Эго-состояния человека и их учет в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:22, реферат

Краткое описание

Транзактный анализ (ТА) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном, основанная на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, сложившихся в процессе приобретения жизненного опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (эго-состояний) Родитель-Взрослый-Ребенок. Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Процесс общения……………………………………………………....…..4
Эго-состояния человека и их учет в процессе общения ..….….7
Состояние Я Родителя…………...……………….…………………….7
Состояние Я Ребенка………………………………………………...…9
Состояние Я Взрослого…………………………………………….…10
Учет эго-состояний человека в процессе общения…………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Университет

сервиса и экономики

 

Институт  социологии и управления социальными  процессами

Кафедра «Русского языка и культуры речи»

 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Речевая коммуникация»

Тема: «Эго-состояния человека и их учет в процессе общения»

 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса 

заочного  отделения

Егорова К.А.

Преподаватель: Крайнова А.С.

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Процесс общения……………………………………………………....…..4
  2. Эго-состояния человека и их учет в процессе общения ..….….7
    1. Состояние Я Родителя…………...……………….…………………….7
    2. Состояние Я Ребенка………………………………………………...…9
    3. Состояние Я Взрослого…………………………………………….…10
    4. Учет эго-состояний человека в процессе общения…………………14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 
 

 

   Введение

   Транзактный анализ (ТА) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном, основанная на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, сложившихся в процессе приобретения жизненного опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (эго-состояний) Родитель-Взрослый-Ребенок. Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации. Считается, что любые эмоциональные затруднения разрешимы при условии применения верного подхода и адекватного знания. 

   Основой ТА является структурная модель эго-состояний. Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три базовых различных эго-состояния – Родителя, Взрослого и Ребенка.

   Если человек ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и сейчас» и объективно реагирует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности, то он нахожусь в эго-состоянии Взрослого. Временами он может вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из его родителей или других людей, воспитывавших его – в этом случае он находится в эго-состоянии Родителя. Иногда он ведет себя, мыслит и чувствует как ребенок, присуще детскому возрасту – тогда он находится в эго-состоянии Ребенка.

 

   

   1. Процесс общения

   Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый  процесс установления контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в совместной деятельности и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой системы взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека, а, во-вторых, осуществление  знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями  совместной деятельности и направленное на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых  образованиях партнера. В самом общем  виде общение выступает как форма  жизнедеятельности. Социальный смысл  общения состоит в том, что  оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. (Берн 1992 // http://www.koob.ru/)

   Известно, что младенцы, лишенные в течение  длительного времени физического  контакта с людьми, деградируют и  в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может  иметь для человека фатальный  исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в  жизни ребенка стимулов, которые  обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу нетрудно прийти и  на основе повседневного опыта.

   Подобный  феномен можно наблюдать и  у взрослых людей в условиях сенсорной  депривации. Имеются экспериментальные  данные, показывающие, что сенсорная  депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психологических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная  депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному  одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям. (Берн 1994 //books-center.ru/)

   Вполне  вероятно, что в биологическом  плане эмоциональная и сенсорная  депривации чаще всего приводят к  органическим изменениям или создают  условия для их возникновения. Недостаточная  стимуляция активизирующей ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Разумеется, это  явление может быть и результатом  недостаточного питания. Однако недостаточное  питание в свою очередь может  быть вызвано апатией, например как  это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после  длительной болезни.

   Можно предположить, что существует биологическая  цепочка, ведущая от эмоциональной  и сенсорной деприваций через  апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать  важнейшим состоянием для жизни  человеческого организма, по сути так  же, как и ощущение пищевого голода.

   У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, но и в психологическом  и социальном плане. Такие термины, как “недоедание”, “насыщение”, “гурман”, “человек с причудами в еде”, “аскет”, можно легко перенести  из области питания в область  ощущений. Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция. В обеих областях при  обычных условиях и большом разнообразии выбора предпочтение в основном зависит  от индивидуальных склонностей и  вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека предопределены конституциональными особенностями  организма. Но это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

   Для психолога и психотерапевта, изучаемых  проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда  в процессе нормального роста  ребенок отдаляется от матери. После  того, как период близости с матерью  завершен, индивид всю остальную  жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

   Компромисс  этот можно называть по-разному, но, как бы его ни называли, результатом  является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании. По мере того, как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их “поглаживаниями”) от даже неизвестных ему поклонников. В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно “поглаживание” в год от уважаемого им коллеги (Берн 1992 //www.eltuicia.ru).

   “Поглаживание” - это лишь наиболее общий термин, который используют для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой игриво щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи (Берн 1992 //www.eltuicia.ru).

 

   2. Эго-состояния человека и их учет в процессе общения

   2.1Состояние Я Родителя

   Одни  люди считают, что хорошими родителями быть легко. Другие - что тяжело. Большинство  же испытывает при воспитании детей  и взлеты, и падения. Одни родители получают радость от детей, другие обижаются  на них, третьи не способны справиться с ними по разным причинам. Время  от времени родители переживают все  три установки.

   Родители  устанавливают эмоциональный климат, который подобно атмосферному климату, может быть теплым или холодным, мягким или резким, способствующим или препятствующим росту. Родители, обеспечивающие постоянную, нежную заботу о своих детях через положительные  контакты, тем самым поощряют конструктивные сценарии. Родители, пренебрегающие детьми поощряют деструктивные или неэффективные  сценарии. Лучшее, что могут сделать  родители для своих детей, - это  оценить свой собственный сценарий и затем решить, стоит ли передавать его следующему поколению (Джеймс 1995 // www.gestalt.lv).

   Родители  служат моделями, которые отпечатываются в мозгу ребенка. Состояние Я  Родителя - это объединение установок  и образцов поведения всех эмоционально значимых людей, которые служат для  личности родительскими фигурами. Родитель не обязательно функционирует по типу, определяемый культурой как  “материнский” или “отцовский”. В действительности люди не обладают явно различимыми материнскими или  отцовскими инстинктами. Люди обучаются  быть родителями у своих собственных  родителей.

   Люди, которых мы знаем хуже всего, - это  наши родители. Зависимое положение  детей делает практически невозможным  объективное восприятие родителей. Даже будучи взрослыми люди могут  заблуждаться насчет всемогущества  своих родителей и считать  их сверхъестественными существами, не видя, что они простые смертные, которые имеют свои слабости. Человек даже может чувствовать себя предателем, если у него появляются отрицательные мысли о родителях, и стараться подавить любые чувства раздражения, гнева или обиды по отношению к ним.

   Многие  люди видят своих родителей или  через “розовые очки”, или в кривом зеркале. Они воспринимают своих  родителей не таким, какие они  на самом деле, а скорее как объекты, которые удачно или неудачно удовлетворяют  их детские потребности и желания. В любом случае, когда люди начинают осознавать, кем являются или являлись их родители на самом деле, у них  возникает критическое отношение  к ним, и они могут осудить  их или даже начать ненавидеть. Как  говорил Оскар Уайльд: “Дети сначала  любят своих родителей; затем  они становятся старше и судят  их; иногда они прощают их”.

   Каждая  личность имеет мысленные образы родителей, которые образуют ее Родителя. Временами человек ведет себя, говорит, жестикулирует и думает так, как это делали его родители. Иногда человек находится под  влиянием их внутренних сообщений (Джеймс 1995 // www.gestalt.lv).

   Родительские  трансакции по своей природе бывают заботливыми или содержащими  предубеждение. Они применяются  со взрослыми так же часто, как  и с детьми. Например, заботливая сторона Родителя уместна, если он откликается  на временную потребность коллеги  по работе в заботе и сочувствии, когда тот слишком взволнован или заболел. Родитель используется неадекватным образом, когда он принудительно  воспитывает, критикует или выказывает пренебрежение другому человеку, который не хочет, не желает это слышать  или не нуждается в этом.

   Родитель - это передатчик культурных и семейных сценариев. Он является ценным и необходимым  для человеческого рода, так как  облегчает исполнение родительских задач, освобождая Взрослого для  решения более сложных проблем  существования.

   Когда состояние Родителя является неполным или в значительной степени неадекватным, то родительским качествам может  быть обучен Взрослый. Методы развития новых состояний Я Родителя находятся  в стадии развития.

Информация о работе Эго-состояния человека и их учет в процессе общения