Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены интеграционные процессы, протекающие в странах азиатско-тихоокеанского региона, отличающимся не только как один из наиболее быстро развивающихся в мировой экономике, но также выделяющимся высокой интенсивностью и разнонаправленностью интеграционных процессов. Сейчас этот регион вызывает особенно высокий интерес своей устойчивостью во время финансового кризиса и наличием сразу трех крупных экономических центров – США, Китай, включающий в себя Гонконг, и Япония, традиционно поддерживающая высокий уровень экспорта и импорта. Таким образом, целью данной работы является изучение и анализ интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования интеграционных процессов
1.1 Сущность, понятие и виды МЭИ
1.2 Определяющие факторы интеграционных процессов
1.3 МЭИ как основа глобализации
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АТР
2.1 Основные структуры и их место в структуре АТР
2.2 Валютный аспект интеграции в АТР
2.3 Экспортно-импортные связи стран АТЭС
2.4 Место Дальнего Востока Российской Федерации в структуре АТР
3. Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР
3.1 АТР в период финансового кризиса
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на процессы МЭИ в АТР
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 258.06 Кб (Скачать файл)

Но если в Северной Америке  экономическая ситуация относительно ясная – ведь США является мировым  лидером в области экономики, то в азиатском регионе их влияние  несколько ослабевает, и поэтому  ситуация требует более тщательного  рассмотрения.

Азиатский регион испытывает влияние множества интеграционных объединений, в частности:

  • Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) ;
  • Тихоокеанский Экономический Совет (ТЭС) ;
  • Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);
  • Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД);
  • Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС) ;
  • Ассоциация Региональных Администраций Стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА);
  • Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
  • Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);
  • Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС);
  • Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС);
  • Азиатский Банк Развития (АзБР) ;

Итак, каждая из этих организаций  имеет определенное влияние в  Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1965 году. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд. долл. США, объемы оказываемой технической помощи – около 180 млн. долл. США.

Стратегической целью  функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению социального статуса женщин и защите окружающей среды, но сегодня эти цели служат реализации программы по сокращению бедности. Прочие цели, такие как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени содействуют достижению основной стратегической цели.

В задачу банка входит стимулирование экономического роста и участие  в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов АзБР, как коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г.

В 1973 г. Банк создал Азиатский  Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи.

Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку устойчивого  социального и экономического развития бедных стран, расположенных в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные  ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения  и низкой вероятностью возврата долга.

Сегодня АзБР концентрируется не на реализации проекта или развитии отдельного сектора экономики, а на развитии страны в целом. Новые региональные отделения АзБР способствуют интеграционному развитию через выполнение программ, составленных согласно потребностям участвующей страны. Каждое отделение ведет определенную группу граничащих друг с другом стран, что позволяет АзБР более точно концентрироваться на отдельных странах и оказывать поддержку субрегиональному сотрудничеству во всех случаях, когда это возможно.

Выбор географических регионов для включения в создаваемые  региональные отделения был основан  на выполнении следующих требований: географическая близость; сходность  культур, экономических систем и  социального строя; стадия развития; пригодность к внедрению программы; границы субрегионального сотрудничества и связи с существующими субрегиональными группами; и минимальное изменение  существующих условий для реализации программ АзБР.

Региональные проекты:

  • Субрегион Большой Меконг (СБМ);
  • Южно-Азиатское Субрегиональное Экономическое Сотрудничество (ЮАСЭС);
  • Треугольник роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» (ТР – ИМТ);
  • Область Роста Восточной части АСЕАН «Бруней – Индонезия – Малайзия – Филиппины» (ОРВА – БИМФ);
  • Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭК).

Следующее интеграционное объединение  – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникла на базе «Шанхайской  пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с Соглашением  об укреплении доверия в военной  области в районе границы (1996 год) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 год). В 2000 году к «Шанхайской  пятерке» присоединился Узбекистан. Население стран-членов ШОС составляет 1,5 млрд. человек, а территория занимает 3/5 Евразийского континента.

Высшим органом для  принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов  государств-членов ШОС. Шанхайская организация  сотрудничества имеет два постоянно  действующих органа - Секретариат  в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.

В Организации ведется  активная работа по налаживанию практического  взаимодействия по различным направлениям. В апреле 2003 года в Алма-Ате прошло совещание министров иностранных дел государств-учредителей Шанхайской организации сотрудничества. Оно предшествовало встрече глав государств-членов ШОС, которая состоялась 28-29 мая 2003 г. в Москве. Министры подготовили целый пакет документов, определяющих порядок работы уставных органов ШОС, формирование и исполнение бюджета организации: положений о Советах глав государств, глав правительства, министров иностранных дел, национальных координаторов, о совещаниях руководителей министерств и ведомств, о Секретариате ШОС и других механизмов, предусмотренных Хартией организации. На совещании министры подтвердили, что удалось продвинуться на пути дальнейшего создания каркаса организации, и ШОС должна стать полноценной международной организацией с хорошо отлаженной структурой, способной адекватно и в самые кратчайшие сроки находить верные ответы на новые вызовы и угрозы региону.

ШОС - не военный блок и  не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое  международное сотрудничество, включая  возможность расширения её состава. Основные задачи ШОС – это поддержание  мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Уже сейчас значительный интерес  к деятельности Шанхайской организации  сотрудничества проявляют Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства и  организации.

Одним из главных достижений «шанхайского процесса» за эти годы стало ослабление напряженности  вдоль границы с Китаем, включая  создание с обеих её сторон зон  глубиной в 100 км, где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким  образом, обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать любые  сомнения и недоразумения.

Создание Шанхайской организации  сотрудничества убедительно свидетельствует, что в центре континента Евразии  появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части  населения планеты и включающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые вошли  в новый век стратегическими  партнёрами. Можно сказать, что, с  одной стороны, провозглашение ШОС - это своеобразный «промежуточный финиш», но вместе с тем - и старт  на новой большой и ответственной  дистанции.

Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС) – паназиатский форум, который проводится ежегодно лидерами 16 стран Восточной Азии, лидирующие позиции в котором занимает АСЕАН. Учредительный саммит ВАС состоялся 14 декабря 2005 г. в г. Куала-Лумпур (Малайзия). Саммиты ВАС планируются к проведению после завершения саммитов АСЕАН.

Учредителями ВАС стали 16 стран – 10 членов АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия  и Новая Зеландия. Соединенные  Штаты Америки отказались присоединиться к Саммиту, поскольку не стали  подписывать договор о дружбе и сотрудничестве, по которому страны-участницы  Саммита обязуются не применять  силы в регионе. Россия и Австралия  поставили свои подписи под этим договором.

Деятельность Саммита  нацелена на решение следующих проблем:

    • стимулирование стратегического диалога и продвижение сотрудничества в решении вопросов политики и безопасности, для того, чтобы увериться в том, что страны-члены могут жить в мире друг с другом и остальным миром на принципах справедливости, демократии и гармонии;
    • продвижение развития, финансовой стабильности, энергетической безопасности, экономической интеграции и роста, искоренения бедности и сокращение разрыва в развитии между странами Восточной Азии, посредством передачи технологий и развития инфраструктуры, создания новых мощностей, качественного управления и гуманитарной помощи, развития финансовых связей, расширения и либерализации торговли и инвестиций и т.д.;
    • продвижение более глубокого межкультурного понимания, увеличение количества непосредственных контактов и усиление сотрудничества в области повышения уровня жизни и благополучия жителей региона с целью стимулирования обоюдного доверия и солидарности; а также продвижение решения иных вопросов, таких как защита окружающей среды, предотвращение инфекционных заболеваний и сокращение последствий природных катастроф.

Сегодня Саммит рассматривается  как предшественник Паназиатского  саммита. ВАС должен стать «открытым, всеобъемлющим, прозрачным и нацеленным на дальнейшее развитие».

Россия принимала участие  в первом саммите ВАС в качестве наблюдателя и подала заявку на участие  в деятельности сообщества. Президент  Российской Федерации В.В. Путин, принявший  участие в работе Саммита, отметил, что «Восточноазиатский саммит мы рассматриваем  как еще один значимый фактор продвижения  позитивных объединительных тенденций. Новое сообщество формируется как  открытое региональное образование. Его  главные цели – укрепление безопасности и развитие равноправного диалога».

15 января 2007 года на филиппинском  острове Себу состоялся Второй Саммит, где обсуждался более широкий круг проблем по сравнению с Первым саммитом в Малайзии. Несмотря на то, что 16 глав государств и правительств участвующих стран сосредоточили свое внимание на вопросах энергетической безопасности в Азии и в мире, Россия в Саммите не участвовала в связи с тем, что всё-таки было принято решение придерживаться существующего формата и не торопиться с расширением организации.

По итогам были приняты  несколько деклараций, в том числе  по энергетической безопасности в Восточной  Азии, об ускорении формирования АСЕАНовского Сообщества к 2015 г.

Ассоциация Стран Юго-Восточной  Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в

проблемы, тенденции

Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались  странами-членами именно в области  политического сотрудничества и  сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения..

В экономической сфере  страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию  в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН  К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов  в АТР и складывающейся там  новой расстановки сил.

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной  от ядерного оружия. Соответствующий  договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются его признания  ядерными державами и в настоящее  время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к  Договору.

Информация о работе Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР