Регулирование внешнеэкономической деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ тенденций развития мировой торговли и структуры внешней торговли России показал:
-- мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой;
-- наблюдается рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными;
-- мировая торговля стала одним из факторов экономического развития;
-- выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документах ВТО;
-- возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами:
-- сблизить отечественное внешнеторговое законодательство с мировой торговой практикой и положениями документов ВТО.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика внешнеэкономиечеой деятельности России
2.Регулирование ВЭД России
2.1.Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность России
2.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.3. Государственная программа «Развитие ВЭД РФ»
3.Соглашение ЕЭП
4. Россия и ВТО
4.1. Преимущества вступления в ВТО
4.2. Негативные аспекты вступления в ВТО
5.Россия-Китай:высокие отношения
6. Свободная торговая зона между Россией и ЕС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

 

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

 

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

 

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства Козырин А. Комментарии Таможенного Кодекса РФ //Хозяйство и право. - 2001. - N 1. - с. 34-54. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

 

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год Федеральный Закон РФ от 08.08.2001 n 128-ФЗ (ред. от 26.03.2003) О лицензировании отдельных видов деятельности (принят государственной думой 13 июля 2001 года) (одобрен советом федерации 20 июля 2001 года).

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

 

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

 

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

 

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

 

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

 

Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", - играет важную роль. Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции.

 

4.Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности РФ»

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил государственную программу РФ "Развитие внешнеэкономической деятельности", сообщает пресс-служба правительства. Основным периодом реализации госпрограммы является 2013-2018гг. Она направлена на "усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение ее практического вклада в решение задач модернизации национального хозяйства"

Общий объем финансирования за весь период реализации госпрограммы составит 422 млрд руб. (в ценах соответствующих лет).

Правительство рассчитывает, что реализация госпрограммы позволит в 2013-2018гг. увеличить в 1,5 раза стоимостной объем экспорта товаров, в том числе экспорта неэнергетических товаров - в 1,6 раза, что позволит России закрепиться в первой десятке мировых экспортеров.

Кроме того, планируется переломить тенденцию к снижению доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте и выход на 10-процентный ежегодный прирост поставок по данной группе к середине периода, а также достичь уровня товарной диверсификации экспорта, сопоставимого с аналогичными показателями для развитых стран с высоким удельным весом сырьевого сектора.

Среди ожидаемых результатов реализации программы упоминается также удвоение числа организаций-экспортеров (не менее чем 1 организация-экспортер на каждые 100 зарегистрированных организаций), увеличение в 1,8-1,9 раза стоимостных объемов взаимной торговли стран - участниц Таможенного союза неэнергетическими товарами и существенное повышение места России (вхождение в группу первых 20 стран) в рейтингах Всемирного банка и Всемирного экономического форума в части оценки качества и эффективности регулятивной среды и правоприменительной практики в сфере ВЭД.

Напомним, что в начале марта 2013г. Д.Медведев на заседании правительства России призвал все регионы РФ заниматься совершенствованием своего внешнеэкономического и инвестиционного потенциала.

"Необходим опережающий  рост экспорта по сравнению  с динамикой международной торговли  в целом. Нужно расширять товарную  номенклатуру, географию поставок, наращивать экспорт машин, оборудования и другой высокотехнологичной продукции, достигнув устойчивого прироста в 10% по этой группе товаров ежегодно", - сказал глава правительства.

 

5. Соглашение ЕЭП

1 января 2012 года на территории  России, Казахстана и Белоруссии  вступило в силу соглашение по единому экономическому пространству (ЕЭП). Соглашение было достигнуто с целью формирования эффективно действующего внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики.

Данная политическая и экономическая интеграция трех стран СНГ была создана решением Межгосударственного совета Евразийского экономического союза 16 августа 2006 года, тогда и главами государств было инициировано начало разработки документов правовой базы ЕЭП. Главами государств - участниц ЕЭП 5 июля 2010 года в Астане было принято решение по ускорению подписания международных соглашений и объединения некоторых из них. Вследствие ускоренного достижения соглашений между странами в конце 2010 года договорно-правовая база ЕЭС вступила в силу уже 1 января 2012 года.

 

Данные международные соглашения на территории ЕЭС предусматривают единые принципы правил конкуренции, монополии и предоставления промышленных субсидий, поддержку сельского хозяйства и порядка госзакупок, организацию и управление единым рынком нефти и нефтепродуктов Белоруссии, Казахстана и России, единые принципы тарифной политики железнодорожного транспорта и доступа к услугам субъектов естественной монополии в сфере природного газа. А на уровне правительств – согласования по макроэкономической и валютной политике и создание условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

 

6. Россия и ВТО 
Говоря о ВЭД,нельзя не затронуть тему России и ВТО.

Немного истории: 21 июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон “О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1995 г.” Этим протоколом оформляется членство РФ в ВТО. Данный ратификационный закон был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля.

23 июля российское правительство  уведомило секретариат ВТО о  завершении Россией всех внутригосударственных  процедур, необходимых для вступления в ВТО. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления. Россия стала 156-м членом ВТО. Добавлю, что переговоры по вступлению России в эту организацию велись почти 18 лет. На сегодня участниками ВТО являются 159 государств.

Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей - это возможное снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.

Что же Россия приобретет,связав свою судьбу с ВТО?

-Доступная красота

По более низкой цене должны будут продаваться парфюм и косметика. Например, пошлины на ввоз духов и туалетной воды к 2016 году снизятся с 15 до 6,5%. На таких же условиях в Россию будут импортироваться средства для макияжа губ и глаз. К 2015-2017 годам также снизятся пошлины на импорт пудры, шампуней, лосьонов, лаков, зубной пасты, средств для бритья, дезодорантов, солей для ванн.

-Чай, кофе? Потанцуем!

Хорошие новости ждут любителей посидеть с чашечкой кофе или чая. Россия к 2015 году должна будет снизить пошлины на ввоз жареного кофе и чая.

Кстати, по прогнозам экспертов, должен подешеветь и алкоголь. Бутылка приличного вина может стоить, как в Европе, - в среднем 3-4 евро.

На кондитерские изделия снижение цен может произойти быстрее. Прежде всего, это коснется шоколада.

-Окорочка держат шаг

Ожидается, что уже в этом году должны постепенно начать дешеветь импортная молочная и мясная продукция.

-Бананы вне  игры

После вступления России в ВТО должны подешеветь цитрусовые, груши и яблоки.

-Цены на компьютеры  и телефоны упадут в течение  трех лет

В течение трех лет после вступления в ВТО Россия обнулит пошлины на компьютеры и оргтехнику (сейчас — 5,4%).

-Иномарки станут дешевле, но через семь лет

Пошлины на импортные автомобили будут снижены дважды: уже в течение года произойдет возврат к докризисным ставкам, а затем начнется обратный отсчет.

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности России