Управление на ж/д транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

организация перевозок на ж/д транспорте, органы регулирующие деятельность

Содержание

Введение 2

1. Основные принципы, структура, государственные органы, координирующие работу железнодорожного транспорта 3

2. Документы, рекулирующие деятельность ж/д транспорта 13

3. Правовые основы международных железнодорожных перевозок 15

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Железнодорожный транспорт.docx

— 50.09 Кб (Скачать файл)

Пригородные пассажирские перевозки в ряде регионов осуществляются пригородными пассажирскими компаниями, созданными РЖД совместно с субъектами федерации.

Прочие перевозчики, владеющие  инфраструктурой:

  • ОАО «АК» «Железные дороги Якутии» (50 % в капитале принадлежит ОАО «РЖД», 50 % — правительству Якутии и другим лицам)
  • ОАО «Ямальская железнодорожная компания»
  • ОАО «Норильская горная компания»
  • ОАО «Золотое звено»
  • ООО «Газпромтранс»

Железнодорожные пути, принадлежащие  указанным компаниям, как правило находятся в удалённых районах страны, а некоторые из них вовсе изолированы от федеральной сети РЖД. Указанные дороги в основном используются для локальных грузовых перевозок, что и объясняет тот факт, что преимущественно такие дороги принадлежат сырьевым группам.

В течение 2000-х многие компании (в том числе и специально созданные  «дочки» сырьевых групп) получили лицензии на осуществление железнодорожных  перевозок. Частные (независимые) операторы  эксплуатируют собственный парк вагонов, при этом используя инфраструктуру и услуги локомотивной тяги ОАО «РЖД». На ряде маршрутов компании работают собственными локомотивами.

Среди частных операторов такие компании, как «Независимая транспортная компания», «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ), группа Globaltrans (в состав которой входят «Новая перевозочная компания» и «БалтТрансСервис»), «Евросиб» и др. Весной 2008 года группа Globaltrans первой из железнодорожных компаний, работающих на российском рынке, провела IPO, разместив свои акции на Лондонской фондовой бирже. С определенной долей условности к частным операторам можно также отнести ОАО «Первая грузовая компания», участие в капитале которой группы «РЖД» сократилось в октябре 2011 до 25 %.

Государственное регулирование  рынка железнодорожных перевозок  в настоящее время осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и созданное при нем Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Надзор за железнодорожным транспортом осуществляет отдельное управление (Госжелнадзор) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Реализацию услуг железнодорожного транспорта и формирование маркетинговой  политики в части грузовых перевозок  осуществляет образованная в 1996 году Министерством  путей сообщения Система фирменного транспортного обслуживания. В процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта Система фирменного транспортного  обслуживания органично вошла в  состав ОАО «РЖД» в качестве маркетинговой  и сбытовой структуры Российских железных дорог.

Система фирменного транспортного  обслуживания является единственной структурой, обеспечивающей от имени ОАО «РЖД»  взаимодействие с клиентами при  формировании и исполнении заказов  на перевозку грузов, а также осуществляющей договорную работу с независимыми перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава, экспедиторскими организациями  и другими партнерами. Основными  задачами Системы фирменного транспортного  обслуживания является организация  работы в сфере оказания услуг  по перевозке грузов, использованию  инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей  ОАО «РЖД», для осуществления  перевозок грузов, информационных и  иных дополнительных услуг, а также  по продаже и аренде железнодорожного подвижного состава.

К инфраструктуре железнодорожного транспорта относятся:

  • Железнодорожные пути, искусственные сооружения и подразделения по обеспечению их содержания и ремонта
  • Станции
  • Системы и устройства электроснабжения
  • Системы сигнализации и технологической связи
  • Информационно-управляющие комплексы
  • Система управления перевозками, включающая разработку графика движения поездов
  • Вагонные депо, пункты технического обслуживания вагонов
  • Локомотивы и локомотивное хозяйство
  • Подразделения, обеспечивающие охрану объектов, имущества, перевозимых грузов, приведение пожарно-профилактического надзора и ликвидацию пожаров на железнодорожном транспорте
  • Здания и сооружения, занятые в обеспечении перевозочного процесса

Взаимодействие с пользователями услугами инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивается через вертикально-интегрированную структуру, созданную на основе системы фирменного транспортного обслуживания, в функции которой входит:

  • Проведение маркетинговых исследований
  • Прием заявок и планирование перевозок
  • Контроль и анализ выполнения заявок на перевозки
  • Реализация тарифной политики
  • Обеспечение качества, сохранности и сроков доставки грузов
  • Обеспечение безопасности движения
  • Организация сервисного и транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей

Последняя функция включает:

  1. Транспортное обслуживание: 
    • Консультации по организации перевозок
    • Выбор транспортных средств, включая все виды контейнеров, вагонов и специального подвижного состава
    • Планирование перевозок
    • Разработку специальной схемы транспортировки
    • Оказание дополнительных услуг в интересах грузовладельца (транспортировка «от двери до двери»)

 

  1. Информационное обслуживание: 
    • Справку о дислокации вагона по его инвентарному номеру
    • Слежение за продвижением вагона/контейнера/маршрутной перевозки от станции отправления до станции назначения
    • Розыск вагона/контейнера
    • Расчет провозных платежей на перевозку грузов по России
    • Информирование клиента о дислокации вагонов по выбранным критериям (станция назначения, код грузополучателя, код груза) в автоматическом регламентном режиме по коммутируемому телефонному каналу связи
    • Информирование (дислокация вагона, работа с поездом, работа станций, данные натурного листа) по запросу клиента в оперативном режиме по коммутируемому телефонному каналу связи
    • Информирование экспедиторских организаций о перевозках
    • Грузов в международном сообщении

 

На Российских железных дорогах  Система фирменного транспортного  обслуживания представлена Центром  фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», центральным органом  Системы, организующим и осуществляющим управление деятельностью структуры, а также Дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания, подразделениями  Системы, обеспечивающими и организующими  сбыт транспортных услуг в пределах конкретных железных дорог, и региональными  и линейными агентствами фирменного транспортного обслуживания, которые  осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами и располагаются на отделениях железных дорог, на железнодорожных станциях, в местах зарождения грузопотоков.

Введение в строй Системы  фирменного транспортного обслуживания значительно упростило взаимодействие клиентов с железными дорогами и  сделало транспортные услуги ОАО  «РЖД» более привлекательными. Постоянно  ведется работа по улучшению качества обслуживания. Растёт и список предлагаемых услуг.

К настоящему времени в  рамках демонополизицации рынка грузовых и пассажирских перевозок создано несколько операторов: ОАО «Первая грузовая компания» (создано в 2007), ОАО «Вторая грузовая компания» (2010), ОАО «Трансконтейнер», ЗАО «Трансклассервис» и др. Контроль в названных компаниях, за исключением ОАО «ПГК», пока сохраняется за РЖД, но группа неоднократно заявляла о своем намерении продать (или сократить) эти участия.

На рынке дальних пассажирских перевозок услуги оказываются ОАО  «РЖД», её дочерним обществом «Федеральная пассажирская компания» (созд. в 2010 году) и ЗАО Транскласссервисс (созд. в 2009 году)

На рынке пригородных  пассажирских перевозок действуют  пригородные пассажирские компании, контролируемые и управляемые совместно  РЖД и региональными органами власти. Пригородные пассажирские компании были созданы по территориальному принципу: они обслуживают перевозки на закрепленной за ними территории, на которой  являются монополистами перевозок  такого вида. Смысл передачи части  контроля региональным властям заключался в их вовлечении в экономику пригородных железнодорожных перевозок с целью установления более ответственных тарифов.

В силу низкой конкуренции  на рынке грузовых перевозок и  ее фактического отсутствия на рынке  пассажирских перевозок ценообразование (тарифы) перевозок регулируется на федеральном уровне Федеральной службой по тарифам. Тарифы на пригородные перевозки регулируются на уровне субъектов Российской Федерации, имея в виду достижение баланса между региональными социальными интересами и безубыточностью перевозок.

До последнего времени  российский рынок подвижного состава  имел конфигурацию монопсонии: на нем доминировал один крупный покупатель (РЖД). В 2007 ОАО «РЖД» приобрело косвенный контроль над 25 % в капитале ЗАО «Трансмашхолдинг», одного из крупнейших поставщиков парка локомотивов, вагонов и спецтехники для РЖД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Документы, регулирующие деятельность ж/д транспорта

Основным документом, устанавливающим  обязанности, нормы ответственности  и права железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, - с другой, служит Устав железных дорог, который имеет силу закона. Устав железнодорожного транспорта (2003 г.) впервые за всю историю подготовки подобных документов отразил в своем содержании, что инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжении, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, может находиться в собственности юридических лиц или индивидуального предпринимателя. В Уставе (состоящем из 130 статей) весьма подробно регулируются отношения перевозчиков и клиентуры железнодорожного транспорта, по всем положениям перевозочного процесса особо подчеркивается, что доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с Правилами о недискриминационном доступе. Более подробно регулируются отношения, связанные с подачей заявки, четко определены основания, по которым заявка грузоотправителя не может быть удовлетворена. Впервые действие Устава распространяется на владельцев железнодорожных путей не общего пользования. В то же время основные положения, связанные с подачей транспортных средств, заключением договора перевозки, ответственностью сторон за ненадлежащее исполнение своих обязательств, остались такими же, как и в предыдущем Транспортном уставе железных дорог.

Помимо Устава, очень важным документом для грузоотправителей  и грузополучателей являются Правила перевозок грузов и Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и другие ведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров. Именно Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров содержат конкретизирующие нормы. Правила перевозки грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре и составления актов в случае неисправной перевозки грузов.

Перевозки грузов железнодорожным  транспортом осуществляются в следующих  видах сообщений:

· местном — в пределах одной дороги;

· прямом — с участием двух и более дорог;

· прямом смешанном — с участием двух и более видов транспорта (морено речного, автомобильного и воздушного).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовые основы международных железнодорожных перевозок

Основным инструментом, с  помощью которого разрешаются вопросы  международного сотрудничества, в том  числе и в области железнодорожных  перевозок, являются международные  соглашения. В области железнодорожного транспорта первой организацией международного сотрудничества для Советских железных дорог явилась Организация сотрудничества железных дорог социалистических стран (ОСЖД). На ОСЖД были возложены вопросы  развития экономических связей в  области железнодорожного транспорта между социалистическими странами. В области организации и осуществления  перевозок первым соглашением в  области железнодорожного транспорта было Соглашение о международном  железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое вступило в силу с 1 ноября 1951 г. Участниками СМГС являются: Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония.

СМГС - многостороннее соглашение, заключенное на ведомственном уровне.

Информация о работе Управление на ж/д транспорте