Роль военного фактора в современных международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Во все времена военная политика России была предметом повышенного интереса мирового сообщества, так как она напрямую влияла на безопасность не только собственно России, но и ее соседей, как ближних, так и дальних. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Задачи исследования:
1. Изучение исторического аспекта развития и эволюции военно-политических отношений.
2. Выявление современных тенденций влияния военного фактора на систему международных отношений.
3. Исследование характера военной политики России на современном этапе, выявление перспективы его развития и изменения.
4. Изучение и выявление ключевых моментов Указа Президента Российской Федерации № 146 "О Военной доктрине Российской Федерации"3.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр. 3-5
1. Военная сила в политике. Исторический аспект…………………….стр. 6-14
2. Роль военного фактора в современных международно-политических отношениях……………………………………………………………..стр. 15-19
3. Россия в системе военно-политических отношений: характер, направление политики, перспективы развития………………...…………………….стр. 20-26
Заключение…………………………………………..…………………..стр. 27-30
Список используемой литературы…………...……………………………стр. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Роль военного фактора в современных международных отношениях.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

Транснациональный характер растущих угроз от террористической деятельности и преступного экстремизма  ставит на повестку дня необходимость  международного сотрудничества России, прежде всего с государствами-участниками  СНГ, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Сегодня государства СНГ  в силу их геополитического положения  оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, что  подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация может значительно осложниться в связи с крахом далеко идущих планов экстремистов на Северном Кавказе и сосредоточении основных сил джихада на Центрально-Азиатском направлении. Это не виртуальные сценарии, а вполне конкретные замыслы радикальной «перекройки» политической карты целого региона.

Реализация террористических целей силами международного терроризма и религиозного экстремизма может  привести к коренному изменению  геополитической ситуации в Центральной  Азии с непредсказуемыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегической стабильности в регионе, а об обеспечении  национальной безопасности Российской Федерации и стран СНГ.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

 

 

 

 

 

 

3. Россия в системе  военно-политических отношений:  характер, направление политики, перспективы  развития.

Во все времена военная  политика России была предметом повышенного  интереса мирового сообщества, так  как она напрямую влияла на безопасность не только собственно России, но и ее соседей, как ближних, так и дальних. Сегодня военная политика России опять в фокусе всеобщего внимания.

Сущность современной  внешней военной политики России не может рассматриваться в отдельности  от её внутренних действий в этой сфере:

1. Главными факторами,  определяющими характер военной  политики государства в последние  два-три года, являются финансово-экономические  возможности России и состояние глобальной среды безопасности12.

Новая система международных  отношений, обеспечивающая равную безопасность всех государств, в ближайшие годы создана не будет. В действующей  системе международной безопасности Россия занимает особое положение, поэтому  при обеспечении собственной  безопасности она вынуждена учитывать  необходимость парирования угроз  любого характера и масштаба. Это  вынуждает Россию расходовать огромные средства на обеспечение национальной безопасности.

2. Военный потенциал страны  продолжает оставаться главным  ресурсом обеспечения национальной  безопасности РФ, причем поддерживается  он, главным образом, за счет  боевого потенциала ВС.

Поэтому военная политика России в целом не выходит за рамки  «национальной обороны». Не растут показатели технического, научного, демографического и духовного потенциалов России, которые в современных условиях необходимо задействовать для обеспечения  военной безопасности и значение которых в военных конфликтах будущего будет только возрастать.

Главная составляющая современного военного конфликта – информационно-идеологическая, то есть борьба за общественное мнение, за волю к сопротивлению после  окончания начального этапа вооруженной  борьбы на высоком технологическом  уровне. Чтобы быть устойчивым в  этом компоненте противоборства, одного «оборонного сознания» населения  страны не достаточно. Необходимо реальное единство армии и народа. Защита общественного сознания должна стать  одной из целей военной политики государства.

3. Теория и практика  военной политики России сегодня  не являются взаимосвязанными  и взаимодополняющими.

Военная теория не дает практике реальных ответов на вопросы:

· каков возможный характер военных конфликтов будущего и сценарии участия в них России;

· какие государства являются потенциальными противники, а какие  союзниками;

· в чем сущность новых  способов и форм применения группировок ВС РФ;

· каковы современные особенности  организации взаимодействия всех элементов  военной организации государства  для парирования нетрадиционных угроз национальной безопасности;

· какие негосударственные  субъекты международных отношений  могут обладать потенциалом вооруженного насилия и т.д.

Практика военного строительства, в том числе последняя реформа  ВС РФ, пока не дает военной науке  практических примеров, требующих научного обоснования и внедрения.

4. Результаты первого  этапа реформы Вооруженных Сил  не способствовали повышению  уровня военной безопасности  государства. Потребуется еще  несколько лет, прежде чем новые  объединенные группировки войск  (сил) на стратегических направлениях  достигнут требуемого уровня  боевой готовности. В мирное время  возлагать задачи по обеспечению  военной безопасности государства на средства ядерного сдерживания не всегда является оправданным.

Некоторые проблемы военной  безопасности (повышение авторитета вооруженных сил как надежного  института государства, повышение  авторитета самого государства, определение  нового статуса Вооруженных Сил  в российском обществе) не могут  быть решены в рамках военной организации  государства, поскольку сегодня  военная организация РФ не является системой в классическом ее понимании. Это, скорее, набор отдельных элементов  без эффективных функциональных связей.

Совершенствование военной  организации РФ не стало действенным  механизмом развития политической и  экономической системы государства, гражданского общества, а следовательно, не является пока фактором устойчивого  развития России.

Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе  глобальных военно-политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной  стороны, стремления сформировать новую, более справедливую и демократичную  систему международных экономических  и политических отношений. С другой стороны, расширения практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной  войны» существенно осложняющие  международную обстановку.

В данных условиях сохраняется  значение военной силы как инструмента  внешней политики и обеспечения  национальных интересов того или иного государства.

Россия последовательно  выступает за создание такой системы  международных отношений, в которой  значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния  политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в  последнее время является важнейшей  мировой тенденцией13. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, но также и объективные геополитические потребности Российской Федерации, связанные с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и  развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений  нашей страны с наиболее значимыми  элементами современной системы  международных отношений.

Анализ военно-политической ситуации в мире позволяет сделать  вывод, что для России существуют реальные угрозы ее национальным интересам: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам относятся14:

- развертывание группировок  сил и средств, имеющих цель  военного нападения на Россию  или ее союзников;

- территориальные претензии  к Российской Федерации, угроза  политического или силового отторжения  от России отдельных ее территорий;

- осуществление государствами,  организациями и движениями программ  по созданию оружия массового  поражения;

- вмешательство во внутренние  дела Российской Федерации организаций,  поддерживаемых иностранными государствами;

- демонстрация военной  силы вблизи границ России, проведение  учений с провокационными целями;

- наличие вблизи границ  Российской Федерации или границ  ее союзников очагов вооруженных  конфликтов, угрожающих их безопасности;

- нестабильность, слабость  государственных институтов в  приграничных странах;

наращивание группировок  войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников  и прилегающих к их территории морских водах;

- расширение военных блоков  и союзов в ущерб военной  безопасности России или ее  союзников;

- деятельность международных  радикальных группировок, усиление  позиций исламского экстремизма  вблизи российских границ;

- ввод иностранных войск  (без согласия Российской Федерации  и санкции Совета Безопасности  ООН) на территории сопредельных  и дружественных Российской Федерации  государств;

- вооруженные провокации, включая нападения на военные  объекты Российской Федерации,  расположенные на территории  зарубежных государств, а также  на объекты и сооружения на  государственной границе Российской  Федерации или границах ее  союзников;

- действия, препятствующие  работе российских систем государственного  и военного управления, обеспечению  функционирования стратегических  ядерных сил, предупреждению о  ракетном нападении, противоракетной  обороне, контролю космического  пространства и обеспечению боевой  устойчивости войск;

- действия, затрудняющие  доступ России к стратегически  важным транспортным коммуникациям;

- дискриминация, подавление  прав, свобод и законных интересов  граждан Российской Федерации  в зарубежных государствах;

- распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых  для изготовления ядерного оружия  и других видов оружия массового  поражения, а также технологий  двойного назначения, которые могут  использоваться для создания  ОМП и средств его доставки.

Таким образом, исходя из сложившихся  военно-политических отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом  государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:

1. Обеспечение надежной  безопасности страны, сохранение  и укрепление ее суверенитета  и территориальной целостности,  прочных и авторитетных позиций  в мировом сообществе, которые  в наибольшей мере отвечают  интересам Российской Федерации  как великой державы, как одного  из влиятельных центров современного  мира и которые необходимы  для роста ее политического,  экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

2. Воздействие на общемировые  процессы в целях формирования  стабильного, справедливого и  демократического миропорядка, строящегося  на общепризнанных нормах международного  права, включая прежде всего  принципы Устава ООН, на равноправных  и партнерских отношениях между государствами.

3. Создание благоприятных  внешних условий для поступательного  развития России, подъема ее экономики,  повышения уровня жизни населения,  успешного проведения демократических  преобразований, укрепления основ  конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4. Формирование пояса  стабильности по периметру российских  границ, содействие устранению имеющихся  и предотвращению возникновения  потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

5. Поиск согласия и  совпадающих интересов с зарубежными  странами и межгосударственными  объединениями в процессе решения  задач безопасности мира, определяемых  национальными приоритетами России, строительство на этой основе  системы партнерских и союзнических  отношений, улучшающих условия  и параметры международного взаимодействия.

Информация о работе Роль военного фактора в современных международных отношениях