Современное состояние внешней торговли Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
-изучить современное состояние внешней торговли Украины;
-изучить позиции Украины на мировом рынке сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая № 3 Современное состояние внешней торговли Украины.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  аграрный сектор является одной из важнейших и социально значимых составляющих экономики Украины. Именно здесь формируется до 16% ВВП государства. В частности, зерновой сегмент Украины является стратегической областью экономики государства, которое определяет объемы предложения и стоимость основных видов продовольствия для населения, в частности продуктов переработки зерна и продукции животноводства, формирует валютные доходы государства за счет экспорта. Зерновая отрасль является базой и источником постоянного развития большинства отраслей агропромышленного комплекса и основой аграрного экспорта. 

В последние годы в Украине сформировалась устойчивая тенденция к укрупнению хозяйств и увеличению количества агрохолдингов, которые применяют интенсивные методы хозяйствования, в которых выращивание сельхозкультур осуществляется по новейшим технологиям, что позволяет наращивать их производство. Это свидетельствует о том, что украинское сельское хозяйство хоть медленно, но уверенно движется к цивилизованному агропроизводству.

Присоединение Украины  к Всемирной Торговой Организации, безусловно является стимулом к ускорению этого процесса и сыграет прогрессивную роль в функционировании украинского зернового рынка. Одним из шагов стало введение в 2009 г. нового стандарта на пшеницу, который учитывает жесткие требования санитарного и фитосанитарного контроля к сельхозпродукции, производимой страной-членом ВТО, и нивелирует торговые барьеры, которые препятствуют свободному экспорту зерна. 

Привлекательность украинского  аграрного рынка в последние годы существенно выросла. Многие крупные и средние иностранные фирмы (и даже малые предприниматели) интересуются этим перспективным рынком, где потенциал остается ещё не до конца освоенным в силу различных причин. При условии, что средняя урожайность зерна в Украине составляет 24–28 центнера с гектара и значительно отстает от урожайности в основных странах-экспортерах (хотя и отвечает среднему значению мировой урожайности), существует значительный потенциал для наращивания его производства. Тем более что спрос на зерно на мировом рынке стабильно высок и будет увеличиваться. По оценкам специалистов, потенциальные возможности Украины по производству зерновых в перспективе оцениваются в 80 млн. тонн. Это обуславливает интерес к украинскому АПК, европейски ориентированному, но не до конца освоенному рынку с хорошим географическим расположением вблизи от других важнейших растущих рынков. Также позитивную роль играет и относительно развитая логистическая сеть с несколькими крупными причерноморскими портами, что позволяет перебрасывать значительные партии продукции на более отдалённые мировые рынки. И всё это поддаётся развитию и действительно развивается, несмотря на существующие большие и незначительные проблемы. 

Сегодня в контексте четкого позиционирования Украины как мирового игрока на рынке аграрной продукции назрела необходимость глубокого анализа перспектив развития украинского аграрного (зернового) рынка. С этой целью Украинская зерновая ассоциация и информационно-аналитическое агентство «АПК-Информ» в октябре 2010 года в Киеве был проведен Украинский зерновой конгресс. 

Данный форум был призван для обозначения ориентиров и векторов развития украинского зернового рынка на ближайшие 10 лет — до 2020 года, а так же оценить роль и место украинского АПК в мировом сельскохозяйственном бизнесе и сформировать алгоритм партнерства агробизнеса и государства. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ АГРОСЕКТОРА  В УКРАИНЕ

 

На сегодняшний момент сельское хозяйство Украины переживает не лучшие времена. Это связанно со сложной экономической обстановкой  внутри государства и в мире. Начавшийся было рост, числа фермерских хозяйств изначительно снизился, и в большинстве регионов преобладает потребительское сельское хозяйство, то есть жители на собственных участках производят только-то количество сельхозпродукции, которое необходимо для удовлетворения собственных нужд, и в незначительной степени для розничной продажи.

Тем не менее, сельское хозяйство  Украины имеет все предпосылки  к тому, чтобы стать весьма прибыльным: помимо уникальных климатических и  географических условий, о которых было сказано выше, существует и определенная репутация украинской сельхозпродукции. Известно, что большая ее часть производится без применения химических добавок и удобрений, а в мире явно прослеживается тенденция предпочтения потребителями именно такой продукции. [12] Также к текущим тенденциям развития агросектора Украины относится:

- многократное превышение прибыльности современных модернизированных компаний по  сравнению с предприятиями «старой формации»;

- консолидация   разных   сельскохозяйственных направлений   в   одном   крупном   холдинге   (вертикальная  интеграция);

- повышение интереса со стороны портфельных и стратегических инвесторов;

- выход на международные рынки (IPO,     Private      Placement). В 2006-2010гг крупные украинские компании (агропромхолдинги «Мироновский хлебопродукт», «Кернел», «Астарта», «Мрия Агрохолдинг», «Агротон», «Милкиленд», «Дакор», KGS Agro, «Индустриальная молочная компания», «Агролига», «Авангард Агрохолдинг» и др.) успешно разместили свои акции на западных и украинских биржевых площадках. Основные  площадки для проведения IPO, SPO и PP украинских компаний – Лондонская, Варшавская и  Франкфуртская биржи;

- двух или трех кратное повышение цен на сельскохозяйственную продукцию в Украине на протяжении 2010-2011г.;

В результате, перечисленных выше тенденций значительное повышение привлекательности агробизнеса в Украине.

В  2012г.  также  планируется  отмена  моратория  на  продажу  земель                                        сельскохозяйственного  назначения,  что  может  послужить толчком для развития сектора.

На данный момент украинский агрорынок имеет два отличительных            преимущества – это не насыщенный внутренний рынок и поддержка государства.

Так, потребление основных продуктов питания в Украине  пока  значительно ниже, чем в развитых странах, однако увеличивается очень динамичными              темпами (за последнее десятилетие  потребление мяса увеличилось на 60%, молока и молочных продуктов –  на 30%, фруктов –  на 20%). 

Растущий спрос открывает широкие перспективы для развития мощностей существующих, а также создания новых агропроизводств и перерабатывающих предприятий. 

Сегодня в Украине для производителей сельхозпродукции создан режим       наилучшего  благоприятствования, им предоставляются преимущества и льготы в   отношении налогов, государство внедряет стимулирующие программы,  осуществляет  компенсации  по  процентам  на  кредиты сельхозпроизводителей и др. Программы поддержки агробизнеса останутся актуальными и на протяжении следующих 5-10 лет.

В целом, в силу выше названных характеристик компании сельскохозяйственного сектора Украины  в  последние  3  года  оцениваются  достаточно  высоко  – на  уровне  12-16  EBITDA  (до  кризиса  и  в  нынешнее        время). Для иностранных инвесторов главными факторами привлекательности  сельхозпредприятий Украины выступают низкий уровень производственных           затрат в агропромышленном секторе по сравнению с европейскими странами, плодородные отечественные  черноземы,         высокий       потенциал         роста     урожайности, а также высокие цены на сельскохозяйственную продукцию.

Существуют риски агропробизнеса комплекса, а именно:

- высокая конкуренция со стороны крупных агрохолдингов;

- нерешенный вопрос с мораторием на продажу земли.

Так же выделяют несколько перспектив на следующие 5 лет:

- рост объемов внутреннего потребления и экспорта;

- замещение импорта собственным производством;

- благоприятная конъюнктура на мировых рынках в течение  продолжительного периода времени благодаря увеличивающемуся спросу на  азиатском  рынке  и  мягкой  денежной  политике мировых центробанков;

- улучшение условий деятельности предприятий благодаря государственной поддержке;

- увеличение конкуренции ввиду привлекательности сектора;

- повышение конкурентоспособности отечественных продуктов по сравнению с импортными.

Агросектор Украины считается  наиболее выгодной инвестицией в реальный сектор  на данный момент (наряду с инвестициями в «зеленую» энергетику и ритейл). Для    входа    инвестора     по    соотношению       инвестиции - прибыль         наиболее     перспективными  направлениями      в  сельском  хозяйстве  считается  птицеводство  и производство  яиц.  За  ними следуют    производство      свинины,    говядины,    а   также   садоводство     –  более    затратные     виды капиталовложений.

Ввиду  высокой  плодородности  чернозема  Украины,  содействия  сельхозпредприятиям  со  стороны  государства,    значительного     удорожания      зерновых     в  прошлом     и   нынешнем      году, а   также нарастающего  мирового  «продовольственного»  кризиса,  который будет и дальше  подталкивать  цены  вверх,   видим огромные  перспективы повышения привлекательности сектора выращивания зерновых и других культур.

Сельскохозяйственная  отрасль  имеет огромный  люфт  для роста,  в том числе для полного замещения импорта собственной продукцией,  которая уже на старте имеет значительные  преимущества  перед  иностранной продукцией (это касается  в первую  очередь продукции животноводства, например, свежего мяса). [6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс становления Украины как независимого, экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения ею надлежащего места в международной торговле. По своей сути, эти два процесса являются аспектами одной и той же проблемы - проблемы утверждения страны на мировой арене, и в первую очередь - через её признание как полноценного и полноправного субъекта внешнеэкономической деятельности.

Ввиду существующей в Украине экономической ситуации, путь к такому признанию должен быть довольно долгим. Это объясняется тем, что большинство внутриэкономических проблем, с которыми столкнулась страна, - спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и натурализация хозяйственных связей - самым непосредственным образом связаны с действием внешнеэкономических факторов. В таких условиях Украине непросто найти свою нишу в мировом хозяйственном комплексе, тем более что рынки основных мировых товаров уже сформировались. Поэтому, ускорение возможно лишь через всестороннее содействие государства процессу либерализации внешней торговли.

Либерализация внешней торговли помогает делать внутренний рынок более конкурентоспособным, позволяя активно использовать преимущества международного разделения труда, специализации и кооперирования производства, помогает успешно добиваться макроэкономической стабилизации и последующей структурной перестройки экономики. Кроме того, либерализация внешней торговли способствует интенсивному внедрению государства в систему международных экономических отношений. Последующий рост интенсивности внешней торговли приводит к углублению кооперации Украины со странами – торговыми партнёрами, и как следствие – улучшению положения страны на мировой арене.

В современных условиях Украина нуждается в новой  государственной стратегии, новой  модели торгово-экономических отношений, в основе которых лежит единство производства, экспорта и импорта в процессе кругооборота и оборота капитала, расширенного воспроизводства. Развитие украинского экспорта на основе модели кругооборота капитала позволит использовать отечественный малый и средний бизнес для изготовления товаров на экспорт. Стратегия международного маркетинга в условиях перехода к высшим формам сотрудничества требует от Украины создания торговых представительств за рубежом, отдельных групп по изучению рыночной конкуренции; от дипломатических служб ожидается исчерпывающая информация о характере рынка страны (региона) с точки зрения возможностей для Украины нарастить экспорт, получить инвестиции, импортировать новые технологии, наладить деловые связи с иностранными товаропроизводителями - потенциальными партнёрами. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. А. Савицкий «Украина обречена на «умный» экспорт» / УКРРУДПРОМ 02.12.2010 г.
    2. А. Савицкий «Украина ввезла товаров на 75 миллиардов»/ УКРРУДПРОМ 24.12.2008
    3. http: // www.stud-portal.info
    4. Независимая Украина: 20 лет по пути кризиса/ http: // www.KM.ru
    5. «Экспорт Украины сельского хозяйства в ЕС увеличивается»/ http: // www.russelhoz.ru 11.10.2011 г.
    6. Сельское хозяйство Украины/ http: // www.agro.franko-terminal.com
    7. «Украина, как экспортер продовольствия»/ http: // www.memoid.ru
    8. «Позиции Украины на мировом рынке зерна»/ «АПК-Информ»              http: / www.agroprom.ru
    9. «Внешняя торговля»/ http: // www.ekonomiknet.ru
    10. http: // www.cisstat.org
    11. http: // www.worldbank.org
    12. http: // www.delo.ua
    13. http: // www.ukrstat.gov.ua
    14. http: // www. omsk-media.ru
    15. http: // www.u-kraina.com

Информация о работе Современное состояние внешней торговли Украины