Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Исследование в данной работе будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

ВМФ(2).doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

введение

 

В системе международных экономических  отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они  создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет  использовать его целенаправленно  и эффективно.

Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и  в развитии мировой экономики  в целом. Поэтому изучение его  сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно  для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы

Главной целью данной работы является изучение Международного валютного  фонда и его роли в регулировании  международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

     Значительное общественное  внимание в последние годы  уделялось изменениям дефицита  государственного бюджета. Правительство  нашей страны всеми силами  старалось уменьшить его и  ликвидировать вообще.

При этом, объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

Исследование в данной работе будет  включать как анализ различных показателей  деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

 

  1. МВФ: его история, сущность и структура

    1. История возникновения МВФ

 

Необходимость создания организации  для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая  разрушила мировую экономику  в 30-е годы.

Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [3, с.114 ].

Неоднократные попытки решения  валютных проблем на международных  конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.

В начале 40-х годов Харри Декстер  Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.

В 1944 г. СССР брал активное участие  в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР, но позднее не ратифицировал эти договоры. Все бывшие республики СССР вступили в МВФ в мае – сентябре 1992 г. Украина стала членом этой организации 3 сентября 1992 г.[18, с. 89 ].

Сейчас членами организации  являются 183 государства. Капитал МВФ (из взносов стран-членов) на сегодняшний  день 212 млрд. единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 млрд. дол. США. Штаб-квартира МВФ  находится в Вашингтоне.

    1. Основные цели и функциональные характеристики МВФ

 

МВФ создан для регулирования отношений  в сфере валютных расчётов между  государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам через  предоставление им при возникновении  валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

Официально утверждены такие цели МВФ [18, с.90]:

  • Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
  • Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

Участники Бреттон-Вудской конференции  поручили Фонду исполнение трёх основных функций [18, с. 90]:

  • Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
  • Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Позднее страны-члены определили для  МВФ и дополнительные функции  и обязанности в зависимости  от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).
    1. Организационная структура и основные подразделения организации

 

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран-членов (как правило, ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка с заместителем). Управляющие встречаются раз в год на сессиях. За исключением обязательных полномочий, таких как приём новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др., Совет может делегировать исполнение своих обязанностей Директорату. При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран.

Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят 2 – 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет. Если президентом Мирового банка является американец, то директор-распорядитель МВФ по традиции – европеец.

Персонал МВФ насчитывает почти 2000 человек из более чем 100 стран [14]. Основная часть его работает в штаб-квартире в Вашингтоне, незначительная часть служащих задействована в  отделениях в Париже, Женеве и ООН  в Нью-Йорке, или являются временными представителями МВФ в странах-членах.

    1. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

 

Устав МВФ не предусматривает особенных  условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для  любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

  • Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  • Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  • Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма денег называется квотой. Квоты имеют такие функции:

  • Создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
  • При их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (Special Drawing Rights, SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;
  • Определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого  члена влиять на деятельность Фонда  ограничивается его размером его  части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов ( в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников[19].

Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. Сейчас используются такие формулы [18, с.92]:

  • Сокращённая Бреттон-Вудская:

Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме III:

Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме IV:

Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме М4:

Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,

  • Преобразованная по схеме М7:

Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,

где Q – квота, Y – ВНП (1985 год), R – среднемесячный уровень резервов (1985 год), P – средняя ежегодная сумма текущих платежей (1981 – 1985 гг.), VC – изменяемость текущих поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 – 1985 гг.

Эти формулы использовались при  пересмотре квот в 1990 г. Для определения  начального размера квоты так  же делаются расчёты при помощи всех формул. Потом сотрудники Фонда сравнивают полученные результаты с соответствующими показателями стран со схожими показателями экономического развития и рекомендуют размер квоты. Рассчитанные квоты могут быть основой для обсуждения и внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ.

Сейчас, когда членами МВФ является большинство государств мира, очень сильно разнятся размеры долей и количества голосов каждой страны. Так, учётом квоты в капитале МВФ на долю стран «большой семёрки» приходится 45% голосов, в т. ч. на США - 18% [16].

После утверждения Советом страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.

 

    1. Понятие бюджетного дефицита, его основные виды

 

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно взаимосвязаны.  Ежегодный  дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

В данной главе рассматриваются  основные виды бюджетных дефицитов, такие как:

  • Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  • Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  • Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
  • Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  • Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.  

Информация о работе Международный валютный фонд