Пути совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международной торговли услугами, её специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
А также проанализировать:
-особенности международной торговли услугами;
-динамику и отраслевую структуру международного рынка услуг;
-современное состояние Российского рынка услуг;
-регулирование международной торговли услугами;
-современные тенденции развития рынка услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика мирового рынка услуг
Особенности международной торговли услугами…………………………………..…5
Классификация международной торговли услугами по секторам………….…8
Динамика и отраслевая структура международного рынка услуг………....15
Глава 2. Современное состояние Российского рынка услуг
2.1 Особенности развития сферы услуг России………………………………………………20
2.2Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей сферы услуг России……………………………………………………………………………………………………………….24
2.3 Внешняя торговля услугами России…………………………………………………………..27
Глава 3. Пути совершенствования международного рынка услуг
3.1 Регулирование международной торговли услугами…………………………….….31
3.2 Современные тенденции развития рынка услуг…………………………………….…33
3.3 Направления совершенствования международного рынка услуг…………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………………………………….…43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК МЭО.docx

— 132.81 Кб (Скачать файл)

             В последние годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо, причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, увеличением масштабов выездного туризма.

             Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье "поездки". Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг.

Важнейшей и преобладающей статьей  торгового баланса Российской Федерации  в сфере услуг в последние  годы является туризм (в классификации  платежного баланса позиция "поездки"). На эту статью в 2009г. приходилось 40% общего объема экспорта услуг и 59% импорта. Поскольку в настоящее время расходы по "поездкам" более чем в два раза превышают доходы (по сравнению с2003г. этот разрыв увеличился), эта статья является и крупнейшей расходной частью российского баланса услуг. Важным препятствием роста экспорта услуг по статье «поездки» является отставание развития в стране соответствующей инфраструктуры: недорогих и качественных гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений. По отношению к странам СНГ Россия также выступает нетто-импортером по этой статье: импорт услуг из этих стран в 2003 г. составил 2124 млн. долл. США, а экспорт – 1232 млн. долл. США.

 

Таблица 4. Структура торговли услугами России за 2003г. и 2009г., в млн. долл. и в %.

 

2003

2009

 

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

 

13281

100

18406

100

9632

100

17412

100

Транспорт (включая страхование)

3630

27,3

2360

12,8

3261

33,8

2330

13,3

     В том числе:

               

     Водный

1229

9,3

559

3,0

1030

10,7

807

4,6

     Воздушный 

1296

9,7

1001

5,4

1406

14,6

1013

5,8

     Другой транспорт

1106

8,3

800

4,3

825

8,6

511

2,9

Поездки

7102

53,5

10011

54,4

3839

40,0

10224

58,7

Услуги связи

563

4,2

364

2,0

385

4,0

288

1,6

Строительные услуги

91

0,7

1085

5,9

165

1,7

369

2,1

Страховые услуги

35

0,3

412

2,3

Финансовые услуги

84

0,6

124

0,7

100

1,0

36

0,2

Компьютерные и информационные услуги

22

0,2

12

0,1

Роялти и лицензионные платежи

159

1,2

44

0,2

91

0,9

31

0,2

Операционный лизинг

65

0,5

128

0,7

149

1,5

275

1,6

Прочие услуги

1587

12,0

4289

23,3

1585

16,6

3455

19,9


 

 

             В сфере транспортных услуг Россия остается нетто-экспортером на мировом рынке. В общем объеме экспорта услуг удельный вес транспортных услуг составил в 2003 г. 34%; в составе импортируемых услуг на долю транспорта приходилось 13%. Однако, в последние годы прослеживается увеличение импорта данного вида услуг, что является следствием тенденции вытеснения с рынка российских транспортных фирм, особенно в сфере морского и автодорожного транспорта.

На долю других видов услуг (кроме транспорта и туризма) в 2009 г. приходилось около 26% общего объема торговли услугами. Россия пока имеет слабые экспортные позиции в сфере финансовых услуг вследствие неокрепших банковской системы и института страхования. Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественными объемами производства, в результате чего наблюдается дефицит по статье "операционный лизинг". Экспорт таких деловых услуг как маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические в структуре российской торговли услугами почти отсутствует. В то же время Россия использует свой экспортный потенциал в области научно-исследовательских разработок (главным образом промышленного и военного характера). Успешно на данном этапе осваивается новый для российских поставщиков рынок компьютерных услуг.

В географической структуре внешней  торговли услугами доминируют страны дальнего зарубежья, удельный вес которых в 2009 г. находился на уровне 76,0% по экспорту и 80,2% по импорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Пути совершенствования международного рынка услуг

 

3.1Регулирование международной  торговли услугами

 

 

             Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характерного наличием общих черт. Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.

Вплоть до самого последнего времени  рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи  с появлением на этом рынке транснациональных  компаний (ТНК), которые смогли поставить  себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

             Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно-техническое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.

           Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.

          Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Превращение услуг в составной  элемент внутрипроизводственной международной  деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования  рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует  на нескольких уровнях, для каждого  из которых характерно наличие нескольких специализированных организаций.

          Специализированные межправительственные организации, как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая организация, ИМО - международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных сооружений.

          В 1986 году на совещании в г. Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего название Генеральное соглашение по торговле услугами, состоящее из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

          Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было подписание Соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и, прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.

          С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Современная тенденция развития рынка услуг

 

 

             За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.

         Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле.

Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи  часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный  ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.

Главные факторы развития сферы  услуг

         Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги г и особенно быстро на услуги высокого класса.

            Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

          Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.

           Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).

          Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.

В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых  услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций  и повышения эффективности.

            В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.

Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг