Регулирование внешнеэкономической деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ тенденций развития мировой торговли и структуры внешней торговли России показал:
-- мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой;
-- наблюдается рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными;
-- мировая торговля стала одним из факторов экономического развития;
-- выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документах ВТО;
-- возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами:
-- сблизить отечественное внешнеторговое законодательство с мировой торговой практикой и положениями документов ВТО.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика внешнеэкономиечеой деятельности России
2.Регулирование ВЭД России
2.1.Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность России
2.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.3. Государственная программа «Развитие ВЭД РФ»
3.Соглашение ЕЭП
4. Россия и ВТО
4.1. Преимущества вступления в ВТО
4.2. Негативные аспекты вступления в ВТО
5.Россия-Китай:высокие отношения
6. Свободная торговая зона между Россией и ЕС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет: «Инновационный бизнес и менеджмент»

Кафедра: «Мировая экономика и международные экономические отношения»

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Международные экономические отношения»

                                                          По теме: 

«Регулирование внешнеэкономической деятельности России»

 

 

 

 

                                                                                      Студентка группы ИМЭ-41

Назарова Е.А.

 

Руководитель работы

Хвоевская Л.И.

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Содержание 

Введение

1.Общая характеристика  внешнеэкономиечеой деятельности  России

2.Регулирование ВЭД России 
2.1.Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность России

2.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

2.3. Государственная программа  «Развитие ВЭД РФ»

3.Соглашение ЕЭП 
4. Россия и ВТО 
4.1. Преимущества вступления в ВТО 
4.2. Негативные аспекты вступления в ВТО

5.Россия-Китай:высокие отношения

6. Свободная торговая  зона между Россией и ЕС

Заключение 
Список используемой литературы

Приложение 1 
Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика внешнеторговой деятельности России

На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.

По данным таможенной статистики в январе 2013 года внешнеторговый оборот России составил 57,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2012 года снизился на 0,9%. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 49,9 млрд.долларов США, со странами СНГ – 7,5 млрд.долларов США.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 18,9 млрд.долларов США, что на 3,2 млрд. долларов США меньше, чем в январе 2012 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 15,9 млрд.долларов США (снижение на 3,7 млрд.долларов США), со странами СНГ – 3,0 млрд. долл. США1 (рост на 0,5 млрд.долларов США).

Экспорт России в январе 2013 года составил 38,1 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2012 года снизился на 4,7%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе 2013 года приходилось 86,4%, на долю стран СНГ – 13,6%.

Основу российского экспорта в январе 2013 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 78,7% (в январе 2012 года – 76,5%).

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе 2013 года составила 8,9% (в январе 2012 года – 8,7%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы уменьшился по сравнению с январем 2012 года на 2,6%, а физический возрос на 8,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились на 7,7%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали - на 36,7%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 14,4%, алюминия – на 52,8%, чугуна - на 11,0%, ферросплавов – на 2,0%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе 2013 года составила 8,8% (в январе 2012 года – 8,4%). Стоимостной объем экспорта механического оборудования возрос на 3,9%, легковых автомобилей - на 37,6%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 7,1%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2013 года составил 8,2% (в январе 2012 года – 5,7%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы увеличился по сравнению с январем 2012 года на 36,5%, а физический – на 28,1%. В том числе возросли физические объемы экспорта продукции неорганической химии - в 2 раза, смешанных удобрений – в 2,4 раза, косметических средств – на 29,6%, мыла и моющих средств – на 17,3%, пластмасс и изделий из них – на 7,4%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе 2013 года составила 4,3% ( в январе 2012 года – 3,7%. По сравнению с январем 2012 года стоимостные объемы поставок этих товаров увеличились на 10,2%. Физические объемы экспорта рыбы свежей и мороженой возросли на 44,0%, молока и сливок – на 57,8%, пшеницы – в 2,5 раза.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе 2013 года составила 2,6% (в январе 2012 года – 2,4%). Стоимостной объем экспорта этих товаров увеличился на 2,8%, физический объем остался на уровне января предыдущего года. Физические объемы экспорта пиломатериалов  увеличились на 10,7%, бумаги газетной – на 20,0%. При этом сократились физические объемы экспорта фанеры на 9,9%, целлюлозы – на 6,9%.

Импорт России в январе 2013 года составил 19,3 млрд.долларов США и  по сравнению с январем 2012 года увеличился на 7,6%. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в январе 2013 года приходилось 88,5%, на долю стран СНГ – 11,5%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2013 года приходилось 48,8% (в январе 2012 года – 50,6%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем 2012 года увеличился на 10,0%, в том числе: механического оборудования – на 10,9%, электрооборудования – на 14,7%, железнодорожного транспорта – в 4,1 раза, инструментов и аппаратов оптических – на 16,6%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 9,6%, грузовых – на 40,7%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе 2013 года составил 16,7% (в январе 2012 года – 15,4%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос по сравнению с январем 2012 года на 23,4%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 23,4%, органических химических соединений – на 11,1%, пластмасс и изделий из них – на 32,4%, каучуковых и резиновых изделий – на 1,4%, лаков и красок – на 19,0%, косметических средств – на 1,9%, мыла и моющих средств – на 9,4%.

 

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 14,4% (в январе 2012 года – 14,0%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2012 года возросли на 14,2%. Возросли физические объемы закупок мяса свежего и мороженного на 12,3%, мяса птицы – в 2,7 раза, рыбы – на 30,8%, сыров и творога – на 34,8%, цитрусовых – на 29,8%.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе 2013 года составила 7,4% (в январе 2012 года – 6,8%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем 2012 года на 23,3%. Физические объемы закупок одежды возросли на 19,5%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 18,9%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе 2013 года составил 5,1% (в январе 2012 года – 5,4%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2012 года увеличился на 7,2%, а физический снизился на 2,8%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них сократились на 5,7%. Вместе с тем возрос импорт труб на 32,4%.

Основными торговыми партнерами России в январе 2013 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 6,1 млрд.долларов США (103,0% к январю 2012 года), Нидерланды – 5,5 млрд.долл.США (91,1%), Германия – 4,7 млрд.долл.США (94,6%), Италия – 3,7 млрд.долл.США (122,8%), Турция – 2,7 млрд.долл.США (97,1%), Польша – 2,2 млрд.долл.США (105,6%), Япония – 2,0 млрд.долл.США (103,7%), Соединенное Королевство – 1,8 млрд.долл.США (133,5%), Республика Корея – 1,7 млрд.долл.США (125,4%), Франция – 1,6 млрд.долл.США (100,8%).

Несомненно, на показатели внешней торговли России оказал влияние всемирный экономический кризис 2008 года, после которого экономический уровень страны только-только начинает восстанавливаться. По данным российской статистики, из – за долгового кризиса еврозоны также не столь благополучно сложились торговые отношения России с ее самым крупным торговым партнером – ЕС, но в общей сложности, наблюдается подъем по всем показателям.

  1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность России.

Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.

 

Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

- международными правилами  и нормами, подписанными РФ. международными  договорами России с другими странами:

- национальным - законодательством  по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

 

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс Российской Федерации".

 

Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.). Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России Федеральный закон от 10.07.2002 n 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) (принят государственной думой 27 июня 2002 года).. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.

 

Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операций российские рубли на иностранную валюту и наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах. Таким образом, в XXI веке Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

3.Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности России