Другие страны имеют право на вступление в число членов Фонда в такое время и на таких условиях, какие могут быть предписаны Советом управляющих. Указанные условия, включая условия выплаты взносов в Фонд, базируются на принципах, не противоречащих тем, которые применяются в отношении государств, уже являющихся членами.

Квоты государств-членов, представленных на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций  и принимающих членство до 31 декабря 1945 года, перечислены в Дополнении A к Статьям Соглашения Международного валютного фонда. Квоты прочих государств-членов определяются Советом управляющих.

Статья IV гласит: «Признавая, что важнейшая цель международной валютно-финансовой системы заключается в том, чтобы служить структурной основой, способствующей обмену товарами и услугами и движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост, а также что одной из основных задач является непрерывное совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов. В частности, каждое государство - член:

- прилагает усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств;

- стремится содействовать  стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно - кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;

- избегает манипулирования  обменными курсами или международной  валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами;

- проводит валютную  политику, не противоречащую обязательствам по настоящему разделу».

Каждое государство-член предоставляет Фонду всю необходимую для такого надзора информацию и, по требованию Фонда, проводит консультации с последним по вопросам своей политики в области обменных курсов. Принципы, принимаемые Фондом, не противоречат режиму сотрудничества, на основе которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов, а также другим валютным режимам, выбираемым государствами-членами и не противоречащим целям Фонда.

Согласно Статье XXVI, любое государство-член имеет право в любой момент выйти из Фонда, направив Фонду, в его штаб-квартиру, письменное уведомление. Государство-член выходит из Фонда с момента получения последним указанного уведомления.

Если государство-член не выполняет какие-либо из своих обязательств по настоящему Соглашению, Фонд может объявить такое государство-член лишенным права пользования общими ресурсами Фонда.

Следует подчеркнуть, что МВФ в понимании творцов послевоенной мировой экономики представлял собой регулирование таможенных тарифов и других торговых барьеров таким образом, чтобы условия выхода стран на международный рынок были равными, и, при этом, не отдавалось бы предпочтение движению товаров и капиталов одних стран в ущерб другим. В результате должны были достигаться равные экономические возможности для всех стран. Однако с самого основания Фонда было очевидно, что наибольшим влиянием на политику МВФ будут оказывать США и страны Западной Европы, что, в принципе, ставит страны-членов МВФ в неравные позиции по отношению друг к другу на международном рынке капиталов. Не подвергая сомнению в целом саму идею создания данного международного института, в чьи задачи входит конструктивное решение валютных проблем и налаживание экономического сотрудничества между странами, следует признать, что МВФ оказывал серьезное воздействие на внутреннюю денежно-кредитную политику некоторых государств-членов. В ряде случаев такое вмешательство привело к возникновению в этих странах серьезных финансовых кризисов, прежде всего к обесценению национальных валют. Рассмотрим далее, как оценивают деятельность МВФ в развивающихся странах ведущие западные экономисты.

Информация о работе Эволюция Международного валютного фонда