Пути совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международной торговли услугами, её специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
А также проанализировать:
-особенности международной торговли услугами;
-динамику и отраслевую структуру международного рынка услуг;
-современное состояние Российского рынка услуг;
-регулирование международной торговли услугами;
-современные тенденции развития рынка услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика мирового рынка услуг
Особенности международной торговли услугами…………………………………..…5
Классификация международной торговли услугами по секторам………….…8
Динамика и отраслевая структура международного рынка услуг………....15
Глава 2. Современное состояние Российского рынка услуг
2.1 Особенности развития сферы услуг России………………………………………………20
2.2Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей сферы услуг России……………………………………………………………………………………………………………….24
2.3 Внешняя торговля услугами России…………………………………………………………..27
Глава 3. Пути совершенствования международного рынка услуг
3.1 Регулирование международной торговли услугами…………………………….….31
3.2 Современные тенденции развития рынка услуг…………………………………….…33
3.3 Направления совершенствования международного рынка услуг…………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………………………………….…43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК МЭО.docx

— 132.81 Кб (Скачать файл)

Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением  удельного веса сырья в международной  торговле.

            Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).

По темпам абсолютного роста  и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся  стал сегмент «особые частные  услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».

Рассмотрим объем мирового экспорта и импорта услуг на современном этапе.

        Из таблицы  5 видно, что по всем странам импорт услуг превышает экспорт, а также нельзя скрыть тот факт, что по всем странам в 2009 году произошел спад, как импорта, так и экспорта. Очевидно, что на это повлиял мировой экономический кризис.

Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом  значимость международного рынка услуг  растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.

              Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.

            Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг и нормативно-правовые документы регулирующие данное развитие. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран.

А теперь рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на рынок  услуг.

 

Таблица 5 - Объем мирового экспорта и импорта услуг 2006 – 2009 гг. (млн. долл. США)

 

 

Экспорт

Импорт

 

Весь мир

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

Северная Америка

144567

165764

185676

173545

260931

283916

299005

278023

США

132986

141786

150865

145324

231069

255455

286700

268092

Латинская Америка

57094

63980

77923

64788

71234

77881

80923

79084

Западная Европа

675654

709809

907532

798543

921100

1097754

1209906

1176003

Австрия

25065

26454

30090

26787

51098

62655

66567

64095

Франция

75231

101450

109865

86989

73774

80954

81560

78650

Германия

106653

112097

124687

116098

176209

201980

231657

222099

Италия

74797

96432

107287

105687

82098

85822

87988

86000

Нидерланды

46765

60241

81097

64064

75651

77433

90653

84900

Испания

28342

29097

34987

32194

45980

52357

60732

55690

Великобритания

73922

84021

97653

89432

133009

154783

160900

157983

Россия

31102

39256

51131

41656

44715

58145

75467

61746

Aфрика

34987

35420

42672

33665

47676

61003

67456

63001

Азия

276097

290433

301865

276082

444000

512073

609239

576777

Китай

15087

30532

46976

37978

49898

54070

57091

53099

Индия

10936

13328

16089

15986

25451

26038

30134

29013

Япония

99671

104531

110980

106799

109990

131723

130980

117856

Сингапур

9346

10666

11091

9767

22206

21245

24090

22432




 

 

3.3 Направления совершенствования развития Международного рынка услуг

 

 

             Опережающее развитие сферы услуг - один из атрибутов «сервисной экономики», возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к «третичному сектору» современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 80% экономически активного населения.

Фактически объемы и темпы роста  международной торговли услугами выше официальных, что объясняется несовершенством  и большими различиями национально-государственных  систем подсчета услуг, в том числе  их международных форм.

           Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Постепенно выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни. Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. Причинами, стимулирующими быстрое возрастание мирового рынка услуг являются следующие:

- зрелая экономика и высокий  уровень жизни повышают спрос  на услуги;

- развитие всех видов транспорта  стимулирует международную мобильность  как предпринимателей, так и населения;

- новые формы связи, в том  числе спутники, иногда позволяют  заменить личные контакты продавцов  и покупателей;

- ускорившийся процесс расширения  и углубления международного  разделения труда, что ведет  к образованию новых видов  деятельности, прежде всего в  непроизводственной сфере.

             В общем, прослеживаются следующие основные направления совершенствования международного рынка услуг:

1. С каждым годом все больше будет разрабатываться и внедряться новых услуг в мировую экономику за счет глобализационных процессов;

2. Произойдет внедрение и совершенствование новых систем, способствующих расширению международного рынка услуг;

3. Повысится уровень инфраструктуры на международном рынке услуг за счет развития НТП и интернет технологий;

4. Международный рынок услуг займет доминирующее положение на мировом рынке и постепенно вытеснит рынок товаров;

5. Будут разработаны рациональные системы измерений и оценки

качества мировых услуг, эффективности  и производительности.

Произойдет совершенствование  и обновление следующих основных сфер рынка услуг:

1. Электронная торговля может радикально изменить структуру производства и распространения туристических услуг, устранив потребность в таких вспомогательных структурах, как распределительные сети, туроператоры-оптовики и турагенты. Телекоммуникационные и информационные технологии позволяют получить информацию с любого расстояния и в любом режиме времени, в том числе on-line.

2. Высокими темпами будет развиваться индустрия транспортного обслуживания. Одной из крупнейших отраслей является сектор авиатранспортных услуг. Примерно 70 % рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки, причем 40 % общего числа международных туристских прибытий приходится на воздушный транспорт.

3. Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки на отдых с деловыми целями, тенденция к осуществлению нескольких непродолжительных поездок в течение года (дробление отпуска) способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта.

4.По прогнозу ВТО, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3 % ежегодно. Наиболее значительный рост ожидается на Ближнем Востоке - 4,8 % в год. Быстрыми темпами будет возрастать число пассажиров на европейском континенте - 3,15 % ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также прогнозируются высокие темпы роста числа пассажиров - 2,7 % в год.

5. Еще наиболее высокими темпами будет развиваться индустрия морских и речных круизов - около 5 % ежегодного роста.

6. Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. В то же время будет постепенно уменьшаться удельный вес автомобильных перевозок. Наиболее важными критериями оценки транспортного средства будут являться уровень комфорта, безопасность движения, экологическая безопасность, стоимость перевозки, скорость и вместимость.

7. Еще больше возрастет значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличиться объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастет роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.

            Таким образом, главную роль в развитии международного рынка услуг играет глобализация. Глобализация резко усиливает процесс потоков услуг, а также капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств. Глобализация имеет долговременный характер, а ее движущей силой является, прежде всего, революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков и обострение международной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

         На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

При рассмотрении данной темы можно сделать следующие  выводы:

1.отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

2.сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.

3.специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.

4.присоединение к ГАТС позволяет многим странам эффективно использовать преимущества участия в глобальной экономике.

5.оборот услуг практически невозможно регулировать таможенными пошлинами и акцизами, но услуги составляют уже более 20% от объема международной торговли. Рассматриваются различные аспекты международной торговли услугами - субсидирование социальных услуг, регулирование миграции, влияние развития информационных технологий и т.д.

6.мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.

7.на развитие мирового рынка услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

8.ускорение развития отраслей услуг, повышение технологического уровня и качественных показателей возможно также за счет всемерного расширения контактов производителей по линии внешней торговли, иностранных инвестиций, корпоративных и иных связей в целях заимствования передовых технологий, опыта организации и управления, культуры деловых отношений. Это помогло бы ускорить развитие отраслей услуг и тем самым устранить или смягчить структурный дисбаланс и технологическое отставание, тормозящие модернизацию экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2005.- 111с.

2. Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2007. – 344с.

3.Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008. – 667 с.

4.Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. «Экзамен», 2005. – 416 с.

5.Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 343 с.

6.Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.

7.Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 349 с.

8.Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2003. - 178 с.

Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг