Региональные валютно-финансовые и кредитные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций, выявление особенностей и дальнейших перспектив их экономического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

моё.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Межамериканский банк развития (МБР) — международная финансовая организация, созданная в 1959 г. с целью финансовой поддержки экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Банк создан в 1959 году по принципу акционерного общества 19-тью американскими государствами.

Акционерами банка стали также и неамериканские государства.

Позже были созданы другие финансовые организации, связанные с деятельностью Межамериканского банка развития:

  • Межамериканская инвестиционная корпорация (1986 г.);
  • Многосторонний инвестиционный фонд (1993).

Все 3 организации: Межамериканский банк развития, Межамериканская инвестиционная корпорация и Многосторонний инвестиционный фонд образуют группу Межамериканского банка развития.

Акционерами МБР в настоящее время являются 48 государств с разным статусом, из которых 26 государств-членов банка имеют право на получение кредита, т.е. являются странами-заёмщиками.

Африканский банк развития — банк, основанный в 1963 году Организацией африканского единства (ОАЕ), чтобы способствовать экономическому развитию на всём Африканском континенте, предоставляя для этого финансовые ресурсы. Собственный капитал банка составляет около 33 млрд. долл. США. Страны-члены внесли лишь 6% от этой суммы, но гарантируют внесение оставшейся части (94%) по первому требованию. Под эти гарантии банк привлекает средства на мировом рынке облигаций. Благодаря этому банк имеет возможность распоряжаться значительными финансовыми ресурсами, но при этом большинство в его капитале (около 60%) имеют страны Африки.

Представляет собой  группу финансовых организаций:

  • Африканский банк развития;
  • Африканский фонд развития;
  • Нигерийский трастовый фонд.

Азиатский банк развития (АБР) — банк, основанный в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). Президентом АБР с 2005 является японец Харухико Курода. Претендовать на заёмные средства от АБР могут как правительства стран-участниц, так и юридические лица. Средняя сумма одного кредита составляет 15 млн. долларов, более крупные кредиты (до 50 млн. долларов) банк предоставляет довольно редко.

Приоритетные сферы  вложений — транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.

Институциональная структура  интеграционного комплекса ЕС включает ряд международных региональных валютно-кредитных и финансовых организаций, создание которых происходило постепенно, в основном в соответствии с определёнными этапами развития интеграционных процессов в Западной Европе. В 1958 г. в Люксембурге был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) — государственное финансово-кредитное учреждение Европейского союза для финансирования развития отсталых европейских регионов в форме долгосрочных кредитов. Создан с целью предоставления кредитов для сооружения и реконструкции объектов, которые представляют интерес для стран ЕС. Уставный капитал формируется из взносов стран-участниц. ЕИБ является юридическим лицом. Его членами являются государства-члены сообщества. Банк предоставляет кредиты и гарантии для реализации таких проектов:

  • по развитию слаборазвитых регионов;
  • направленных на модернизацию или преобразование предприятий или на развитие новых видов деятельности, которые способствовали прогрессу в создании общего рынка;
  • которые составляют общий интерес для нескольких государств-членов, которые за своим объёмом или природой не могут быть полностью финансово отдельными государствами-членами.

Сферы использования  кредитов: энергетика, транспорт и телекоммуникации. Европейский инвестиционный банк предоставляет также льготные кредиты за счёт средств ЕС как технический распорядитель.

1 июня 1998 года был образован Европейский центральный банк (ЕЦБ) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции  банка:

  • выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
  • содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими;
  • эмиссия банкнот евро;
  • установление основных процентных ставок.
  • обеспечение уровня инфляции не выше 2%.

Европейская система  центральных банков (ЕСЦБ) функционирует в соответствии с Маастрихтским соглашением с 1 января 1999 г. Она состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков: Национальный банк Бельгии, Бундесбанк, Банк Греции, Банк Франции, Валютный институт Люксембурга.

Все ключевые вопросы решаются дирекцией и Советом управляющих банка. В состав дирекции входят 6 человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону. Директора назначают сроком на 8 лет. Совет управляющих состоит из членов Дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками. Традиционно 4 из 6 мест занимают представители 4-х крупных Центробанков: Франции, Германии, Италии и Испании. Право голоса имеют только члены Совета управляющих, присутствующие лично или принимающие участие в телеконференции.

 

 

1.4 Банк международных  расчётов (БМР)

 

Банк международных  расчётов (БМР) — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между Центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований.

БМР был создан в 1930 году на основе Гаагского соглашения Центральных банков 5-ти государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции) и конвенции этих стран со Швейцарией, где расположен Банк международных расчётов (Базель), в связи с планом Юнга о репарациях, выплачиваемых Германией странам-победителям в первой мировой войне.

Центральные банки ведущих  торговых государств являются его учредителями, каждый назначает своего представителя  в совет директоров; правление собирается не реже 10-ти раз в год. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле.

Часть функции БМР  в значительной степени взял на себя Международный валютный фонд. Сегодня основой его деятельности остаётся кооперация среди Центральных банков. Кроме того БМР оказывает широкий спектр финансовых услуг Центральным банкам стран-членов (предоставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта).

При Банке международных  расчётов в 1974 г. был создан Базельский Комитет по банковскому надзору, который разрабатывает директивы  и рекомендации, направленные на совершенствование  банковского регулирования и ведёт работу по унификации требований к финансовому регулированию в разных странах. Кроме того под эгидой БМР действуют Комиссия по платёжным системам, Комитет по глобальной финансовой стабильности, Группа по борьбе с подделкой денежных знаков и ряд других структур [2].

Вывод: в первом разделе курсовой работы рассматриваются такие региональные валютно-финансовые и кредитные организации, как Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка (ВБ), международные региональные банки развития (Межамериканский, Африканский и Азиатский), финансовые организации ЕС, Банк международных расчётов (БМР); анализируется их деятельность. Особое внимание уделено Банку международных расчётов (БМР), основными членами которого являются центральные банки ряда стран. Дана характеристика функций и роли региональных валютно-финансовых и кредитных организаций, оценка их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сотрудничество  крупнейших валютно-финансовых и  кредитных организаций с РБ

 

2.1 Сотрудничество МВФ  с РБ

 

Республика Беларусь является членом МВФ с 1992 года. Членство в МВФ – один из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь.

Деятельность МВФ в  Республике Беларусь определена по 3-м основным направлениям, важнейшим из которых является сотрудничество с Правительством и Национальным банком Республики Беларусь при подготовке программ экономической политики с акцентом на следующие макроэкономические вопросы: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политики, обменный курс и торговая политика.

С 1992 года по 2008 год Республика Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ:

  • по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США;
  • по механизму «стенд-бай» – 77,4 млн. долларов США.

В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.

Основными направлениями  развития взаимоотношений с МВФ  в 2006 – 2009 годы являлись: выработка  согласованных подходов к определению  параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учёт и практическое использование рекомендаций экспертов МВФ при разработке и реализации экономической политики.

В конце 2008 года белорусские  власти обратились к руководству  МВФ с просьбой о заключении кредитного соглашения «стенд-бай». В результате согласования Республикой Беларусь и МВФ параметров указанного соглашения Совет Исполнительных директоров Фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделил финансовые ресурсы в объёме около 2,46 млрд. долларов США. По итогам первого обзора были скорректированы и одобрены обеими сторонами новые параметры программы и, в соответствии с запросом белорусской стороны, увеличен общий объём финансирования до 3,46 млрд. долларов США.

Полная и своевременная  реализация Республикой Беларусь предусмотренных программой «стенд-бай» мер и мероприятий позволила обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере.

Реализации программы, завершившейся в апреле 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, избежать полномасштабного кризиса платёжного баланса, а также предотвратить глубокую рецессию и сохранить низкий уровень безработицы.

В период с 25 января по 2 февраля 2011 года состоялся очередной визит  экспертов МВФ для продолжения консультаций по Статье IV Статей соглашения МВФ.

МВФ конструктивно сотрудничает с Национальным банком по оказанию технической помощи. В 2010 году со стороны МВФ было оказано содействие по следующим направлениям:

  • обеспечение операционной и финансовой деятельности Центрального банка;
  • формирование системы раннего предупреждения на макроуровне и управление рисками;
  • совершенствование денежно-кредитной статистики;
  • по методологии и практике инспектирования в банковском секторе.

Национальный банк в дальнейшем намерен продолжить внедрение в интересах страны рекомендаций технических миссий МВФ, а также задействовать экспертный потенциал Фонда по ключевым направлениям деятельности Национального банка Республики Беларусь [4].

 

 

2.2 Сотрудничество ВБ с РБ

 

Основной акцент в  программах Всемирного Банка в Республике Беларусь делается на восстановление необходимого экономического и структурного баланса, повышение благосостояния наиболее уязвимых категорий населения, а также на решение приоритетных задач в области охраны окружающей среды и в энергетическом секторе.

На рис. 2.2 можно изучить  займы по календарным годам.

 

Рис. 2.2 Займы по календарным  годам (млн.долларов США)

 

Республика Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 году. На сегодняшний день на реализацию 12 проектов Всемирный банк выделил Республике Беларусь кредитные ресурсы на сумму 865 млн. долларов США; около 30 национальных программ получили поддержку за счёт грантового финансирования в объёме 22,8 млн. долларов США. В настоящее время в Республике Беларусь Всемирный банк финансирует 5 проектов в сфере инфраструктуры, которые перечислены в табл. 2.2.

 

 

 

Таблица 2.2 Проекты, финансируемые из средств ВБ (млн. долларов США)

Проекты

Объём финансирования

Дата закрытия

1

2

3

Проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения  в Республике Беларусь»

60,0

30 июня 2013 г.

Проект по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

80,0

31 декабря 2013 г.

Проект «Усовершенствование  и модернизация автомобильной дороги»

150,0

30 ноября 2014 г.

Проект «Повышение энергоэффективности  в Республике Беларусь»

125,0

31 декабря 2014 г.

Комплексный проект «Обращение с твердыми отходами в Республике Беларусь»

42,5

30 декабря 2016 г.


 

Стратегия сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь предусматривает ограниченное и избирательное кредитование в целях ускорения темпов структурных реформ и оказания поддержки государственным программам в таких областях, как повышение энергоэффективности, обеспечение качественного водоснабжения, обращение с отходами, модернизация дорог и развитие инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Информация о работе Региональные валютно-финансовые и кредитные организации