Пути совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру международной торговли услугами, её специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
А также проанализировать:
-особенности международной торговли услугами;
-динамику и отраслевую структуру международного рынка услуг;
-современное состояние Российского рынка услуг;
-регулирование международной торговли услугами;
-современные тенденции развития рынка услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика мирового рынка услуг
Особенности международной торговли услугами…………………………………..…5
Классификация международной торговли услугами по секторам………….…8
Динамика и отраслевая структура международного рынка услуг………....15
Глава 2. Современное состояние Российского рынка услуг
2.1 Особенности развития сферы услуг России………………………………………………20
2.2Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей сферы услуг России……………………………………………………………………………………………………………….24
2.3 Внешняя торговля услугами России…………………………………………………………..27
Глава 3. Пути совершенствования международного рынка услуг
3.1 Регулирование международной торговли услугами…………………………….….31
3.2 Современные тенденции развития рынка услуг…………………………………….…33
3.3 Направления совершенствования международного рынка услуг…………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………………………………….…43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК МЭО.docx

— 132.81 Кб (Скачать файл)

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг может  быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного подхода  к классификации услуг, который  принят во Всемирном банке, учитывается  движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:

• факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным  движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам),

• не факторные услуги – остальные  виды услуг (транспортные, путешествия  и другие нефинансовые услуги).

 

Таблица 2. Классификация услуг

 

Виды услуг

Подвиды услуг

Содержание услуг

1.

Транспортные услуги

Пассажирские перевозки

Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

   

Грузовые перевозки

Международная перевозка грузов всеми  видами транспорта

2.

Поездки

Деловые

Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

   

Личные

Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3.

Услуги связи

 

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи

4.

Строительные услуги

 

Комплекс услуг по строительству  объектов за рубежом 

5.

Страхование

 

Оказание услуг по страхованию  нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

6.

Финансовые услуги

 

Финансовое посредничество между  резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)

7.

Компьютерные и информационные услуги

 

Консультации в области компьютерных программ, обработка данных, пользование  базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и  т.д.

8.

Роялти и лицензионные платежи

 

Пользование правами собственности  на объекты промышленной собственности  и авторские и смежные права

9.

Другие бизнес-услуги

Посреднические

Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка  и т.д.

   

Лизинг

Лизинг и фрахт судов, самолетов  без экипажей и другого транспортного  оборудования

10.

Личные, культурные и рекреационные  услуги

Аудиовизуальные услуги

Услуги по производству фильмов, радио- телевизионных программ, компакт-дисков

   

Прочие

Услуги, связанные с проведением  выставок, спортивных и иных мероприятий

11.

Правительственные услуги

 

Услуги по поставке товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

12.

Инжиниринговые услуги

 

Комплекс услуг коммерческого  характера по подготовке процесса производства и реализации продукции по обслуживанию строительства и эксплуатации различных  объектов

13.

Консалтинговые услуги

 

Консультации по экономическим вопросам на коммерческой основе


 

 

            Эта классификация очень важна для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги. Хотелось бы отметить, что оказание услуг достаточно часто происходит одновременно с продажей товаров или предоставлением инвестиций той или иной стране.

Существует также классификация  услуг в зависимости от способа  доставки их потребителю:

• услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные,

• услуги, связанные с торговлей  – транспорт, страхование и т.д.,

• услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей –  связь, строительство, компьютерные и  информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Согласно классификации основные виды международных услуг включают транспортные услуги, поездки (туристические  услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги.

             К транспортным услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого и транспортными средствами: воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, морским и прочими видами, включая трубопроводный. Такие услуги включают:

- грузовые и пассажирские перевозки  любыми видами транспорта,

- транспортно-экспедиционные услуги,

- аренду (чартер) с водителем,

- услуги по транспортировке  нефти, газа и др. по трубопроводам,

- прочие, связанные с перевозкой, транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе.

Туристические услуги охватывают доходы (расходы) от иностранного туризма и  включают, главным образом, услуги гостиниц, мест общественного питания.

          Услуги связи включают операции между резидентами и нерезидентами по обслуживанию систем связи.

К строительным услугам относятся  строительно-монтажные, ремонтно-строительные и строительно-реставрационные работы.

Страховые услуги включают различные  виды страхования, осуществляемого  страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров и наоборот.

             Финансовые услуги охватывают услуги, предоставляемые финансовыми посредниками в связи с предоставлением кредитных линий, по операциям с ценными бумагами, аккредитивами, банковскими акцептами, финансовым лизингом, операциям с иностранной валютой и т.д.

Компьютерные и информационные услуги включают операции, в ходе которых  резидент предоставляет нерезиденту  и наоборот услуги по обработке данных и информационных сообщений.

Государственные услуги содержат все  виды услуг, связанных с деятельностью  сектора государственного управления, международных и региональных организаций.

Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) –   обособленный в самостоятельную  сферу деятельности комплекс  услуг  коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и  реализации  продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации  промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.  В современных  условиях  роль  инжиниринга  как  объекта  международной торговли     существенно     возросла.     Данные     услуги     оказываются специализированными фирмами, строительными  и  промышленными  компаниями  на коммерческой основе.

Консалтинг  представляет  собой  особый  вид  консультационных   услуг, которые  предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим  вопросам на коммерческой основе. Эти  консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем  – делают аналитические обзоры экономической  деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические  обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают  также для предприятий и  компаний экспортно-импортную стратегию. При  этом они действуют как на национальной территории, так и  за  рубежом, открывая  там собственные филиалы  или участвуя в смешанных компаниях  аналогичного направления.

           Прочие деловые услуги охватывают различные виды международных услуг:

- юридические и бухгалтерские  услуги, консультационные услуги  в области управления и в  сфере связей с общественностью,

- услуги в области рекламы  и изучения конъюнктуры рынка,

- научно-исследовательские работы  и опытно-конструкторские разработки,

- архитектурные, инженерные и  прочие технические услуги,

- услуги по переработке или  обработке продукции,

- услуги по ремонту транспортных  средств и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Динамика и отраслевая структура рынка услуг

 

 

              Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т. д. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства.                Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг - по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

              К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно высокие темпы  роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий  населения, нуждающихся в посторонней  поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам  услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

             Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, в клубной деятельности самого разного профиля.

              Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне, средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная  динамика, как и годом ранее, наблюдалась  во всех без исключения отраслях.

Высокие темпы роста сохранили  международные операции, связанные  с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% (рис.1).

 

 

 

Рис. 1. Структура экспорта услуг

 

 

 

            Из рисунка 1 видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи (17%), роялти и лицензионных платежей (14%), а также финансовых услуг (12%).

Поступления от компьютерных и информационных услуг выросли в 1,5 раза, составив 1,6 млрд. долларов.

Структура услуг, предоставленных  внешним потребителям, стала более  диверсифицированной. Если в 2003 году на долю операций, не относящихся к  транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2006 году – уже 41%, а в 2010 году этот показатель составил 47%.

Импорт услуг по сравнению с 2007 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы  прироста зарегистрированы по всем категориям (рис.2).

 

 

 

Рис. 2. Структура импорта услуг.

 

             Видно, что доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2010 году – до 33%.

Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом (рис. 3 и 4).

 

 

 

 

 Рис. 3. Структура мирового экспорта  услуг 2009 г. (в % к итогу).

 

Рис.4. Структура мирового импорта 2009 г. (в % к итогу).

 

           Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2007 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов).

            Среди стран дальнего зарубежья основными потребителями услуг были резиденты Соединенного Королевства (11%), Соединенных Штатов и Германии (по 9%), Кипра (8%), Турции (6%), Швейцарии (4%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 58% всего экспорта.

Распределение импорта услуг по группам стран также практически  не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее  зарубежье, в 2009 году он превысил 68,9 млрд. долларов, прирост за год составил 16 млрд. долларов (30%). Внутри этой группы продолжала расти роль стран Европейского Союза: их удельный вес в совокупном импорте достиг 48%. На потребление  услуг, оказанных резидентами стран  АТЭС, пришлось 12% импорта, при этом его объем вырос на 28 % и составил 7,9 млрд. долларов США.

Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг